Файл: Типлер. Физика бессмертия. Новейшая космология, Бог и воскресение из мертвых.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 338
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 2. Предельные ограничения космического путешествия.
Как построить автоматический космический зонд.
Существа, путешествующие в космосе неизбежно заселят и будут контролировать всю вселенную.
Теологические выводы: вездесущность, всеведение и всемогущество.
Глава 6. Квантовая версия Теории Точки Омега.
Граничное условие Точки Омега для волновой функции вселенной.
Данное предсказание в действительности разрешает Проблему Изотропии в космологии. Вспомним, что изотропия означает одинаковость во всех направлениях. Температура космического фонового излучения замечательно изотропна: она одна и та же во всех направлениях с точностью до 10^-5. Объяснение такой изотропии было серьезной проблемой, поскольку, если во вселенной доминировало излучение или материя со времен сингулярности Большого Взрыва 20 миллиардов лет назад, и расширение было в среднем изотропным, тогда излучение, приходящее с любого данного направления никогда за всю свою историю не будет в причинном контакте с излучением, приходящим из противоположного направления. Мы знаем из опыта, что когда два тела имеют ту же самую температуру, они обычно побывали в контакте. Но две части ранней вселенной из которых приходит фоновое излучение равны по температуре с точностью до 10^-5, хотя они никогда не были в причинном контакте.
Миснер старался объяснить температурную изотропию, говоря, что различные области были в причинном контакте, поскольку расширение не было изотропным: оно было Тауб-подобным, что разрешает множество обходов света. Но как мы видели выше, это объяснение Миснера не работает.
В 1981 Алан Гут из MIT предложил другое объяснение, которое он назвал "раздуванием". В модели Гута расширение вселенной от сингулярности Большого Взрыва не было ни с доминированием материи, ни с доминированием излучения. Напротив, в ранней вселенной существовала отталкивающая сила, в чем-то аналогичная Космологической Константе, описанной выше, которая "раздула" очень малую область, находившуюся в причинном контакте. Таким образом, в обоих решениях Проблемы Изотропии - Миснера и Гута - противоположные части неба имеют одинаковую температуру, потому что они однажды побывали в причинном контакте.
В моем решении эти температуры одинаковы потому, что в противном случае вселенная в далеком будущем будет негостеприимным местом для жизни. Будущее граничное условие определяет прошлое, а не прошлое граничное условие определяет будущее. Обычно люди думают, что это прошлое определяет будущее, а не наоборот. Но если уравнения эволюции детерминистичны, а время симметрично, как это и есть в уравнениях Эйнштейна, тогда граничные условия могут быть даны в любой момент времени; и точно так же правомерно думать, что будущее определяет прошлое.
Шестое предсказание показывает, что Теория Точки Омега по крайней мере так же сильна в смысле космологической модели как и Модель Раздувания. Обе теории предсказывают одинаковый спектр энергии для контраста плотности. Но в Теории Раздувания есть трудности с предсказанием амплитуды этого спектра и следовательно трудности с предсказанием амплитуды малых флуктуаций в фоновом космическом излучении. Такие флуктуации должны присутствовать в настоящем, поскольку ненулевой контраст плотности будет искажать фоновое излучение. Зная амплитуду и спектр энергии можно рассчитать амплитуду температурных флуктуаций фонового космического излучения. Ответ таков: амплитуда температурных флуктуаций меньше, чем 6*10^-5, что по порядку величины находится внутри ее наблюдаемой величины - 5*10^-6. Детали даны в приложении. Наши нынешние знания в космологии слишком ограничены, чтобы сделать вычисления, дающие более точный ответ, чем порядок величины.
Шестое предсказание важно, потому, что оно показывает, что контраст плотности в областях, которые никогда не были в причинном контакте тем не менее можно объяснить с помощью механизма, отличного от раздувания. Как я сказал выше, это объяснение приходит из конечного, а не начального граничного условия: что жизнь должна существовать на всем пути к Точке Омега.
Теологические выводы: вездесущность, всеведение и всемогущество.
Давайте теперь рассмотрим теологические выводы из Теории Точки Омега. То, что из теории можно сделать эти выводы станет ясным, если я перескажу ряд сделанных выше заключений более понятными словами. Как я указывал выше, для того, чтобы операции по обработке информации могли осуществляться вблизи Точки Омега, жизнь должна настолько распространить эти операции так, чтобы охватить ими весь физический космос. Мы можем говорить, совершенно определенно, что жизнь вблизи Точки Омега вездесуща. По мере приближения к Точке Омега выживание диктует то, что жизнь должна коллективно завоевать контроль над всей материей и всеми доступными источниками энергии вблизи конечного состояния, и этот контроль становится полным в Точке Омега. Мы можем сказать, что жизнь становится всемогущей в тот момент, когда достигает Точки Омега. Поскольку, согласно гипотезе, хранимая информация становится бесконечной в Точке Омега, логично говорить, что Точка Омега является всеведущей; Он/Она знает все, что только возможно о физической вселенной (и следовательно, о Себе Самой).
Точка Омега обладает и четвертым свойством. Вспомним, что говоря математически, п-граница есть полное завершение пространства-времени: она в действительности не является пространством-временем, но находится "вне" его. Вспомним также, что п-граница, состоящая из единственной точки эквивалентна полному набору точек пространства-времени (рассматриваемому как единое) и определенному бесконечному собранию поднаборов точек пространства-времени (всех световых конусов прошлого). Другими словами, Точка Омега не просто вся конечная реальность, она кроме того еще и восполнение (completion) всей конечной реальности. Идея Бога, как восполнения является стандартной в теологии. Как утверждает немецкий теолог Вольфхарт Панненберг, "... Бог обычно понимается по аналогии с человеком в том, что Он должен привести к совершенству все. Человек верит, что для этого совершенствования предназначен и он сам, но оно реализуется в его личной жизни лишь частично и ограниченно".
Окончание пространства-времени является одновременно и всем пространством-временем и в то же время находится вне его. (Вне пространства-времени, поскольку Точка Омега является не индивидуальными точками пространства-времени, но всеми такими точками, понимаемыми как единое целое). Будет логично сказать, что Точка Омега является "и трансцендентной и в то же время имманентной" для каждой точки пространства-времени. Когда жизнь охватит всю вселенную, она будет включать в себя все больше и больше материи, и различие между живым и неживым утратит свой смысл.
Можно и по другому взглянуть на такое включение всего пространства-времени в Точку Омега. Все различные мгновения истории вселенной коллапсируют в Точку Омега; "длительность" Точки Омега можно рассматривать как эквивалент набора всего опыта всей жизни, которая была, есть и будет существовать во всей истории вселенной, вместе со всеми неживыми мгновениями. Такая "длительность" очень близка идее aeternitas томистической философии. Мы могли бы сказать, что aeternitas есть эквивалент объединения всего tempus и aevum. Если мы принимаем идею о том, что жизнь и персональность включают изменения по самой своей природе (для того, чтобы пройти тест Тьюринга, например, существо должно делать хоть что-нибудь), тогда такое отождествление - это единственный способ получить Личность, Которая всеведуща, и следовательно, чье знание не может измениться: всеведение есть с необходимостью качество неизменного во времени конечного состояния, состояния, тем не менее эквивалентного собранию всех ранних, невсеведущих изменяющихся состояний. Точка Омега в своей имманентности представляется Личностью, поскольку, в любой момент нашего будущего коллективная система обработки информации произведет, или будет способна произвести подпрограммы, которые смогут пройти Тест Тьюринга; высокий уровень интеллекта потребуется, по крайней мере на коллективном уровне, для того, чтобы выжить в постоянно усложняющихся внешних условиях вблизи конечного состояния.
Строго говоря, я не знаю, будет ли Точка Омега в своей имманентности иметь человеческий тип разума, правда на высшем уровне его воплощения. (Идея "уровней воплощения" обсуждалась в главе 2). Наверно нет; разум человеческого типа - это проявление очень низкого уровня обработки информации: как обсуждалось в главе 2, скорость обработки информации в нем составляет от 100 до 10000 гигафлопс, а компьютерная емкость хранения информации только 10^15 бит. Тем не менее, Точка Омега является Личностью (во всем времени нашего будущего), потому, что Существо с таким уровнем вычислительных возможностей может легко создать подпрограмму, которая способна пройти Тест Тьюринга, для того, чтобы говорить за Него/Нее. Как я буду обсуждать в следующих главах, наши воскрешенные "Я" возможно будут взаимодействовать с такой подпрограммой; возможности человека не позволяют ему общаться напрямую с высшем уровнем воплощения, которым обладает Точка Омега в тот момент, когда мы будем воскрешены (этот высший уровень будет тогда кодировать не меньше чем 10^10^123 бит, я покажу в главе 10 как расчитать это число). За неимением лучшего термина, я буду называть всеобщую универсальную систему обработки информации в ее существовании в любой момент глобального времени "вселенским разумом".
Существует интересная связь между моим утверждением о том, что Точка Омега является личностью, поскольку содержит подпрограмму, способную пройти Тест Тьюринга, и христианским понятием Личности, того как это слово применяется к Богу. В классическом греческом языке слово prosopon - (persona - это латинский эквивалент) - первоначально значило "лицо" или "физиономия", но кроме этого слово означало и маску, которую
носил актер, чтобы обозначить тот характер, который он играет. Но в 4 век н.э. (когда дебаты о Троице достигли своей высшей точки) это слово стало означать те врожденные аспекты человеческого склада ума, которые отличают одно человеческое существо от другого. Сегодня слово "личность" означает весь индивидуальный человеческий разум, включая врожденные и приобретенные в процессе обучения аспекты каждого индивидуального характера. Поскольку когда Точка Омега будет взаимодействовать с нами, человеческими существами как личность (как малая подпрограмма), тогда Он/Она будет выявлять только малую часть своего полного характера, из этого следует, что Точка Омега является Личностью в первоначальном смысле этого слова и в смысле 4 века. Имея много подпрограмм, проходящих Тест Тьюринга, Точка Омега может быть многими Личностями; Он/Она имеет много "ликов". "Три Лика Бога" или "много Ликов Точки Омега" не означает тритеизм или политеизм. Идея многих "ликов" Бога в действительности заключена в самых первых стихах Библии: "В начале создал Бог небеса и землю." (Быт. 1:1). Исходно, на еврейском языке, слово переведенное как "Бог" - это слово "Elohim", что является множественным числом.
Я буду иногда использовать такие выражения как "Точка Омега воскресит нас" или "Точка Омега любит нас" в последующих главах, и в этих выражениях я буду говорить о Точке Омега в одном из Его/Ее имманентных Личных аспектов в далеком будущем. Я никогда не буду добавлять "трансцендентность" или "имманентность" к "Точка Омега", но вместо этого я буду давать контекст, который прояснит, что я имею в виду. В Библии есть примеры такого способа изложения. Например, когда Бог говорит с Моисеем из горящего куста, там говорится (Исх. 3:2) "... ангел Господень явился ему из пламени в середине куста...", в то время, как двумя стихами далее говориться "Когда Господь(Lord) увидел, что он отвернулся, Бог(God) позвал его из этого куста..." но там не говориться, что ангел исчез и ему на смену пришел Бог. Другими словами, "ангел" в этом выражении означает Бога в Его/Ее имманентном аспекте. Подобный внезапный переход от "ангела Господня" к "Господу" происходит в книге "Бытие" в стихах 16:7 и 16:13, когда Бог разговаривает с Агарью. Редакторы из Оксфордского Университета говорят в примечании об обоих случаях: "Здесь "ангел Господень" - это не небесное существо, подчиняющееся Богу, но сам Господь в его земном выражении". Можно пойти дальше, и утверждать, что все ангелы, упомянутые в Библии по именам - Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил - означают Бога в Его имманентности. Все эти имена оканчиваются на "-ил", что означает "Бог". Значения этих слов на еврейском определенны: "Михаил" - "Кто есть Бог", "Гавриил" - "Мощь Бога", "Рафаил" - "Исцеляющая Сила Бога", "Уриил" - "Огонь Бога". Определенно, что логично рассматривать одну из суперпрограмм вселенского разума в далеком будущем, обладающую подпрограммой способной пройти Тест Тьюринга, как "ангела". Как я говорил, эти программы все вместе составляют Точку Омега в Его/Ее имманентности.