Файл: Ласло. Шепчущий пруд. Персональный путеводитель по новому видению науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2024

Просмотров: 172

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Последняя в этом перечне альтернатива 5 находится в самом сердце нового научного видения. Этот подход не получил пока общепринятого названия, лучше всего его можно определить как эволюционизм. В конечном виде он представляет собой динамическую концепцию, которая не сводит реальность ни к инертной, безжизненной материи (как материализм), ни к таинственному, нематериальному разуму (как идеализм). Реальны обе сущности, но они не являются основными элементами реальности (как в дуализме). Материя, как и разум, эволюционирует – начиная с общего замечательного источника, поля нулевой энергии космического квантового вакуума.

Подход эволюциониста можно изложить следующим образом. Когда начал свое движение изумительный процесс самосозидания, материя и разум эволюционировали совместно, все выше и выше, ко все более и более сложным формам. Даже элементарные частицы обладали(и все еще обладают) неким видом прото-разума, и этот разум набирал сложность и завершенность, как и материальные системы, которые «содержали» его – атомы, молекулы, клетки, организмы, - становясь более комплексным и усложненным. Мы представляем наши переживания как наше персональное сознание – результат высокоразвитого разума, который эволюционировал совместно с нашим сложным мозгом. Хотя на нашей планете этот опыт уникален, в принципе он не уникален: все другие организмы и даже молекулы, атомы, элементарные частицы наделены некими формами ментального опыта на том уровне сложности, который соответствует уровню их эволюции*.

Есть другой элемент, который следует добавить к этой концепции. У этого элемента нет прецедентов в истории идей, в науке он является новшеством. Состоит он во взаимосвязи. Материально - ментальные системы, эволюционировавшие во Вселенной, постоянным и интимным образом взаимосвязаны через посредство космического источника, который и породил их. Этот источник – квантовый вакуум – не пассивная «явленная» реальность, но активный «обучающий» материнский фактор, который участвует в общем танце со всем, что он породил.

________________________

* Излагаемая здесь версия концепции эволюционизма противоречит данным современной науки: все атомные, субатомные и молекулярные структуры материи полностью сохраняли свою идентичность, начиная со своего возникновения на самых ранних стадиях эволюции Вселенной (прим.переводчика).

(продолжение с предыдущей страницы) материальные объекты, и семантического пространства, физическим референтом которого является квантовый вакуум. Все объекты материального мира обладают свойством консиенции – информационного взаимодействия с семантическим потенциалом квантового вакуума. Разум есть высшее проявление этого свойства (прим.переводчика).


Танец нашего разума с квантовым вакуумом связывает нас с другими разумами вокруг нас, так же как и со всей земной биосферой и с космосом, который раскинулся за ее пределами. Это «открывает» наш разум обществу, природе и всей Вселенной. Эту открытость знали мистики и сенситивы, пророки и метафизики во все времена. Но ее отрицают современные ученые и те, кто относится к современной науке как к единственному способу постижения реальности. Однако теперь новое постижение этой открытости возвращается в науку. Новый и даже революционный взгляд состоит в том, что информация, обрабатываемая нашим мозгом, включая некоторые свойства мира вне нашего черепа, не ограничивается видимым спектром электромагнитных волн и спектром звуковых волн, воспринимаемых нашим слухом. Она включает также волновые передачи вакуумного голографического поля. Это поле обеспечивает тонкие взаимодействия нашего сознания со всем остальным во Вселенной.

Этот взгляд был подзабыт современными учеными, в значительной мере из-за того, что повседневный опыт дает мало доказательств этого. Ограниченность нашего опыта однако обусловлена не тем, что такие взаимодействия нереальны и не действуют, дело в другом – они проникают в наше бодрствующее сознание необычным образом. Мы исключаем из нашего осознанного современным здравым смыслом все, что не укладывается в стандартные общепринятые ожидания.

Но это не характерно для традиционных и незападных культур. Люди, воспитанные в традициях этих культур, часто имеют дело с примечательными формами эмпатии как со своими соплеменниками, так и с природой. На Востоке последователи Тао подтверждают, что высшее благо состоит для человека в следовании тому, что естественно, и на Западе американские туземцы ощущают свое единение со всей природой. В соответствии с часто цитируемыми словами американского индейца Вождя Сиэтла, «это мы знаем. Все вещи связаны подобно крови, общей для одной семьи. Все вещи связаны. Что бы ни случалось на Земле, случается с сыновьями Земли».

Есть, конечно, и исключения. Великие поэты, такие, как Джон Донн и Вильям Блэйк, прославляли наше единение с Вселенной, а ученыеавангардисты вроде Грегори Бейтсона и Арне Нейса (Gregory Bateson, Arne Naess) пытаются детально разобраться в его смысле. Сам Эйнштейн писал: «мыслящее существо есть часть целого, называемого Вселенной, часть, ограниченная в пространстве и во времени. Человек воспринимает свои мысли и ощущения как нечто, отделенное от всего остального, - это, что-то вроде оптического обмана его сознания. Это заблуждение – род тюрьмы для нас, ограничивающий нас в наших личных решениях и в нашем сопереживании с теми, кто возле нас».

Ощущение разделенности, которое испытывается в современных обществах, не распространяется на людей все 24 часа в сутки. Хотя в обычном бодрствующем состоянии большинство из нас погружено в трясину нашей разделенности, подкрепляемой раздельной дискретностью всех вещей,


когда мы спим, медитируем или находимся в других необычных состояниях сознания, ситуация меняется. Что существенно: обычные состояния умственной осознанности, хотя и кажутся замкнутыми, занимают лишь крохотную часть активности нашего мозга [3].

Необычные состояния сознания не только реальны, но и доступны. Вильям Джеймс (William James) в своем знаменитом заявлении писал более ста лет назад: «Наше нормальное бодрствующее сознание … остается единственным особым типом сознания до тех пор, пока оно отделено от всего вокруг тончайшими экранами, за которыми лежат потенциальные формы совершенно иного сознания. Мы можем пройти по жизни, не подозревая об их существовании, но приложив требуемые усилия и прикоснувшись к ним, мы ощутим их во всей полноте». Народы «примитивных» и классических культур знали, как прикладывать эти усилия. Некоторые племена вроде королевских бушменов в пустыне Калахари умели переходить в измененное состояние в любое время. Во многих регионах мира древние народы, комбинируя песнопения, дыхание, барабанный бой, пляски, пост, социальную и сенсорную изоляцию и даже приемы физического истязания, умели вызывать альтернативные состояния сознания. Культуры африканских аборигенов и жителей доколумбовой Америки использовали их

впроцедурах шаманства, в целительных церемониях и обрядах посвящения.

Аразвитые культуры в Азии применяли эти приемы в различных системах йоги, Вирассаны и Дзен-буддизма, Тибетской Ваджрайаны, таосизма и суфизма. В древнем Египте эти практики находили применение в храмовых инициациях культа Изиды и Осириса, а античных греков – в вакханалиях, в обрядах Аттиса и Адониса и в элевзианских мистериях. Вплоть до появления западной индустриальной цивилизации почти во всех культурах такие состояния пользовались уважением, их возможности широко применялись для индивидуального исцеления и для межперсонального контакта и коммуникации.

Сегодня на переднем крае современной науки исследование альтернативных состояний сознания (АСС) становится признанной частью новой дисциплины, известной как «исследование сознания»*. Ученым известно, что такие состояния можно индуцировать не только с помощью классических практик шаманов и йоги или психоделических лекарственных препаратов, но даже путем простых дыхательных упражнений (вроде «холотропного дыхания» Грофа) и спокойных состояний, вызванных воздействием психотерапевта. Аналогичные состояния наблюдаются, разумеется, при глубокой молитве и концентрации столь же успешно, как это может происходить и спонтанно – иногда совершенно независимо от желания субъекта, испытывающего это.

________________________

*Для этого научного направления используются также и другие термины: парапсихология, исследование экстрасенсорных явлений, трансцендентная психология и др. (прим.переводчика).


Важный факт, который необходимо отметить, говоря о таких состояниях, заключается в том, что по словам пионера этих исследований Чарльза Тарта (Charles Tart), независимо от их специфической природы они всегда ведут нас к ощущению тонких связей с другими и к более ясному восприятию нашего окружения. Это верно даже по отношению к состоянию сна, наполненного видениями. Уже в середине ХХ в. Карл Юнг (Carl Jung) предполагал, что некоторые наши сны могли бы отражать коллективное бессознательное человечества в целом – в этом проявляется их «номинативное» качество. Такую же точку зрения разделяют сегодня многие психологи. Согласно исследователю сновидений Монтегю Ульману (Montague Ulman), хотя мы и существуем как индивидуальные личности, отделенные от большинства представителей нашего вида и нашего сообщества, наши связи восстанавливаются в снах, они отражают наше стремление жить в гармонии с природой и с Вселенной. Вопреки теориям Фрейда, согласно которым психические сущности находятся во сне в состоянии войны со всеми, теории сна Ульмана относят сновидения к нашим взаимодействиям с окружающим в его целостности.

Утверждение, что глубокие слои нашего сознания могли бы связывать нас с другими, является частью взглядов физика Фреда Алана Вольфа (Fred Alan Wolf).* Он идет настолько далеко, что заявляет, будто мы представляем собой недостающую точку при рассмотрении сознания в индивидуальных мозгах. Возможно, пишет он, что «мое» сознание не существует только в моем теле, но также и во вне его, как протяженное поле.**

Это заключение, хотя и дерзкое, поразительным образом соответствует работе психиатра Станислава Грофа (Stanislav Grof). Его «новая картография ума», включающая «трансперсональную сферу» в дополнение к стандартной «биографически-коллективной» области, основана на бесчисленных опытах с пациентами в измененных состояниях сознания. От серии к серии его пациенты, выходя из этих состояниях, рассказывали, что они имели дело с информацией, которую не могли получить с помощью своих глаз и ушей. Гроф пришел к выводу, что в таких состояниях возможно получение информации практически отовсюду во Вселенной и ее можно с этим идентифицировать. В этих опытах по связи с другим человеком возникало состояние бинарной единицы, а также ощущение полной с ним идентичности. Были опыты по настройке группового сознания расширения индивидуального до совмещения со всем человечеством. Можно полностью преобразовать границы человеческого восприятия в сторону идентификации с сознанием животных, растений и даже неорганических объектов и процессов. Возможно также, по Грофу, воспринимать сознание всей биосферы, планеты и Вселенной в целом [4].

________________________

*Ф.А.Вольф является учеником Р.Фейниана (прим. редактора)

**Такую точку зрения в России задолго до Ф.А.Вольфа высказывал Хатыбов.


В этих утверждениях Гроф не одиночка и утверждения эти не новость. Своими наиболее ранними корнями они уходят в восточную философию, систематически они были описаны уже в Йога Сутра Патанджали. В древних манускриптах описан «путь» подключения чьего-то разума к силам Вселенной – это искусство йоги. Тот, кто следует этим путем, расширяет свое сознание без обращения к сверхъестественным силам или сущностям или даже к психотерапевтам.

Власть разума (виббути), описанная в Патанджали, ведет к поразительной силе и возможностям. Немецкий исследователь сознания Франц-Тео Готвальд (Franz-Teo Gottwald) насчитал по меньшей мере 33 таких статьи в Йога Сутре, начиная с владычества над собственными чувствами и до власти над материальным миром. Чаще всего упоминаются энергии, включающие знание ума и мыслей других существ, языка всех живых тварей, прошлого и будущего, скрытых или далеких вещей и прежних существований. В состоянии сидхи достигается почти полная власть над телом и разумом и вместе с тем приходит космически расширенное сознание. Состояние виббути ведет к знанию о космосе в его целостности.

Некоторые энергии, которые были близки к сидхи, были приоткрыты нашими современниками в практике глубокой медитации. Опыты с этими состояниями разума и сознания «однозначно наводят на мысль, - цитируем Станислава Грофа, - что хотя и необъяснимым образом, каждый из нас владеет информацией обо всей Вселенной или всем сущем, располагает опытом доступа ко всем его частям и в ощущениях сам является целой космической сетью».

Это заявление не лишено оснований. Хотя у современных психиатров и нахватает научных объяснений для их находок, опираясь на недавние научные открытия, ученые вскоре смогут получить содержательное представление о некоторых из этих озадачивающих явлениях. Вот концепция, которая призывает вернуться к идеям, которые угадывал Юнг: человеческая психика охватывает весь наш вид. Обмен между нашими взаимосвязанными мозгом и разумом и всем остальным человеческим миром осуществляется постоянно и он происходит в обоих направлениях. Мы посылаем другим наши мысли, впечатления и эмоции и получаем то же самое от них. Все, что происходит в нашем сознании, покидает его в виде волновых следов в нулевом поле квантового вакуума, и все, что покидает наше сознание, может быть воспринято теми, кто знает, как «настроиться» на тонкие следы, распространяющиеся в вакууме. Как заметил Вацлав Гавел, писатель - интуитивист, избранный на пост президента Чешской республики, это происходит как если бы у нас было что-то вроде антенны, принимающей сигналы от передатчика, который передает весь опыт человеческой расы.

Такая антенна, должно быть, есть в нашем теле, но в отличие от других биологических видов наша антенна не является специальным приемным органом. Другие виды тоже принимают информацию от полей, которые окружают планету: рыбы выбирают свой маршрут, ориентируясь на магнитное поле Земли – они согласовывают направление своего плавания с