Файл: Л.Я. Мощевитина Организационное поведение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии и педагогики

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Методические указания в помощь студентам направления 521500 - «Менеджмент» для выполнения практических занятий, самостоятельной работы и подготовки к зачету

Составители: Л.Я. Мощевитина Г.В. Неупокоева

Утверждены на заседании кафедры

Протокол N 7 от 2.02.01 Рекомендованы к печати методической комиссией направления 521500 Протокол N 6 от 3.02.01 Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса

КузГТУ

Кемерово 2001

1

ТЕМЫ: 1. ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ 2. МОТИВАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

ОРГАНИЗАЦИИ

ЦЕЛИ:

-научиться определять, какой из теорий человеческого поведения по МакГрегору придерживается руководитель;

-научиться видеть в реальных ситуациях возможности применения мотивационных теорий;

-научиться использовать знания теорий мотивации и ролевого поведения на практике;

-научиться определять, согласуется ли ролевое поведение членов организации с общей концепцией организации;

-сформировать умения по преодолению внутриролевых и межролевых конфликтов.

Ситуация 1 «Поддержка»

При проведении планового анализа собственной деятельности за истекший год один из молодых начинающих сотрудников отдела Х НИИ испытывал затруднение и даже впал в состояние уныния. Я как начальник отдела сказала ему:

-Я уверена, что Вы, Николай Алексеевич, сможете написать качественный анализ своей деятельности. В течение года Вы проделали большую работу, внесли весомый вклад в работу всего отдела. Теперь это надо отразить на бумаге. Я внимательно про-

смотрела Ваши наброски и отметила существенные положительные моменты в них. Вот посмотрите, пожалуйста,…

Далее я стала говорить о достоинствах написанного, постепенно перейдя к пунктам, требовавшим корректировки. Мы обсудили, как изменить их.

Через два дня коллега вновь подошел, попросил почитать написанное.

-Я же говорила, что Вы сможете составить анализ правильно. Уже почти то, что надо. Вот это получилось замечательно,… и


2

здесь хорошо,… а вот тут, по-моему, будет лучше написать так…

Мы опять обсудили достоинства и недостатки работы, исправили недочеты, имевшие место.

Через день коллега сдал работу и не имел никаких нареканий. В дальнейшем я замечала, как он, теперь уже обладавший опытом работник, помогал другим советами.

Задание

1. Как вы считаете, в свете какой из теорий человеческого поведения по Мак-Грегору воспринимает окружающих начальник отдела? Как, скорее всего, будет относиться к другим людям молодой специалист?

2.Как вы считаете, уделяет ли руководитель внимание вопросам мотивации сотрудников?

Ситуация 2 «Подсидел или нет?»

Петров Петр Петрович (в дальнейшем – П.), молодой специалист, пришел на предприятие с численностью работников 410 человек на должность начальника управления снабжения и сбыта. Предприятие находилось в тяжелой ситуации, основными чертами которой были:

-отсутствие договоров на реализацию продукции и поставок сырья;

-длительные простои из-за отсутствия сырья;

-большая задолженность по заработной плате.

Коммерческим директором этого предприятия, т.е. непосредственным начальником П. являлся Миндибаев Ренат Ибрагимович (в дальнейшем – М).

М. был человеком тяжелого характера, с резкими перепадами настроения. Чаще всего окружающая действительность представлялась ему в мрачных тонах. В действиях подчиненных он скорее видел недостатки, чем достоинства. Всегда старался найти изъян в выполненной работе, чтобы при случае напомнить об этом.

3

П. разработал программу реформирования снабженческо-сбытовой деятельности, реорганизовал работу своего отдела, что привело к стабильным поставкам сырья и увеличению объема сбыта выпускаемой продукции. П. заслужил уважение коллег и руководства. Некомпетентность М. привела к тому, что работники смежных служб и потребители стали обращаться к П., минуя М. Работники управления снабжения и сбыта стали избегать профессионального общения с М. В связи с этим между М. и П. возникла конфликтная ситуация.

Фактически руководителем коммерческой службы завода стал П., но права подписи у него не было. Проанализировав ситуацию, П. увидел, что для дальнейшей работы его службы необходимо официально отстранить М. от управления коммерческой службой.

Перед П. встала задача сделать так, чтобы к данному решению пришел и директор завода.

П. изложил директору следующие факты:

-с его приходом на предприятие коммерческая служба стала работать намного эффективнее;

-срывов в поставках сырья нет;

-значительно увеличился объем сбыта;

-простоев производства по вине коммерческой службы не было;

-он ведет переговоры по заключению договоров;

-стратегические и тактические планы коммерческой службы разрабатываются им, хотя это является непосредственной обязанностью коммерческого директора, т.е. М.;

-наиболее важные договора, обеспечивающие предприятие сырьем, были подписаны под его личную ответственность при несогласии М.;

-его служебного положения недостаточно для ведения переговоров;

-дальнейшее развитие службы невозможно в сложившейся ситуации…

Директор согласился со сказанным и решил произвести ротацию кадров. П. был назначен коммерческим директором завода, а М. был переведен на должность заместителя директора по общим вопросам.


4

Задание

1. Как вы считаете, имел ли право П. на новую должность?

2.Вписывается ли поведение действующих лиц в концепцию теории ожидания?

3.Охарактеризуйте ролевое поведение М. и П.

4.Какие мотиваторы (по Герцбергу) деятельности П. вы можете назвать?

Ситуация 3 «Лебедь, рак и щука»

В фирме трое руководителей. Управленческие решения по вопросам стратегического планирования, осуществления комплексных задач принимаются после совместного обсуждения простым большинством голосов. Реализацией принятых таким образом решений и контролем занимаются все трое, каждый ставит перед исполнителями конкретные задачи и требует их решения в поставленные сроки.

Сотрудники фирмы имеют достаточно высокие зарплаты, тем не менее, текучесть кадров высока. Поскольку известно, что на подготовку хорошего специалиста, способного полноценно решать поставленные перед ним задачи, уходит не менее полугода, трое руководителей стали выяснять истинные причины увольнения работников. К своему удивлению, они услышали от увольняющихся, что в фирме слишком много директоров, и угодить всем невозможно, что каждый из руководителей требует решения поставленных им задач, не считаясь с заданиями двух других. Руководители узнали о том, что из-за несогласованности их действий в коллективе сложилась напряженная обстановка, среди работников бытует мнение, что все требования руководства выполнить хорошо и в срок невозможно, многие специалисты не хотят работать в этих условиях и увольняются.

Задание

1. Какие принципы управленческого общения были нарушены тремя руководителями?

5

2.Вспомните содержательные теории мотивации. Как вы считаете, почему увольнялись работники, имевшие неплохую зарплату?

Ситуация 4 «Старшой»

Разговор с директором

Крепко пожав руку, директор жестом пригласил сесть. Начал прямо, без обиняков:

-У тебя какое образование? В первый момент я растерялся:

-Высшее, а почему…

-Знаю, и люди твои учатся. Дважды в год на сессию ездят. Я вот тут посмотрел, что кое-кто учится не по горному профилю.

-Да, есть такие. А что, разве плохо, когда человек расширяет кругозор?

-Ты – руководитель, посчитай сам, предприятие оплачивает им ученический отпуск, это 50 дней в году, плюс очередной отпуск 59 дней, плюс больничные и прочее. Получается треть годового рабочего времени людей на работе нет. А отдача? На кого они учатся? Я не имею в виду горняков. Юристы, экономисты, финансисты. Ты же понимаешь, мы их выучим, а где они потом работать-то будут? Фирмы пооткрывают, в коммерцию уйдут. А мне это надо?

-А что делать? Ведь по КЗОТу они имеют право. Тем более мы дали им возможность поступить, рекомендации подписали. Ктото уже доучивается.

-Ты – начальник участка, решай вопрос, но чтобы этой головной боли у меня не было. Разговаривай с ними, уговаривай, решай вопрос, я сказал…


6

Проблема или не было печали…

Удивительная способность у проблем – появляться в самое неожиданное время, когда их совсем не ждешь. Проблема была в том, что надо было выполнять приказ директора. Но самое главное, что речь шла о близких мне людях, моих товарищах. Специфика работы в шахте состоит в том, что «случайные» люди в бригаде или на участке долго не задерживаются.

Шахта – это то место, где возможно все. «Подземные» люди – это одна семья, где каждый знает друг о друге все, а может быть, и больше. Как сказать другу, с которым делишь хлеб, побывал в разных передрягах, да, в конце концов, выпил «море водки», что ему надо либо бросить институт, либо работу. На сегодняшний день, институт – это мостик в будущее, не весь же свой век работать под землей, а работа – для когото единственный источник существования, «кормилица». Где еще мужику работать в шахтерском городе, с «горным» дипломом или специальностью?

Задал директор задачу! Рассчитывать на то, что он не вернется к этой проблеме, не стоило. Директор – человек слова, раз сказал – значит надо выполнять, как в армии.

«Финансист» и «Экономист»

Горячий сухой воздух приятно согревал тело. В этот раз в парной нас собралось человек шесть. Мужики расслабились после смены. В предбаннике всех ждал горячий чай, заваренный на травах заботливой банщицей тетей Галей. В такие моменты кажется «как мало надо человеку для счастья». Забываешь о рутине: «дом-работа, койка-мойка…»

Ребята сами начали разговор.

-Слушай, «старшой», тут дело такое, наверно, нам уходить придется.

-А что так рано? Еще и часа не сидели.

-Да нет, с шахты – уходить.

Я сразу не понял, неужели директор их сам вызвал?

-А что случилось, что-то не устраивает?

-Да нет, ты знаешь, у нас скоро диплом, а работаем-то не по специальности. До защиты не допустят. Я же на экономическом

7

учусь, а Саша – «финансист». Место работы должно соответствовать, понимаешь…

-Вот в чем дело… А что этот вопрос нельзя порешать на шахте?

-Да пробовали, не получается. На шахте вакансий нет. Придется уходить на сторону.

-Жаль мне терять таких классных специалистов и мужиков… Можно сказать, что вопрос был решен на 70%. Повезло, с одной

стороны, но ребят было жалко.

«Юрист»

Но самое трудное еще предстояло сделать. «Юрист» был моим закадычным другом. С ним мы познавали азы горного искусства, учились

винституте. Одним словом, «прошли и огонь, и воду».

Впринципе я знал, что он собрался уходить с участка по состоянию здоровья.

И я решил посоветоваться с начальником юридического отдела, прекрасной женщиной «бальзаковского» возраста. У нас с ней сложились хорошие отношения. Я вспомнил, что ее внук увлекается футболом, играет в городской юниорской футбольной команде.

А будучи в командировке в Англии, я купил шарфик болельщика футбольного клуба «Манчестер Юнайтед» и пару плакатов с автографами всех игроков клуба.

Утром следующего дня, прихватив с собой подарки, я вошел в кабинет «Дамы». Она, как всегда, была в отличной форме, и я заметил, что она сменила прическу.

-Доброе утро, Ирина Петровна! Вы прекрасно выглядите.

«Дама» мило улыбнулась, немного смутившись.

-Вы сменили имидж, Вам очень идет. Ирина Петровна, Вы не заняты, можно с Вами поговорить?

-Конечно, конечно, присаживайтесь.

-Тут такое дело , я слышал у Вас есть футбольный фанат?

-О да, мой внук, он так увлечен футболом. Я и сама теперь ярая болельщица.

-Тогда это ему пригодится.

С этими словами я достал свои трофеи и передал их «Даме». Доставая шарфик, она охнула.

- Чем я смогу Вас отблагодарить?


8

-Да что Вы… ничего не надо, хотя… есть небольшое дело. Тут директор меня озадачил… (И я изложил весь наш разговор). Как быть – не знаю… Надо приказ выполнять, а с другой стороны – душа не лежит…

-Ты знаешь, в нашем отделе есть вакансия, только об этом знают немногие. В общем-то работой у нас отдел загружен, и для него дела найдутся. Но разговаривать с директором будешь сам. На мою поддержку можешь рассчитывать…

-Спасибо, спасибо большое, я думаю, у нас все получится.

Я решил, что «железо надо ковать, пока горячо». Я поднялся в приемную директора, на ходу проигрывая будущий разговор.

Секретарь в приемной что-то перебирала у себя на столе, видимо, корреспонденцию. Я поздоровался с ней.

-Директор у себя?

-Да.

-Он принимает?

-Сейчас узнаю.

Она поднялась и процокала к двери, зашла в кабинет директора, пробыв там недолго вышла и сказала:

- Можно, он свободен.

Я вошел в кабинет. Директор, как обычно поднялся навстречу, пожал руку.

-Присаживайся, что у тебя?

-Я по поводу нашего прошлого разговора.

-Ну что, порешал?

-Да, думаю, что да. «Экономист» и «Финансист» уже подали заявления об уходе. А вот по поводу «Юриста» – честно скажу, мне не хотелось бы терять такого парня. Помните, в свое время он подал рацпредложение по переоборудованию перегруза ленточного конвейера.

-Да, помню.

-Оно позволило шахте сэкономить средства, а участку перебросить рабочих, высвободившихся в результате переоборудования на другие точки. Вы ему еще премию вручали к юбилею шахты.

-Помню, ну и что?

-Ему осталось учиться полгода.

-Хорошо, что ты предлагаешь?

9

-Он знает шахту, прошел все ступени: от ГРОЗа до горного мастера. Теперь он будет юристом. Нельзя его отпускать с шахты. Он, с его головой, зная нашу специфику, пригодится нам в качестве юриста. Тем более, что в юридическом отделе есть свободная ставка. А для решения трудовых споров трудно найти более подходящую кандидатуру.

Директор ответил не сразу. Глядя мне прямо в глаза, он произнес:

-Зато и из тебя адвокат хороший. Ладно. Начальник юридического отдела уже в курсе? – Директор улыбнулся.

-Да. Начальник юридического отдела его знает, она не будет возражать. Я с ней разговаривал по этому поводу.

-Хорошо, пусть будет по-твоему… Готовь бумаги на перевод. Мы пожали друг другу руки и расстались, я думаю, довольные решением вопроса.

Задание

1. Согласуются ли цели личности («Юриста», «Финансиста», начальника участка) и организации в описанном примере?

2.Соблюдают ли законы управленческого общения директор и начальник участка?

3.Заботится ли о мотивации сотрудников начальник участка?

4.Охарактеризуйте социально-психологический климат на участке?

5.Владеет ли начальник участка культурой управленческого общения? Ответ обоснуйте.

Ситуация 5 «Молодой специалист»

Молодой специалист во время обучения в ВУЗе проявлял интерес к прикладным и творческим видам работы. Подрабатывал младшим научным сотрудником. Специальность, которую он получил по завершению учебы, была техническая, и найти интересную работу по специальности и с достойным заработком не представлялось возможным.

Найти работу удалось в исполнительном секторе бюрократической машины. Первое время, когда проходил процесс адаптации, ему работа