Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 464

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О вдохновении

215

критериях оценки художественного творчества, например музыки. Такие критерии вполне реальны, но точному описанию не поддаются. И все же очевидно, что они являются неотъемлемой частью того удивительного процесса, который дарил Моцарта сложными музыкальными композициями без каких-либо усилий с его стороны и даже без осознания того, как это происходит.

Если процесс, лежащий в основе феномена вдохновения, не является методом проб и ошибок, как полагал Пуанкаре, а зависит от прямого выбора, то в рамках механистического мировоззрения это явление можно объяснить лишь существованием некоего чрезвычайно мощного алгоритма (системы правил вычисления), действующего в нейронной сети мозга. Тем не менее совершенно неясно, каким образом вдохновение можно объяснить с помощью такого алгоритма. Обратимся к краткому обсуждению двух основных проблем, связанных с данной гипотезой.

(1) Проблема возникновения. Если вдохновение ученого, музыканта или математика обязано своим появлением действию некоего нейронного алгоритма, то каким образом возникает схема нервных связей, ответственная за этот алгоритм? Рассматривая сложнейшие алгоритмы автоматического доказательства теорем, разработанные исследователями искусственного интеллекта, мы убеждаемся в том, что алгоритм вдохновения не может быть простым11. А ведь алгоритмы автоматического доказательства в искусственном интеллекте даже и не приближаются по сложности к возможностям развитого человеческого мышления. Но если наш гипотетический алгоритм вдохновения еще сложнее, то откуда он берется? Едва ли можно объяснить его возникновение случайной генетической мутацией либо рекомбинацией в пределах одного поколения, поскольку в таком случае вновь возникла бы проблема случайного выбора среди громадного числа возможных комбинаций. Таким образом, мы были бы вынуждены согласиться с тем, что генотипы Моцарта и его родителей (которые были людьми талантливыми, но не обладали музыкальными способностями, сравнимыми с гением их отпрыска) отличались лишь несколькими более или менее вероятными трансформациями.

Однако всякий, кто имеет дело с алгоритмами, вряд ли согласится с тем, что несколько перестановок или рекомбинаций символов могут существенно повысить эффективность алгоритма либо придать ему совершенно новые возможности, которые


216

Глава?

можно было бы счесть выдающимися. И если бы такое все же случилось, мы, скорее всего, решили бы, что перед нами — дефектная версия некоего алгоритма, который первоначально всеми этими возможностями обладал. Это означало бы, что алгоритм уникальных музыкальных способностей Моцарта содержался в скрытом виде в генах его предков.

Таким образом, мы приходим к общей проблеме возникновения человеческих свойств и качеств. В согласии с общепринятой ныне теорией эти черты возникают в ходе отбора по признаку репродуктивного преимущества, которым обладают их носители и предки. Так как эти гипотетические скрытые алгоритмы отличаются высокой сложностью и должны были передаваться в скрытой форме, большая часть отбора для этих алгоритмов, вероятно, произошла еще в самые ранние времена. В настоящее время принято считать, что человек на протяжении большей части истории своего существования оставался на уровне в лучшем случае охотника или собирателя. Трудно представить, что гений, такой, как Моцарт или Гаусс, мог бы иметь возможность полностью проявить свои невероятные способности в такого рода обществе. Но если это так, то процесс селекции, являющийся основой'теории эволюции, вряд ли мог бы сколько-нибудь эффективно влиять на отбор таких способностей.

Итак, перед нами встает дилемма: оказывается, объяснить возникновение гипотетического алгоритма, порождающего вдохновение, ничуть не проще, чем объяснить само вдохновение.

(2) Субъективный опыт. Если феномен вдохновения вызван действием нейронного алгоритма, то почему вдохновение, как правило, приходит как внезапное видение завершенного решения задачи без осознания человеком промежуточных этапов? Примеры Римана и Галуа свидетельствуют, что оба они достигли решения напрямую, в то время как другие ученые сумели подтвердить их результаты лишь в ходе деятельности, включавшей в себя множество промежуточных этапов. Как правило, относительно простые задачи решаются постепенно, путем размышлений. Каким же образом вдохновенный исследователь, математик или художник приходит к окончательному решению сложной проблемы или к созданию шедевра искусства путем мгновенного озарения, минуя важнейшие промежуточные этапы созидания?

Это означает, что феномен вдохновения невозможно объяснить на основе механистических моделей жизни, согласующихся


О вдохновении

217

 

с современными теориями физики и химии. Оставшуюся часть главы мы посвящаем обзору немеханистического подхода Бхага- вад-гиты.

7.3.Взаимодействие сознания и материи

Впервой части книги мы обсудили понятие сознания и, следуя Бхагавад-гите, ввели концепцию «сознающего Я» как нефизической сущности. Во второй части мы исследовали биологические формы и проблему поиска единого описания природы. В резуль-

тате мы пришли к выводу о невозможности построения единой количественной теории, которая давала бы удовлетворительное объяснение возникновению таких сложных форм, как материальные структуры живых организмов. И лишь вновь обратившись к Бхагавад-гите, мы сумели показать, каким образом можно создать единую, органичную и непротиворечивую картину мира, основываясь на неколичественном понятии Всеобщего Сознания.

До сих пор мы не задавались вопросом о воздействии на материальное тело «сознающего Я» (дживатмъг). Как отмечалось в главе 2, философы вплоть до нынешнего времени так и не смогли решить эту задачу и многие из них предпочли либо отрицать существование сознания, либо считать его побочным продуктом деятельности мозга. Тем не менее простое решение действительно существует. Бхагавад-гита утверждает, что связь сознания и тела носит косвенный характер и зависит от взаимодействия между индивидуальным «Я» и Всеобщим Сознанием. Данное объяснение взаимоотношений дживатмы и материи разрешает значительную часть проблем, ставивших в тупик философов, объясняет феномен вдохновения и, что самое главное, дает нам прямой метод обретения поддающегося проверке знания как об индивидуальном, так и о Всеобщем Сознании.

Приведенное в первой части Бхагавад-гиты описание взаимодействия дживатмы и материального тела несколько озадачивает: «Душа, введенная в заблуждение влиянием ложного эго, считает себя совершающей действия, которые в действительности выполняются тремя гунами материальной природы»12. Там же читаем: «Дух, заключенный в теле, хозяин города-тела, не совершает действий, не побуждает людей действовать и не создает плодов действий. Все это выполняется гунами материальной природы»13. На первый взгляд, эти утверждения свидетельствуют


218

о том, что природа действует в согласии с определенными законами и что «сознающее Я» — это в лучшем случае лишь вторичное явление, обуславливаемое действиями материального тела и неспособное в свою очередь воздействовать на него.

Бхагавад-гита действительно утверждает, что природа действует в согласии с определенными законами. Однако ключ к решению проблемы взаимодействия ума и тела заключается в осознании характера этих законов. Как правило, физики склонны представлять законы природы в виде замкнутой системы незыблемых правил, которые можно описать несколькими простыми уравнениями. Однако в соответствии с Бхагавад-гитой законы природы подобны законам человеческого общества, установленным главой государства. Они, как и физические законы, могут быть описаны при помощи символов, но в отличие от последних чрезвычайно сложны. И поскольку законами природы в действительности управляет Личность, они всегда подвержены изменениям и вмешательству извне.

В Бхагавад-гите Верховная Личность Кришна описывает законы природы следующим образом: «Эта материальная природа есть одна из Моих энергий. Она действует согласно Моей воле, о сын Кунти, создавая все движущиеся и неподвижные существа. Под ее управлением это космическое проявление творится и уничтожается снова и снова»14. Таким образом, хотя физики и правы в том, что материальная энергия подчиняется определенным законам, они неспособны осознать тот факт, что законы эти имеют свой высший источник — верховного правителя.

Мы можем представить эти законы в виде иерархии. На низшем уровне располагаются относительно несложные законы, управляющие простейшими свойствами материи. Именно их в той или иной степени познают физика и химия. На следующем уровне находятся законы более высокого порядка, обуславливающие сложные схемы поведения живых существ. В Бхагавадгите содержится подробное рассмотрение такого рода законов, порой называемых законами кармы (действия). И наконец, на высшем уровне законов предусмотрено непосредственное вмешательство Верховной Личности в естественный ход событий.

В первой и во второй частях настоящей книги мы рассмотрели, каким образом можно расширить мировоззрение современной науки, чтобы охватить такую открытую иерархию естественных законов. В такой иерархии законы каждого уровня неаб-


О вдохновении

219

солютны. Они представляют собой лишь аппроксимации, которые подлежат совершенствованию и изменению в согласии с высшими законами и в конечном итоге подчиняются всеохватывающей воле Верховной Личности.

С механистической точки зрения слова «всеохватывающая воля» есть лишь выражение произвола и неясности. В Бхагавадгите описаны и другие не подлежащие количественному рассмотрению факторы, способные дать нам представление о воле Верховной Личности. Одним из таких факторов является личное взаимодействие Верховной Личности и локализованных «сознающих Я». Господь Кришна говорит: «Всевышний Господь пребывает в сердце каждого, о Арджуна, и направляет скитания всех живых существ, которые словно находятся в машине, сделанной из материальной энергии»15. Как мы уже упоминали, облеченная материальным телом дживатма находится в нем в пассивном состоянии и неспособна оказывать на него воздействие. Тем не менее дживатма осознает ситуацию, в которой находится тело, и имеет свои собственные желания, которые могут быть исполнены различными действиями тела. Как утверждает Бхагавад-гита, Верховная Личность воспринимает желания воплощенных существ и откликается на них, соответственно управляя механизмами тела. J&&я~ч Ж-ымЛр#~

Проявление Верховной Личности в сердце каждого живого существа носит название «Параматма», или Сверхдуша. «Хотя Параматма кажется поделенной между всеми живыми существами, Она неделима, утверждается в Бхагавад-гите. Она одно целое»16. В этом утверждении содержится еще один пример одновременного единства и множественности Сверхдуши, о которых мы уже говорили в главе 6. Поскольку сознание Верховной Личности беспредельно, Она способна одновременно присутствовать в бесчисленных материальных ситуациях и при этом никогда не впадать в заблуждение.

Описываемая в Бхагавад-гите Верховная Личность не отделена от материального мира. Она пронизывает все пространство и время и в то же время трансцендентна по отношению к ним. Эта идея может показаться парадоксальной, однако следует заметить, что аналогичная проблема возникает также и при попытке наглядно представить реальность, лежащую в основе законов природы, - в той форме, как они представлены современной физикой. Они считаются инвариантными относительно простран-