Файл: Ласло. Шепчущий пруд. Персональный путеводитель по новому видению науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.06.2024
Просмотров: 184
Скачиваний: 0
Часть 4
Возникающее видение
Мы пытаемся отыскать самую
простую из возможных схем рассуждений, которая смогла связать вместе наблюдаемые явления.
/Эйнштейн. «Мир – каким я его вижу», 1934/
Глава 12. Ключ для «квази универсального видения» (КУВ)
Наше путешествие по открытиям началось с обзора того, что в науке и у ученых понимается под терминами космос, материя, жизнь, разум и насколько значительно это понимание расходится с восприятием этих предметов в массовом сознании. Затем мы показали, что преобладающие научные представления не только не являются окончательными и завершенными, но включают немалое число неясных проблем и даже несколько «черных дыр». В качестве следующего шага был рассмотрен инновационный – а лучше сказать революционный – подход, предложенный учеными, работающими на переднем крае науки, в их стремлении обосновать интегральный, достаточно полный и согласованный взгляд на реальность в ее целостности, который учитывал бы наши наблюдения и эксперименты. Двигаясь в этом направлении, мы начали с рассмотрения тех научных проблем, в которых отсутствует полная ясность, затем перешли к анализу проясненных, более хорошо осмысленных и унифированных подходов и наконец вышли на новое, менее насыщенное проблемами взморье.
А теперь двинемся дальше. Мы отправимся в путь исследовательского сафари по волнам ожиданий. Наша цель разглядеть впереди проблески далекого берега, берега, обещающего согласованное и всеохватывающее видение наиболее важных феноменов, которые существуют и эволюционируют в нашей Вселенной, включая материю, жизнь и сознание. Такое «квази-универсальное видение» – будем коротко называть его КУВ – уже не является утопическим: оно представляет собой осязаемый плод детальных исследований и построения новаторской теории как научной революции, которая развивается в направлении более полной завершенности. Присмотримся подробнее к концепции КУВ. Почему этот подход «квази»? Не могли бы ученые надеяться обосновать сравнительно завершенный, понастоящему полный подход к пониманию исследованного и наблюдаемого мира? К сожалению, не могут: это означало бы выход за границы научного знания. Полностью оправданна позиция более осторожная (и, как обычно, необоснованно амбициозная). Во-первых, в силу того, что истинно полный
образ мира должен был бы включать духовную и метафизическую компоненту и, следовательно, божественное откровение, интуицию души и другие элементы трансцендентной реальности, которые не поддаются научному изучению ни в настоящее время, ни в обозримом будущем*. Вовторых, из-за того, что это сфера наблюдаемого, которая доступна научным методам, находящимся в стадии становления. К этому перечню еще совсем недавно можно было добавить такие темы, как кварки, черные дыры и сверхпроводники. Рассматривая любой выбранный отрезок времени, сравнительно полное научное знание можно оценивать лишь как квазизавершенное по отношению к будущему.
Очевидно, квази-универсальный подход в науке – это уже почти высокая упорядоченность. Он позволил бы объединить наши знания о физической природе со знанием о живых объектах, а также обе эти ветви знания с нашими более интимными представлениями о разуме и сознании. Такое объединение сегодня оказалось в пределах королевства реально возможного. Для этого требуется согласование тех областей знания, которыми мы уже располагаем. В принципе это осуществимо.
Как видно, обобщенное знание о мире, которым мы в настоящее время владеем, является самосогласованным лишь до некоторой степени. Согласованность существует внутри конкретных областей исследований; истинная функция теорий состоит в том, чтобы добиваться этого. Наблюдения ботаников, рассматривающих растения, согласуются с системой классификации, предложенной Линнеем (Linnaeus), а также с фундаментальными принципами биохимии и биологии растений. Но в значительно меньшей степени они согласуются с тем, что ученым известно о физиологии человека, и совсем плохо согласуются с тем, что известно о внутренней структуре атомов. Наиболее существенный разрыв в согласованности в современной научной картине мира касается сферы косного вещества и сущности жизни, а также терминов, которые этому соответствуют – «природа» и человеческое сознание. Подлинно междисциплинарная унифицированная теория устанавливает взаимосвязь также и между этими областями знания.
Создание такой унифицированной теории означает завершение Квази – универсального подхода. Она упорядочивает существующие части научного знания о мире и позволяет осмысливать их рационально. Она позволяет узнать мир скорее лучше, чем более полно. И, следовательно, как это ни покажется удивительным, вместо того, чтобы усложнять научные знания,междисциплинарная унифицированная теория упрощает
_________________________
* Можно не разделить такую скептическую оценку. Работы, Г.Е.Путоффа, Р.Тарга, Р.Г.Джана, Б.Дж.Данн в США и более поздние работы Р.Пенроуза в Англии, а также работы А.Е.Акимова и Г.И.Шипова в России позволяют надеяться на включение в физику не только Сознания, но так же включение в физику Духовного и метафизического (прим. редактора).
их. Она не ведет к ненужным подробностям и точности. Например, когда психологам известно что-то о природе человека в целом, это не дает им каких-то дополнительных сведений о психологии того или иного конкретного пациента. И, наоборот, зная персональные особенности пациента, они могут глубже разобраться в его или ее проблемах. И, наконец, то, что составляет специфику конкретного человеческого существа, либо чего-то еще в реальном мире, не является их частной характеристикой (окажись иначе, это сильно бы нас озадачило), а представляет собой комбинацию наиболее общих индивидуальных особенностей. Это в равной степени относится к организмам, и к кваркам, и ко всем обитателям нашего наблюдаемого и изученного мира.
Хорошая научная теория показывает, каким образом уникальные особенности оказываются специфическими комбинациями неуникальных элементов в них самих. Хорошая общая теория идет дальше: она устанавливает соответствие среди большого числа объектов, каждый из которых выглядит уникальным. А по-настоящему объединяющая теория делает завершающий шаг: она раскрывает согласованность среди всех объектов, о которых у нас имеются какие-то научные представления.
Каким образом наука могла бы продвигаться к созданию такой объединяющей теории, основанной на квази-унифицированном подходе? Наиболее логичный путь состоит в том, чтобы начинать с нераскрытых загадок и парадоксов, которые нарушают внутреннюю согласованность существующего научного мировоззрения. Если ученые смогут подобрать ключ к раскрытию этих загадок и если можно будет построить соответствующую теорию, в которой удастся восстановить согласованность различных ветвей существующего научного знания, то это станет магистральным объединением большого числа различных элементов, реализацией всеохватного гармонизирующего замысла.
Возникает вопрос: имеют ли разрывы в согласованности общий источник и существует ли поэтому единое решение? Если нет, то объединение, основанное на унифицированном подходе, окажется невозможным. Но, если это реально, то ученые могли бы отыскать ключ, который позволил бы раскрыть эту согласованность. Присмотримся же поэтому к имеющимся парадоксам в области физики, биологии и науках и сознании и разумной деятельности.
Существующие парадоксы: краткий каталог
А. Парадоксы физической реальности.
Элементарные частицы, находящиеся в одинаковых квантовых состояниях, сохраняют взаимодействие, даже будучи разнесенными на определенное расстояние. Фотоны, испускаемые друг за другом, интерферируют между собой, словно это одновременные волны. Электроны
в сверхпроводниках движутся в высокой степени согласованно, как бы обладая идентичными волновыми функциями. Электроны, входящие в состав различных атомов, мгновенно и нединамическим образом коррелируют между собой, даже не будучи предварительно связаны друг с другом; их взаимная корреляция осуществляется на энергетических оболочках, окружающих атомные ядра. Четыре различных элемента – гелий, бериллий, углерод и кислород – обладают столь точной согласованностью своих резонансных частот, что во Вселенной может быть произведено достаточно углерода, чтобы обеспечить физические основы для появления жизни. А фундаментальные константы настолько точно подогнаны друг к другу, что жизнь смогла возникнуть на Земле, а также на других близких по свойствам планетных системах.
В. Парадоксы мира живого
Морфология и даже генетическая информация у самых различных видов поразительным образом совпадают, хотя бы эволюция в ее конечных временных пределах и управлялась случайными и не связанными между собой процессами мутаций и естественного отбора. Биологические виды способны воспроизводить и регенерировать собственную сложную форму, хотя каждая из их клеток содержит один и тот же набор генетических инструкций. А, если перемены в окружающей среде требуют фундаментальной перестройки адаптационной программы вида, то эта перестройка оказывается возможной посредством масштабных и хорошо скоординированных – решительным образом не случайных – генетических мутаций.
С. Парадоксы разумной деятельности человека.
Свойства памяти, а также меж- и трансперсональной коммуникации превышают пределы, которые традиционно связывают с человеческим мозгом и нервной системой. При особых обстоятельствах люди проявляют способности вспомнить многое, а, возможно, и все из своего собственного опыта, и, не исключено, также и из опыта других. А при случае они как - будто способны обмениваться ментальными и телесными состояниями через пространство и через время. Отдельные личности столь же хорошо, как и целостные культуры, как - будто могут осуществлять трансперсональный контакт и обмен информацией, передачу некоторых идей, артефактов и достижений помимо обычных средств личностного и культурного взаимодействия.
Обжигающие вопросы, которые появляются в связи с этими раздражающими но одновременно интригующими парадоксами, состоят, по меньшей мере, в следующем:
-Каким образом Вселенная могла в момент «ноль» содержать все те условия, которые проявились в ней 10 миллиардов лет спустя или позже?
-Как можно обосновать согласованность энергетических уровней четырех различных ядер?
-Каким образом одна частица может «знать» состояние другой частицы
– как это наблюдается в сверхпроводниках, при взаимодействии ядер и даже дискретных атомов?
-Как удается биологическим видам, прекрасно приспособленным к собственной среде обитания, уцелеть и выжить, когда эта среда подвергается значительным изменениям, вместо того, чтобы погибнуть и расстаться с этим миром, заселенным водорослями и бактериями?
-Как удается приблизительно 40 филогенетически различным типам насекомых и животных обходиться одним и тем же геном, контролирующим устройства глаза? Получили ли они эту информацию от некоей архетипической формы, либо тенденции или друг от друга?
-Почему организмы обладают программами, которые обеспечивают восстановление после повреждений, наносимых им искусственно в лабораториях из научной любознательности, если в естественных условиях на протяжении истории этих биологических видов такие программы не могли быть приобретены?
-Откуда поступают «воспоминания о былой жизни», а отчасти и о предшествующих существованиях? Может ли мозг, имеющий диаметр 10 см, хранить 2,8 1020бит (или больше) информации?
-Каким образом около четверти людей, причем вовсе не сенситивов, способны «прочитать» что-то в уме субъекта, с которым они взаимодействуют?
-Как одному человеку удается спонтанно и непосредственно влиять на тело и сознание другого человека, а возможно и «заглядывать в него» даже на значительном расстоянии и рассказывать о происходящих с ним неприятностях?
-Возможно ли, что несколько человек, участвующих в совместной медитации, достигают чего-то вроде коллективного сознания и, что фокусируя это коллективное сознание группы людей, можно воздействовать на телесное состояние других людей?
-И является ли простым совпадением тот факт, что различные и значительно удаленные друг от друга культуры, как и различные направления искусства и науки, время от времени проявляют поразительный параллелизм и синхронность?
У этих вопросов должен быть общий ответ, эти загадки и парадоксы должны иметь единое объяснение. То, о чем мы здесь спрашиваем, возможно, объясняется существованием тонких управляющих связей между всеми объектами и событиями во Вселенной. Благодаря таким связям, микрочастицы могут получать информацию о состоянии друг друга внутри данной системы координат, геном живых организмов может быть связан с