Файл: Ласло. Шепчущий пруд. Персональный путеводитель по новому видению науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 0
сознания редко когда достигает более 10 бит в секунду. Остальная часть обработки осуществляется на уровне подсознания, где зашифровывается и передается, а также расшифровывается и принимается основная часть посланий, которые связывают мозг с внешним миром.
4. Опыт «двойственной сущности» характеризуется разрыхлением и размыванием границ соматического Эго и ощущением объединения с другим субъектом. В этом состоянии, вопреки растворению в другом, испытуемый продолжает осознавать свою собственную идентичность. В некоторой части опытов субъект утрачивает собственную идентичность и полностью ощущает свое слияние с другим. Этот «другой» может быть живым человеком, известным испытуемому с детства или его предком, либо отражением одного из его собственных прошлых существований. Это может быть также и известный из истории персонаж и даже мифологический или архетипический характер. Идентификация с ним включает внешние черты, физические ощущения, эмоциональные реакции и позы, мыслительные процессы, воспоминания, выражение лица, типичные жесты и манеры, положения, движения и даже голосовые интонации. Опыт групповой идентификации, в свою очередь, приводит к дальнейшему расширению сознания и размыванию границ. Скорее, чем идентификация с индивидуальным субъектом, испытуемый приобретает ощущения целой группы людей с характерными расовыми, культурными, национальными, идеологическими, политическими или профессиональными признаками. В крайнем случае испытуемый может отождествить себя со всем человечеством и с человеческими особенностями радости, гнева, страсти, печали, славы и трагедии.
Как назвать поле: предложение для XXI века
То, что мы называем полем, создает нас самих и все вещи в природе, органические части в тонко взаимосвязанном космосе – в космическом нашептывающем пруду? Если это поле является главным, действительно первостепенным элементом Вселенной, то оно заслуживает получить собственное имя. Определяя его как «голографическое поле нулевой точки, основанное на вакууме», мы получаем точный, но громоздкий термин; и имена, которыми окрестили ранее другие поля, не соответствуют тем взглядам, которые ныне формируются вокруг природы этого космического поля.
То, что мы собираемся выделить, - это морфогенетические и морфофоретические свойства этого поля*, таким образом, оба свойства создают и переносят форму. Но это более, чем просто формообразующие и формонесущие свойства: это интерактивная субструктура в составе наиболее фундаментального фактора во Вселенной – квантового вакуума. Этот вакуум «реален» (даже если говорить о вакууме, который в тривиальном смысле
_____________
* Морфогенезис – происхождение форм, морфофорезис – процесс их распространения (прим.переводчика).
означает пустое пространство, то как реальность он проявляется в противоречивости этих понятий) и вездесущ в пространстве и времени. Его голографическая структура информирует и формирует* физическую
Поскольку это интеркоммуникационное поле одновременно является фундаментальным элементом реальности и фактором, который входит во все взаимодействия в реальном мире, оно заслуживает не менее, чем греческого символа. У нас уже есть частицы и гамма-лучи, альфа-волны и омегафакторы. Почему не назвать вакуумное космическое голографическое поле Ψ-полем?*
Почему именно Ψ? Наиболее банальный ответ состоит в том, что этот термин отсылает к пси-явлениям – и, возможно, связан с их объяснением. Это, однако, слишком просто: универсальное голографическое поле играет значительно более важную роль, чем только перенос экстрасенсорной информации, оно связывает также квантовый мир и организмы, разум и мозг, целые народы и культуры.
Целесообразность использования «Ψ» выходит за пределы парапсихологии, как и за пределы психологии и нейрофизиологии, даже биологии и экологии**. Оно охватывает физику и космологию и все современное естествознание.
Существует, таким образом, три наиболее важных аргумента в пользу принятия термина «Ψ - поле» для вакуумного голо-поля:
1. В отношении физического мира это поле завершает описание квантового состояния – оно уточняет волновую функцию частицы. Модель физической Вселенной, дополненная Ψ - полем, удовлетворяет уравнению Шредингера для квантового состояния - Ψ (x, t) – примерно как
_____________________________
*В подлиннике здесь, как и ранее, игра слов: «in-form» (прим.переводчика) Вселенную, точно также как она «информирует» мир живого и сферу человеческого разума и сознания.
*Предлагаемые названия не являются удачными. Голографическим может быть свойство поля, а не само поле. В соответствии со сложившимися принципами поле в собственном смысле слова должно иметь свой специфический источник подобно массе или заряду для гравитационного или электромагнитного поля. Термин пси – поле так же не приемлим, т.к. он отражает его лишь биологическую принадлежность вне его физических проявлений. Дальнейшие рассуждения о связи пси – поля с физикой не отвечают на указанные возражения.
**В российской литературе по теории физического вакуума это поле называют торсионным полем, что отвечает его физической природе и равной важности для объектов живой и неживой природы и для объяснения феноменологии сознания. Да и сам автор в предыдущих главах с точки зрения физики пишет о том же (прим. редактора).
геометрическая структура пространства-времени отвечает теории гравитации Эйнштейна, а электромагнитное поле – уравнениям Максвелла.
2.По отношению к миру живого Ψ - поле является фактором самовзаимодействия. Он «ин-формирует» организмы в соответствии с их собственной морфологией и влиянием окружающей среды, а потому может рассматриваться как разновидность интеллекта – обобщенная версия «души», действующей в лоне природы.
3.В сфере разума и сознания Ψ - поле создает спонтанную взаимосвязь между мозгом людей, а также между людьми и окружающими организмами,
укоторых есть мозг. Хотя роль этого поля не ограничивается ЭСВ* и Ψ - поля оказались настолько же приемлемыми и привычными, как и исследования кварков и черных дыр, выполняемые сегодня.
Заключительные мысли
Научные теории и концепции – это не только источник для технологических систем и производства безделушек, они также источник смыслов и, опосредованно, тех ценностей, которые мы придаем смыслам. Когда заходит разговор о том, каким образом устанавливается связь между людьми и с природой, то это зависит от наших концептуальных представлений о природе, о жизни и от того, как думают и чувствуют человеческие существа, - от концепций, которые непроизвольно уже значительно усвоены наукой. Если мы верим, что природа – это безжизненный механизм, коллекция ко всему равнодушных камней, то придем к уверенности в том, что у нас есть право делать с ней, что пожелаем, причем так долго, пока это нам не надоест. Технологии, которые мы выберем, будут отражать эту уверенность: мы будем выбирать мощные машины, чтобы добывать, преобразовывать, использовать и выбрасывать энергию и материалы из окружающей среды. Если мы смотрим на животных и других людей только как на более сложные механизмы, то мы станем манипулировать и ими тоже: мы будем удалять их ненужные части и органы, переделывать их гены или перестраивать круговорот их мозга. Мы будем также манипулировать социальным и политическим поведением людей, их трудом, даже их образом жизни, их привычками в потреблении и досуге.
Но что если природа – и сама Вселенная – не мертвый камень или не машина, лишенная жизни? Что если люди – это не сложные механизмы и не отделены друг от друга и от своей среды обитания, а прочно, хотя и тонко взаимосвязаны? И что если весь космос дышит созидательной энергией самоорганизации, непрерывно эволюционируя с периодическими вспышками взрывных инноваций? Если именно эту концепцию получаем мы от науки и если наш интеллект усваивает ее всем сердцем, станем ли мы относиться друг к другу и к окружающей среде точно таким же образом?
_______________
*ЭСВ – экстра - сенсорное восприятие (прим.переводчика).
В этой книге доказывается, что ныне наука начинает выстраивать нечто, сходное с этим органическим образом. Мы видели, как поднявшаяся волна перемен в естествознании оставляет позади последние пережитки механистических взглядов на жизнь, разум и Вселенную. Пространство и время объединяются как динамический фон наблюдаемой Вселенной, материя исчезает как фундаментальная черта реальности, отступающая впереди энергии, а непрерывные поля замещают дискретные частицы как базовые элементы насыщенного энергией космоса. И конечную судьбу этого мира не надо более представлять как погружение в сумеречность равнодушного, пустого и вечно неизменного Ничто, ее с успехом можно рассматривать как циклическую самообновляющуюся в само-созидании, самоэнергичную и само-организующуюся Мегавселенную.
Происходящий сдвиг научной концепции мира от безжизненного камня к интеркоммутирующей и квази-живой Вселенной имеет важный смысл и значение для нашего времени. Концепция тонко взаимосвязанного мира, нашептывающего пруда, в котором и посредством которого мы тесно связаны друг с другом и с Вселенной, усвоенная нашим интеллектом и принятая нашим сердцем, - это часть общечеловеческого отклика на тот вызов, перед лицом которого мы теперь оказались. Наша отсоединенность друг от друга и наше противостояние с природой лежат в корнях многих наших проблем, преодоление которых зовет к возврату пренебрегаемых, но не позабытых полностью связей и соединений. Неожиданно, но вряд ли полностью случайно видение, рождаемое в мастерских передовой науки, могло бы указать пути продумывания и действий, которые откроют долгий путь к облегчению усилий, необходимых для перехода от тягот глобального кризиса к великолепию человечной и устойчивой цивилизации.
Со своим поэтическим подходом Т.С.Элиот (T.S.Eliot) спрашивал: Парус Беспечный со мной по спокойному морю плывет.
можно гадать, кто же там, за туманом живет. тонкая нить
На воде отмечает наш призрачный путь. мы тут одни – Или есть на земле кто-нибудь? Шепчет волна,
образуя зеленый прибой: ты не один, Все на свете едино с тобой. След мой и твой,
неразрывно переплетены. там, за туманом плывут и плывут корабли.
Воды кишат отражением их бытия. В каждом из них
есть частица моя и твоя.
И разобщенность – иллюзия, словно туман, скрывший весь мир от тебя, но на миг, капитан!
Всех нас роднит бесконечная власть бытия. Ей мы послушны – и море, и парус, и я.
/ перевод Н.Лесковой/
Ссылки для справок
Глава 12
Пример из книги Фреда Хойла (Fred Hoyle) «The Intelligence Universe», L., 1983.
Оливье Коста де Борегар (Olivier Costa de Beauregard) изложил свои технические взгляды в лекции на Адриатической исследовательской конференции по информационной теории в классической и квантовой физике
(1995).
Цитаты из работ Харлоу Шепли (Harlow Shapley) «Life, hope and cosmic evolution», Zygon, 1966 и Тиллера (William Tiller) «Subtle energies in energy medicine» (Frontier Perspectives, v.1-2, 1995).
Концепцию Гудвина см. в работе Брайана Гудвина (Brian Goodwin) «Development and evolution», J. of Theor.Biology, v.97, 1982. Теория Ильюшина – «Элементы теории биологического поля», Алма-Ата, 1978.
Заявление Руперта Шелдрейка (Rupert Sheldrake) см. в книге «The Rebirth of Nature», N.Y., 1991.
Эксперименты Хант: см. V.C.Hunt «In finite Mind» Maliby, CA, 1996.
Глава 13
Теория Газдага – см. Laszlo Gazdag «Combining of gravitational and electromagnetic field»//Speculations in Science and Technology, v.16.1, 1995.
Исследования Б.Хейша, А.Руеда и Х.Путхофа см. в работе В.Haisch, A.Rueda, H.Puthof. «Inertia as a zero-point-field Lorenz force» Phys. Review A., v.49.2, 1994.
Теория торсионного поля: Г.И.Шипов. Теория физического вакуума. М., 1995., препринты А.Е.Акимова, изданные Международным институтом теоретической и прикладной физики РАЕН, П.П.Гаряев, В.П.Попонин и др. «Исследование флуктуационной динамики растворов ДНК лазерной корреляционной спектроскопией» Бюллетень ФИАН имени П.Н.Лебедева,
№11-12, 1989.
Глава 14
О концепции Свами Вивекананды (Swami Vivekananda) см. его публикации «Akasha and Prana», «Raja-Yoga». Advanta Ashrama, Univ.Press of India, 1937.
Адаптивные мутации: R.Harris, S.Longerich, S.Rosenberg «Recombination in adaptive mutation» Science, v.264.8, 1994; J.Shapiro «Adaptive mutation:who is really in the garden?» Ibid., v.268.21, 1995.
О взглядах Эйнштейна о наших ошибках в самовосприятии см. в книге В.Гейзенберга «Что такое жизнь?»
Заявление В.Джемса (William James) – из работы W.James The Varieties of Religious Experience. N.Y., 1902, 1929.
Взгляды М.Ульмана: Montague Ulman «Wholeness and dreaming» //Quantum Inplication. Edit. B.Hiley. L., 1987.
Опыты С.Грофа: Stanislav Grof. Beyond the Brain. N.Y., 1985.
Сообщения о ментальных энергиях сидхи – см.: Franz-Theo Gottwald «Vibhuti oder Siddhi» Insbruck, 1986.
ПРИЛОЖЕНИЕ РЕДАКТОРА
Для того чтобы российскому читателю не показалось, что размышления Эрвина Ласло, изложенные в конце приведенной здесь работы, являются чем – то не приемлимым для строгой науки, ниже изложены взгляды авторитетных отечественных учёных.
Академик А.Д.Сахаров
Я не могу себе представить Вселенную и человеческую жизнь без какого – то осмысленного начала, без источника духовной теплоты, лежащей вне материи и её законов.
Возможно, что после миллиардов и миллиардов лет эволюции, нечто вроде Интеллекта Вселенной могло бы уцелеть в сверхплотных условиях и взять под информационный контроль следующую Вселенную.
Академик И.Е.Тамм
Если Вы хотите стать настоящим физиком, а не высококвалифицированным ремесленником, Вы не должны исключать возможности существования иных форм реальности, отличных от формы существования материальной действительности.
Академик В.А.Трапезников
Природа этих явлений (телепатии, прим редактора) пока неизвестна, но отмахиваться от неё нельзя, не рискуя погубить науку.
Академик М.А.Марков
Информационное поле Вселенной слоисто и структурно напоминает матрёшку, причём каждый слой связан иерархически с более высокими слоями, вплоть до Абсолюта, и является кроме банка информации ещё и регулятором начала в судьбах людей и человечества.
Президент РАН, академик Ю.Г.Осипов
Создание любой стройной научной системы неизбежно приводит к мысли о существовании Абсолютного Бытия или Бога.