Файл: Типлер. Физика бессмертия. Новейшая космология, Бог и воскресение из мертвых.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 282

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отметим, что как традиционные теодицисты, так и скептики предполагают, что только один мир из множества возможных миров существует в действительности. Но квантовая механика дает эмпирические свидетельства того, что может существовать больше, чем один мир (см. приложение об интерпретации многих миров). Кроме того, я утверждал в главе 8, что все миры, которые ведут к Точке Омега существуют в действительности в силу логической необходимости. Поскольку ребенок страдает именно столько времени, и поскольку шесть миллионов евреев погибли в Холокосте, то это означает, что такие события логически возможны. Следовательно, предполагая, что наша вселенная кончится в Точке Омега, эти ужасные вещи должны были случиться в силу логической необходимости в одной из историй. И наоборот, поскольку это зло

не является логически необходимым для всех историй, есть реально существующие истории нашей вселенной, где этого не происходило (будем надеяться что их большинство).

Точка Омега освобождается от ответственности за зло, как природное, так и моральное, потому, что Ему/Ей логически невозможно устранить любое зло во всем множестве историй вселенной, которые существуют. Поскольку в других теодицеях Бог произвольно выбирает какой мир создать, Он остается морально ответственным за все зло в нем. Даже теолог Джон Хикк согласен с тем, что "все теодицеи явно или неявно предполагают окончательную ответственность Бога за существование зла". В частности, в обоих теодицеях, как Августиновской, так и Кальвинистской падение как ангелов, так и людей ко злу рассматривается, как предрешенное Богом.

Заметим однако, что все предыдущие ремарки о логической невозможности устранения любого зла относятся только к Точке Омега в Его/Ее трансцендентном аспекте, поскольку он предполагает, что мы рассматриваем все истории как целое. Логически необходимые истории, все вместе составляющие целостную реальность могут рассматриватся как "эманируемые" Точкой Омега в Его/Ее трансцендентности. Такая "эманация" аналогична тому способу, которым Демиург платоновской философии создает реальность; основная разница в том, что в нашем случае цепь существ создается обратно во времени, из неизбежного будущего, а не в пространстве. Наша космология динамична, а не статична. Таким образом Точка Омега в своей трансцендентности не имеет "свободы выбора" в том, какой мир Ему/Ей создавать. Тем не менее, в своем имманентном аспекте Точка Омега имеет свободу выбирать какую вселенную Он/Она пожелает создать, и в действительности создает вселенную (генерирует историю) по механизму, описанному в главе 7 (граничное условие Точки Омега). Здесь нет противоречия между свободой и необходимостью, поскольку понятие "свобода" приложимо только к живым существам во времени. Его нельзя приложить к Точке Омега в Его/Ее трансцендентности, поскольку трансцендентная Точка Омега находится вне времени. Это конец всех историй, окончательная будущая граница пространства и времени.


Несмотря на отсутствие всякой моральной ответственности за зло, Точка Омега может - и сделает это - смягчить то зло, от которого мы страдаем сейчас тем, что даст нам вечную счастливую жизнь. Это в Его/Ее власти, в то время как полное устранение зла - нет. Поскольку будущая жизнь будет длиться вечно, то добро, которое мы получим в ней будет в буквальном смысле бесконечно больше, чем то конечное зло, которое причиняет нам страдания в настоящей жизни. (Верхняя граница всего зла, которое могут испытать все живые существа - растения, животные, люди - в своей жизни дается числом возможных состояний, в которых может находится видимая вселенная - 10^10^123, реальное количество зла, конечно же намного меньше.)

Теодицея, в которой основной упор делается на бесконечное добро, которое придет в будущем, а не на конечное зло в прошлом, называется Иринейской теодицеей, в честь Иринея, Епископа Лионского. Намек на такой способ решения проблемы зла имеются в Христианстве с самого его начала. В "Сумме Теологии" Аквинский утверждает "Бог дозволяет злу случиться, чтобы потом принести больше добра". Но мне больше всего нравится выражение этой идеи в Христианстве, данной первой великой женщиной-теологом, матерью Джулианой из Норвича, которая жила в 1342-1416 г. Она выражала свои теологические воззрения как откровения. Когда она изумилась, почему "грех не был предотвращен с самого начала великой всевидящей мудростью Бога", она услышала голос Иисуса, который сказал ей: "Греху должно случиться, но все будет хорошо. Все будет хорошо, и все вещи станут благом". Мать Джулиана замечательно выразила теодицею Точки Омега.