Файл: Р.Р. Масленников Лекции по истории автомобильной науки и техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.06.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 0
масштабам государства, его климатическим особенностям. А самое главное - отечественные автомобили не были адаптированы для эксплуатации населением, автолюбителями, кроме того, не было развитой службы сервиса. Во всем мире автомобиль вошел в семью как неотъемлемая часть быта. Наш же автомобиль в своей стране мог эксплуатировать только профессионал или любитель - энтузиаст.
В 1968 году принимается решение о строительстве в г. Тольятти Волжского автомобильного завода с годовым производством 750 тыс. автомобилей в год. Завод, как и автомобиль, были закуплены в Италии
Рис 11.65. МАЗ-500 4х2.2. Грузоподъемность, кг– 8000; двигатель– ЯМЗ-236, диз., V – обр., 4-такт., 6-цил., верхнеклапанный, рабочий объем-11,15л, мощность180 л.с. (132,4 кВт); макс. скорость, км/ч- 85; шины- 300-508Р; топливный бак, л- 200; диз. топливо; контрольный расход топлива при 40 км/ч, л/100 км23,8.
у фирмы "Фиат". За основу была взята модель лучшего малолитражного автомобиля года, испытана институтом НАМИ и по предъявленным претензиям адаптирована к российским условиям. Только за девятую пятилетку (1970 – 1975гг.) капитальные вложения в автомобилестроение вдвое превысили стоимость основных производственных фондов, созданных за все предыдущие годы развития автомобильной промышленности. Производство легковых автомобилей за пятилетку возросло в 3,5 раза при одновременном значительном улучшении их качества и увеличении выпуска как грузовых автомобилей, так и автобусов. Выпуск легковых автомобилей стал превышать производство грузовых. На росте выпуска легковых автомобилей также сказалась реконструкция Московского автомобильного завода имени Ленинского комсомола и Запорожского автомобильного завода "Коммунар". Волжский автомо-
144
бильный завод представлял собой крупнейшее современное производство, созданное с учетом последних достижений отечественного и зарубежного автомобилестроения. С трех конвейеров завода каждые 22 секунды сходит автомобиль. По технической оснащенности цехов, уровню механизации и автоматизации основного и вспомогательного производства, по производительности труда ВАЗ был одним из передовых предприятий в мировом автомобилестроении, 80% установленного оборудования работало по автоматическому и полуавтоматическому циклу. Основными автомобилями Волжского автомобильного завода этого периода были ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 и ВАЗ-21011. Автомобиль ВАЗ-2101 выпускается Волжским автомобильным заводом с
1970 года, ВАЗ-2102 с 1971 г., ВАЗ-2103 с 1973 г. и ВАЗ-21011 с 1974 г.
Автомобили имели закрытый, четырехдверный, несущий кузов типа "седан", ВАЗ-2102(рис.11.66) – пятидверный , универсал. Заднее сиденье ВАЗ-2102 откидывается и образует площадку для перевозки грузов. Автомобиль ВАЗ-21011 имел большую мощность двигателя за счет увеличения диаметра поршня, и, следовательно, объема двигателя до 1,3 л. ВАЗ-2103 автомобиль повышенной комфортности с двигателем повышенной мощности. Повышенная мощность двигателя достигается увеличением хода поршня, и следовательно, объема двигателя до 1,45 л., система охлаждения которого была снабжена электровентилятором. Карбюратор имел электромагнитный клапан.
Рис.11.66. ВАЗ-2102 4х2.1. Число мест- 5; масса багажа, кг50; полная допустимая масса прицепа, кг300; двигатель– 2101, карб., рядн., 4-такт., 4-цил., верхнеклапанный, рабочий объем-1,2л, мощность64 л.с. (47 кВт); макс. скорость, км/ч- 137; шины- 155-330 (6,15-13); топливный бак, л- 39; бензин- АИ-93; контрольный расход топлива при 80 км/ч - 8,0л/100 км.
145
Первые пять опытных образцов моторов модели "412" были собраны заводом МЗМА еще в прошлом этапе, в 1965 году. В июле 1966 года техническая документация на новый двигатель была передана уфимскому моторостроительному заводу, который с 1967 освоил его производство и начал поставлять их в Москву и в Ижевск. С начала 1969 года "москвичи" модели "412" выпускались с прямоугольными фарами, раздельными передними сиденьями и напольным рычагом переключения передач. В 1975 году с конвейера завода имени Ленинского комсомола сошел двухмиллионный "Москвич" (рис.11.67). Автомобиль выпускался с 1967 по 1976 годы. Аналогичные автомобили в те же годы выпускал Ижевский машиностроительный завод (П/О ИЖМАШ). После очередной модернизации, с несколько измененным внешним видом и в современной индексации они получили соответствующую индексацию "Москвич-2140" и ИЖ-2125, и тот и другой заводы самостоятельно разработали автомобили с пятидверными кузовами типа «универсал».
Рис.11.67 Москвич-412 Колесная формула- 4 Х 2; число мест- 4-5; число цилинд- ров-4; рабочий объем – 1478 см3; мощность75 л.с. при 5800 об/мин; клапанный механизмОНС; число передач- 4; размер шин- 6,15-13; длина 4196 мм; ширина1550 мм; высота1480 мм; база2400 мм; снаряженный вес1045 кг; скорость –
140км/ч.
С1970 г. Горьковский автомобильный завод освоил выпуск нового автомобиля среднего класса ГАЗ-24 с четырехдверным закрытым кузовом и с 1972 г. ГАЗ-24-02 (рис.11.68) пятидверный универсал.
146
Рис.11.68. ГАЗ-24-02 4х2.1. Число мест- 7; масса багажа, кг140; полная допустимая масса прицепа, кг300; двигатель– 24Д, карб., рядн., 4-такт., 4-цил., верхнеклапанный, рабочий объем-2,445л, мощность95 л.с. (69,9 кВт); макс. скорость,
км/ч- 142; шины- 185-355 (7,35-14); топливный бак, л- 55; бензин- АИ-93; кон-
трольный расход топлива при 80 км/ч, л/100 км11,0.
Ульяновский автомобильный завод в 1972 г. осваивает выпуск легкового автомобиля повышенной проходимости УАЗ-469Б (рис.11.69), а в 1973 г. автомобиля УАЗ-469. Оба автомобиля имеют открытый четырехдверный кузов со съемным тентом и откидывающимся задним бортом. У автомобиля УАЗ-469 в отличие от автомобиля УАЗ-469Б для увеличения дорожного просвета ведущие мосты выполнены с разнесенной главной передачей, т.е. применены колесные редукторы.
Рис.11.69. УАЗ-4694х4.1. Число мест- 7; масса багажа, кг100; полная допустимая масса прицепа, кг850; двигатель– 541МИ, карб., рядн., 4-такт., 4-цил., верхнеклапанный, рабочий объем-2,445л, мощность75 л.с. (55,2 кВт); макс. скорость,
км/ч- 100; шины- 215-380 (8,40-15); топливный бак, л- 2 по 39; бензин- А-76; кон-
трольный расход топлива при 30 км/ч, л/100 км10,6.
147
В 1968 году Павловский автобусный завод освоил выпуск автобусов малой вместимости ПАЗ-672 (рис.11.69). Автобус при малых размерах отличали: хорошая маневренность, проходимость и вместимость, что сделало его незаменимым в небольших городах, пригородах и в сельской местности. На основе базовой модели был разработан автобус местного сообщения повышенной проходимости ПАЗ-3201 (рис.11.70) колесной формулы 4х4.2, выпуск которого начался с 1972 года. Автобус нашел широкое применение в сельской местности, в леспромхозах, геологических партиях, на нефтепромыслах. Конструктивно модель представляла собой комбинацию ходовой части грузовика ГАЗ-66 с кузовом и силовым агрегатом автобуса ПАЗ-672. Хорошо отапливаемый и вентилируемый салон позволял применять автобусы практически в любом районе страны.
Рис. 11.69 ПАЗ-672 Число мест для сидения23, общее37; число и рабочий объем цилиндров- 8 и 4250 см3; мощность115 л.с. при 3200 об/мин; число передач- 4; база3600 мм; длина7150 мм; ширина2440 мм; высота2950 мм; снаряженный вес4535 кг; максимальная скорость –80 км/ч; эксплуатационный расход то-
плива20.5 л/100 км.
Львовский автобусный завод, специализировавшийся на выпуске автобусов среднего класса, в 1969 году осваивает производство автобуса ЛАЗ-697М "Турист" (рис.11.71). Автобус пришел на смену устаревшей модели ЛАЗ-697Е. Этот автобус среднего класса предназначался для междугородних линий небольшой протяженности, для экскурсионных поездок, а также он широко использовался в городах для обслуживания экспрессных маршрутов. Кроме того, он нашел широкое применение в транспортных цехах заводов для доставки рабочих не к проходной завода, как это делал общественный транспорт, а к проходной цеха, т.е. широко использовался как заводской пассажирский транспорт.
148
Рис. 11.70 ПАЗ3201 Число мест для сидения26; число и рабочий объем цилиндров- 8 и 4250 см3; мощность115 л.с. при 3200 об/мин; число передач- 4; база3600 мм; длина7150 мм; ширина2390 мм; высота3040 мм; снаряженный вес5070 кг; максимальная скорость –80 км/ч; эксплуатационный расход топлива28
л/100 км.
Рис. 11.71 ЛАЗ697М «Турист» Число мест для сидения33; число и рабочий объем цилиндров- 8 и 6000 см3; мощность150 л.с. при 3200 об/мин; число передач- 5; база4190 мм; длина9190 мм; ширина2500 мм; высота2950 мм; снаряженный вес7300 кг; максимальная скорость –80 км/ч; эксплуатационный расход топлива35 л/100 км.
149
Рис. 11.72 КАвЗ685 Число мест для сидения21, общее 28; число и рабочий объем цилиндров- 8 и 4250 см3; мощность115 л.с. при 3200 об/мин; число передач- 4; база3700 мм; длина6600 мм; ширина2410 мм; высота2840 мм; снаряженный вес4080 кг; максимальная скорость –80 км/ч; эксплуатационный расход топлива24 л/100 км.
Производство автобусов малого класса общего назначения, рассчитанных на грунтовые дороги КавЗ-685 (рис.11.72) освоил в 1971 году Курганский автобусный завод. Автобус обладал повышенной проходимостью, имея колесную формулу 4х2.2, обладал улучшенной отопительной и вентиляционной системами и широко использовался в поселковом и межрайонном сообщении. Одна из модификаций предусматривала дополнительную изоляцию кузова и двойное остекление.
Этап восьмой (1976-1986 гг.) посвящен началу массовой дизелизации грузовых автомобилей. В феврале 1976 г., вступил в строй гигант отечественного грузового автомобилестроения – Камский автомобильный завод (КамАЗ) по производству восьмитонных автомобилей с двигателями Дизеля. Проектная мощность завода 150 тыс. автомобилей в год. Это был один из самых крупных в мире заводов по производству грузовых автомобилей. Базовой моделью стал трехосный бортовой ав- томобиль-тягач КамАЗ-5320 (рис.11.73, справа) с колесной формулой 6х4.2. Он предназначался для постоянной работы с прицепом. Кузов – металлическая платформа с открывающимися боковыми и задним бортами. Настил пола – деревянный, предусмотрена установка тента.
150
Кабина – трехместная, откидывающаяся вперед, с шумо- и термоизоляцией, оборудована местами крепления ремней безопасности. С 1979 г. выпускается автомобиль КамАЗ-53212 6х4.2 грузоподъемностью десять тонн и кабиной со спальным местом. Сидение водителя – подрессоренное, регулируется по массе и росту водителя, наклону спинки. На базе автомобиля КамАЗ-5320 в 1976 г. выпускается автомобиль седельный тягач КамАЗ-5410 6х4.2 (рис.11.73, слева), а в 1977 г. - самосвал КамАЗ-5511 6х4.2 с цельнометаллическим кузовом, разгружающимся назад. В 1983 осваивается выпуск бортового автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4310 6х6.1. Кузов – металлическая платформа с откидными задним и боковыми бортами, оснащена каркасом и тентом, настил пола – деревянный. Модификация автомобиля Камаз-43101 рассчитана на перевозку 30 человек, кузов автомобиля снабжен решетчатыми надставными боковыми бортами с откидными боковыми и средней съемной скамейками. Автомобиль снабжен лебедкой барабанного типа с червячным редуктором и ленточным тормозом.
Рис.11.73. КамАЗ-5320 (справа), (КамАЗ-5410 (слева)) 6х4.2. Грузоподъемность, кг– 8000; нагрузка на седльно-сцепное устройство, кгс-8100; допустимая масса прицепа (полуприцепа), кг11500 (19100); двигатель– КамАЗ-740, диз., V – обр., 4-такт., 8-цил., верхнеклапанный, рабочий объем-10,85л, мощность210 л.с. (154,4 кВт); макс. скорость, км/ч- 80/100 ; шины- 560-508Р; топливный бак, л- 170 (2 по 125); диз. топливо; контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км26 (35).
Одновременно с пуском Камского автомобильного завода заводы ГАЗ и ЗИЛ развернули работы по разработке и освоению производства двигателей Дизеля к своим перспективным моделям автомобилей.
151