Файл: Е.С. Мичурина Социальная психология. Методические указания в помощь магистрантам по усврению дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии и педагогики

Социальная психология

Методические указания в помощь магистрантам по усвоению дисциплины

Составитель Е.С.МИЧУРИНА

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 8 от 16.04 02

Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900

Протокол №329 от 14.05.02.

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ

КЕМЕРОВО 2002

1

Уважаемые магистранты!

Предлагаемые вам упражнения, задания, тесты и игры помогут в успешном усвоении дисциплины «Социальная психология».

Представленный материал разбит по разделам курса: социальное мышление, социальные воздействия, социальные отношения. Приводятся ответы на упражнения.

Данные методические указания можно использовать как для аудиторных, так и для самостоятельных занятий.

Раздел 1. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ

«Я» в социальном мире.

Социальные убеждения и суждения.

Поведение и установки.

Социальное познание.

Упражнение 1

Посмотрите на рис. 1 (Идеальное «Я»). Объясните, что такое идеальное «Я». Какие еще «Я» могут присутствовать в психологической реальности человека? Как это проявляется в отношениях с другими людьми?

Рис.1.У настоящего, сильного человека «Я»-идеальное управляет всеми другими его «Я»

2

Упражнение 2

Укажите, какие из перечисленных качеств предполагают высокую самооценку (позитивная «Я»-концепция), а какие – низкую самооценку (негативная «Я»-концепция).

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному на с.37. А. Уверенность в себе.

Б. Общительность.

В. Наличие больших различий между образом идеального «Я» и реальным поведением.

Г. Высокая критичность по отношению к окружающим. Д. Самостоятельность.

Е. Возможность манипулировать данным человеком. Ж. Искренность.

З. Склонность надеяться в основном на себя. И. Склонность выбирать работу полегче. К. Любовь к лести.

Л. Готовность принять критику.

Упражнение 3

Используя рис. 2, охарактеризуйте условия возникновения социальных установок. Приведите примеры социальных установок в восприятии.

Рис. 2. Возникла установка, то есть готовность определенным образом воспринять движущуюся точку


3

Упражнение 4

Проанализируйте значение профессии как социальной роли в развитии человека. Пользуйтесь для этого рис. 3.

Рис. 3. Любопытно, что наибольший скепсис проявляется к тем чудесам, которые имеют отношение к профессии данного человека

Упражнение 5

Восприятие человека человеком.

1.Узнаете ли вы Бабу-Ягу, если встретитесь с ней в толпе на многолюдной улице? Почему?

2.Сможете ли вы угадать точно, кто из людей, кого вы видите

впервый раз, склонен к полноте? Почему?

3.Сможете ли вы по манере человека говорить определить профессию преподавателя и врача? Почему?

4.Можете ли вы узнать привидение, если встретитесь с ним в толпе. Почему?

5.Можете ли вы по походке узнать спортсмена. Почему?

6.Узнаете ли вы среди ваших личных знакомых эскимоса. Почему?

7.В толпе незнакомых людей вам надо выбрать тех, кто знает друг друга. Сумеете ли вы это сделать и почему?

8.Вам поручили подобрать актрису на роль Машеньки в фильме «Три медведя» (по известной сказке). Какую вы будете выбирать героиню? Почему именно такую?

4

Задание 1. ВЛИЯНИЕ НА УСТАНОВКИ

Цель - помочь вам исследовать влияние группового обсуждения на формирование и изменение конкретной установки.

В основе вашего исследования будет лежать либо точка зрения человека, активно участвующего в обсуждении, либо точка зрения пассивного слушателя. Руководитель разделит студентов на две группы — участников обсуждения и наблюдателей — и назначит конкретную тему для дискуссии. После окончания обсуждения ответьте на следующие вопросы.

1.Какая тема обсуждалась?

2.Кем были вы — участником дискуссии или наблюдателем?

3.Оцените установки участников дискуссии, заполнив форму, показанную в табл. 1. Начните с составления списка имен участников обсуждения, поместив их в левый столбец. Затем укажите, какую позицию отстаивал каждый из них (обведите кружком «за» или «против»). Наконец, оцените каждого участника

сточки зрения того, насколько, по вашему мнению, искренне он верил в защищаемую позицию. Шкала оценки имеет диапазон от 1 (совсем не верил) до 7 (твердо верил). Обведите кружком соответствующую оценку.

Таблица 1

Участник

Отстаиваемая

Искренность веры в отстаиваемую позицию

 

 

 

 

 

 

 

Совсем

 

 

 

 

 

Твердо

дискуссии

позиция

не верил

 

 

 

 

 

верил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

2

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

3

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

4

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

5

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

6

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

7

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

8

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

9

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7

10

«за» «против»

1

2

3

4

5

6

7


5

4.На чем вы основывались, выставляя оценки? Как вы пришли

квыводу, что участники дискуссии на самом деле верили или не верили в то, что утверждали?

5.Как бы вы оценили свое отношение к этой проблеме? (оцените по семибалльной шкале.)

6.Повлияла ли групповая дискуссия на вашу установку?

7.Если вы ответили «да», опишите, каким образом на вашу установку было оказано влияние.

8.Есть ли у вас какие-нибудь дополнительные замечания по поводу этого задания в целом или по поводу его отдельных аспектов?

Задание 2. УБЕЖДАЮЩАЯ СИЛА РЕКЛАМЫ

Выполняя это задание, вы будете собирать данные об обращениях к людям с целью их убеждения — особенно о телевизионных рекламных роликах. Посмотрите телевизионные передачи в течение нескольких часов и запишите содержание рекламы на бланке, образец которого приведен в табл. 2.

 

 

 

 

Таблица 2

Рекламный

Рекламируемый

Основное лицо (лица),

Типы

убеждающих

 

ролик

товар

рекламирующее товар

обращений

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Во-первых, укажите, какой продукт рекламируется (мыло, пиво, автомобили и т. п.). Затем опишите основное лицо (лица), которое рекламирует товар (пол, возраст, статус и т. д.). Затем проанализируйте, к какому типу относится убеждающее обращение, используемое в рекламном ролике. Например, некоторые рекламные ролики эксплуатируют желание человека быть популярным и нравиться окружающим, другие пытаются использовать в своих целях чувство вины и так далее. Не забывайте, что реклама убеждает не только с помощью произнесенных вслух слов, но и с помощью продуманного визуального представления


6

товара. Проанализировав различные методы убеждения, используемые в рекламе, вы можете сравнить свои результаты с результатами других студентов.

1.Преобладал ли какой-нибудь тип убеждающих обращений, и если да, то какой?

2.Заметили ли вы какие-либо закономерности в структуре этих обращений? Например, изменялось ли содержание обращений

взависимости от того, кто занимался убеждением зрителей — мужчина или женщина, кто был аудиторией-мишенью — дети или взрослые и т. п.?

3.Какие убеждающие обращения, на ваш взгляд, наиболее эффективны и почему?

Задание 3. МЫСЛЕННЫЕ КАРТЫ

Стэнли Милграм предложил концепцию «психологических карт» для исследования восприятия человеком городской окружающей среды. Вы можете адаптировать этот метод для того, чтобы понять, как вы сами и другие люди воспринимают ваш университетский городок. Метод основан на изображении карты университетского городка. Главное, чтобы человек изобразил городок так, как он его видит, не стремясь к географической точности.

Сначала нарисуйте карту университетского городка сами. Затем выберите двух знакомых, которые могут иметь различное отношение к городку (например спортсмен и ученый, первокурсник и старшекурсник), и попросите их нарисовать свои карты городка. Не показывайте им другие карты, пока они не нарисуют свои собственные.

1.Есть ли какие-нибудь объекты или границы, которые нанесены на все три карты? Если есть, то какие?

2.Представлены ли некоторые части городка на картах в преувеличенном виде или более подробно, чем другие его части? Если да, то как эти выделенные части карты отражают интересы и виды деятельности человека, нарисовавшего данную карту? Например, может быть, ученый отметил на карте все библиотеки, а

7

спортсмен нарисовал различные игровые площадки и спортивные сооружения?

3.Какие объекты университетского городка не отражены на

картах?

4.Кроме того, что пропущены некоторые объекты, есть ли в картах какие-либо другие закономерности или искажения?

Задание 4. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Перечислите, пожалуйста, те качества, которые вы считаете своими индивидуальными сильными сторонами. Далее перечислите, пожалуйста, те качества, которые вы считаете своими индивидуальными слабостями.

Раздел 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Эволюция, культура и поведение.

Конформизм и убеждения.

Влияние группы.

Упражнение 6

Отметьте, ложно или истинно каждое из приведенных ниже утверждений.

1.Родители – первые люди, которые оказывают влияние на гендерные установки ребенка.

2.Наблюдение является условием косвенного научения гендерным ролям.

3.Установки по поводу гендерных ролей являются врожденными.

4.Гендерные роли одинаковы во всех культурах.

5.За последние пятьдесят лет гендерные роли не претерпели существенных изменений.

Ответы приведены на с.37


8

Упражнение 7

Известно, что в группе, которая характеризуется как малая, реальная, контактная, неформальная, сплоченная, есть два человека, которые обладают следующими качествами:

первый — умный, веселый, выдумщик, терпеливый, аккуратный; второй — умный, остроумный, фантазер, невыдержанный, небрежный.

Кто из них, по вашему мнению, скорее всего будет лидером в этой группе? Докажите свой ответ.

Рис. 4. Случаи негативизма — это своего рода внушаемость «шиворотнавыворот». В ответ на требование или совет сделать что-либо таким-то и таким-то образом упрямец поступает как раз наоборот

Упражнение 8

Что такое негативизм? Какими особенностями межличностных отношений он может быть вызван? При ответе поможет рис. 4.

Упражнение 9

Можно ли по манерам человека определить, является ли он лидером в референтной для него группе?

Упражнение10

Определите, к какому типу относится группа людей из 15 человек, если известно, что:

а) они почти не знают друг друга; б) их всех знает человек, который не входит в эту группу;

в) члены группы никогда не собираются вместе.

9

Упражнение 11

Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно что:

а) эти люди хорошо знают друг друга; б) часто бывают вместе;

в) у них есть руководитель, назначенный в эту группу.

Упражнение 12

Определите, к какому типу относится группа из 15 человек, если известно, что:

а) члены этой группы знают друг друга; б) говорят о своей группе «мы»; в) работают вместе.

Упражнение 13

1.Определите, к какому типу группы относится объединение людей (15 человек), если они уже час ждут на остановке опаздывающий пригородный автобус.

2.Определите, к какому типу группы относится объединение людей (7 человек), застрявших в лифте административного здания в рабочее время на 4-м этаже.

Упражнение 14

Пользуясь рис. 5, попробуйте объяснить, какое значение в жизни человека имеет его личный опыт. Объясните, какие особенности социальной перцепции основаны на этом.

Рис.5.С одной стороны, непроверенные факты в весьма ложном истолковании становятся достоянием большого числа людей и дают неверное представление о действительности, а с другой, разоблачение этих фактов позволяет профессиональным «опровергателям»... отрицать все