Файл: Т.М. Черникова Однофазные электрические цепи переменного синусоидального тока.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра общей электротехники

ОДНОФАЗНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА

Методические указания к лабораторным работам по курсу «Теоретические основы электротехники» для студентов направления 552900 «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств»

Составители Т.М. Черникова

И.И. Романенко

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 6.11.01

Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900

Протокол № 11 от 3.12.01

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУКузГТУ

Кемерово 2001

1

Введение Лабораторные занятия позволяют студентам лучше усвоить теоре-

тический материал курса «Теоретические основы электротехники», дают практические навыки работы с электрическими цепями переменного синусоидального тока: сборки электрических схем, проведения экспериментов, оценки электрического состояния приемников, выполнения измерений основных электрических величин, обработки экспериментальных данных.

На лабораторных занятиях студенты вносят соответствующие коррективы в свои представления о процессах и явлениях, возникающих в электрических цепях переменного синусоидального тока.

Программа лабораторных занятий включает подготовку к работе, ее выполнение на лабораторных стендах, оформление отчета и защиту лабораторной работы.

Подготовка к лабораторному занятию

При самостоятельной подготовке к выполнению лабораторной работы следует:

1)уяснить цель работы;

2)изучить основные теоретические положения, соответствующие лабораторной работе, по учебнику и конспекту лекций;

3)изучить последовательность выполнения лабораторной работы;

4)понимать сущность проводимых замеров и опытов;

5)знать, какие электроизмерительные приборы необходимы для выполнения лабораторной работы;

6)подготовить бланки отчета, содержащие название лабораторной работы, цель работы, электрические схемы и таблицы.

Выполнение лабораторной работы

Каждая работа выполняется бригадой из 2-4 студентов за определенным стендом, который содержит все необходимые электроизмерительные приборы (вольтметры, амперметры и ваттметры), независимые источники регулируемого напряжения (Т3 и Т4), регулируемые реостаты (R1, R2 и R3), конденсаторы (С), катушку с переменной индуктивностью (L).


2

Для подачи напряжения и защиты от перегрузки и токов короткого замыкания применяются автоматические пускатели типа АП-25 с тепловой и максимальной токовой защитой.

Перед сборкой схемы необходимо проверить исходное состояние АП-25 (должен быть выключен), источников напряжения Т3 и Т4 (автотрансформаторы Т3, Т4 должны быть выведены), реостатов (R1, R2, R3 должны быть введены), многопредельных электроизмерительных приборов (вольтметры, амперметры и ваттметры должны быть установлены на соответствующие пределы).

При сборке электрической схемы необходимо использовать проводники соответствующей длины, а их штекеры должны свободно входить в разъемы панели стенда.

Напряжение на стенд подается только после проверки схемы преподавателем. По окончании выполнения опыта или всей лабораторной работы напряжение с помощью автотрансформаторов Т3, Т4 снижается до нуля, стенд отключается и электрическая цепь после проверки данных измерений разбирается.

Оформление отчета о проделанной работе

Отчет о проделанной лабораторной работе составляется каждым студентом и должен содержать:

1)титульный лист с указанием номера и наименования работы, фамилии и инициалов студента, номера его академической группы;

2)описание цели работы;

3)электрические схемы опытов;

4)таблицы с экспериментальными и расчетными данными;

5)графики и векторные диаграммы;

6)основные выводы, полученные в результате исследования.

Порядок проведения защиты

Перед защитой проделанной лабораторной работы студент должен сдать отчет для проверки преподавателю. Защита лабораторной работы производится с помощью вопросно-ответных упражнений с использованием или без использования ТСО. Перечень контрольных вопросов приведен в конце описания каждой лабораторной работы. Он охваты-

3

вает ту часть материала теоретического курса, которая непосредственно относится к данной работе.

Студенты, не подготовившиеся по неуважительным причинам к очередному занятию и не представившие отчета по ранее выполненной работе, к выполнению следующей работы не допускаются.

Основные правила техники безопасности

1.Запрещается при сборке схемы использовать проводники с поврежденной изоляцией.

2.Запрещается оставлять включенный стенд без надзора.

3.Запрещается проводить переключения в электрической цепи под напряжением.

4.Запрещается при включенном пускателе собирать электрическую схему.

5.Запрещается проводить опыты, если наблюдаются отклонения от нормальных явлений (зашкаливание стрелок приборов, отсутствие показаний, искрение и сильный нагрев в контактных соединениях, появление дыма или характерного запаха).

6.Запрещается при включенном напряжении прикасаться к неизолированным токоведущим элементам схемы.

7.Перед включением стенда необходимо предупредить окружающих сигналом «Подаю напряжение».

Лабораторная работа №1

ЦЕПЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ РЕОСТАТА, КАТУШКИ И КОНДЕНСАТОРА

Цель работы

Выработка умения анализировать электрическое состояние цепи переменного синусоидального тока с последовательным соединением приемников различного характера.

Основные теоретические положения Цепи переменного синусоидального тока могут включать в себя

активную нагрузку, например реостаты; индуктивность – катушки, ем-


4

кость – конденсаторы, а также различное сочетание из данных нагрузок, последовательно соединенных, например реальная катушка. Для того чтобы выработать умение анализировать электрическое состояние цепей с последовательным соединением активного сопротивления R, индуктивности L и емкости С, необходимо хорошо представлять особенности состояния отдельных элементов цепи при протекании переменного синусоидального тока.

Электрическое состояние цепи с активным сопротивлением

R

Ur

U

Рис.1.1

по тому же закону:

Активное сопротивление R в цепи переменного тока обозначается прямоугольником (рис.1.1). При протекании через сопротивление R переменного тока, изменяющегося по синусоидальному закону i=Imsin(ωt+ψi), напряжение UR изменяется

UR = iR = ImRsin(ωt+ψi) = Umsin(ωt+ψu),

(1.1)

где Um= ImR – амплитудное значение напряжения, ω=2 πƒ – угловая частота.

Начальная фаза напряжения

 

Ψu = Ψi.

(1.2)

Угол сдвига начальных фаз напряжения и тока

 

φ= uR^i = ψui = 0.

(1.3)

Мощность, потребляемая сопротивлением R, называется активной, так как происходит необратимый процесс преобразования электрической энергии в другие виды: тепловую, световую, механическую и т.п. Значение мощности равно

 

Im

P = I2R = UI,

(1.4)

где I =

- действующее значение тока.

 

 

2

 

 

5

Коэффициент мощности активного сопротивления

cosϕ =

P

=1,

(1.5)

S

 

 

 

где S=UI – полная мощность.

Векторная диаграмма тока и напряжения для цепи с активным сопротивлением представлена на рис.1.2.

U I

Рис.1.2

Электрическое состояние цепи с индуктивностью Индуктивность L в цепи переменного тока обозначается тремя полу-

 

 

витками (рис.1.3). При подключении

 

 

индуктивности к источнику переменной

 

 

ЭДС будет протекать синусоидальный

U

 

ток i=Imsin(ωt+ψi). В результате по за-

eL

u L кону электромагнитной индукции воз-

 

 

никает ЭДС самоиндукции eL = −L di ,

 

 

dt

 

Рис.1.3

направление которой всегда встречное

 

 

направлению тока.

Напряжение на индуктивности

 

uL = −eL = L di .

(1.6)

dt

 

После дифференцирования (1.6) получим

 

uL = Umsin(ωt+ψu),

(1.7)

где Um = ImLω – амплитудное значение напряжения, XL = Lω = 2πƒL – индуктивное сопротивление.


6

 

 

Начальная фаза напряжения

 

 

ψu i +

π

(1.8)

 

2

 

Угол сдвига начальных фаз напряжения и тока

ϕ =ψU −ψi =

π .

(1.9)

 

2

 

При протекании тока через индуктивность за время, равное первой четверти периода, возникает магнитное поле, энергия которого зависит

от индуктивности WЭ = L I22 . Энергия WЭ, запасенная в магнитном

поле за вторую четверть периода, возвращается источнику переменной ЭДС, т.е. происходит обратимый процесс обмена энергиями между источником и приемником. В результате возникает индуктивная мощность, которая носит реактивный характер:

QL = I2XL.

(1.10)

Коэффициент мощности индуктивности

cosϕ =

P

= 0,

(1.11)

S

 

 

 

где P=0 – активная мощность,

UL

S=QL – полная мощность.

Векторная диаграмма тока и напряжения для цепи с L представлена

на рис.1.4, где

U&L

= U m

e j90°

- ком-

 

 

2

 

 

ϕ

I

плексное действующее значение на-

 

пряжения.

 

 

Рис.1.4


 

 

7

 

I&

 

Электрическое состояние цепи с емкостью

 

Цепь переменного тока с емкостью С представ-

 

 

 

 

 

 

лена на рис.1.5. При подключении емкости к источ-

UC

 

 

нику переменной ЭДС в цепи протекает синусои-

 

 

 

 

U

 

дальный ток i=Imsin(ωt+ψi). В результате будет заря-

 

жаться конденсатор, величина заряда которого

Рис.1.5

 

 

 

dq = idt

или dq = cduc.

 

 

 

 

Напряжение на емкости

 

 

 

 

duc =

1

idt .

(1.12)

 

 

 

 

 

 

 

C

 

После интегрирования выражения (1.12) получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

C

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

duC =

1

 

idt,

 

 

 

откуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Im

 

 

 

uC =

1

 

idt =

1

 

Im sin(ωt i )dt =

 

sin(ωt i )dt =

C

C

C

 

Im

 

 

 

Im

 

 

 

 

π ) = Im X c sin(ωt u ) =

=

 

[cos(ωt i )] =

 

sin(ωt i

 

 

C2πf

 

Cω

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

=U m sin(ωt u ),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1.13)

где Um = ImXc – амплитудное значение напряжения на конденсаторе,

ψu i

π

- начальная фаза напряжения.

 

2

 

Если поделим амплитудное значение напряжения на 2 , то получим действующее значение напряжения:

U = IXC,

(1.14)