ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Библиография
-
Безбородова Л. Дирижирование. М. Просвещение,1990.
-
Дмитриевская К.Виктор Калинников. К 100-летию со дня рождения/ Хоровое искусство. Вып.2. –Л., 1971
-
Муромцева – Бунина В.Н. «Жизнь Бунина. Беседы с памятью». – М.,1989.
-
Романовский Н.В. Хоровой словарь.-М.Л.,1972.
-
Соколов. Работа с хором . изд. Музыка М., 1967
-
Чесноков П. Хор и управление им. М., 1961
План:
Библиография………………………………………………………………...2
Историко-эстетический раздел……………………………………………...3
I Анализ словесного содержания…………………………………………...6 стр.
II Музыкально-теоретический анализ……………………………………...8 стр.
2.1 музыкальная форма произведения……………………………………..8 стр.
2.2 ладотональный план…………………………………………………….9 стр.
2.3 гармонический язык……………………………………………………..9стр.
2.4 метроритмические закономерности…………………………………...11стр.
2.5 темповый план…………………………………………………………..11стр.
2.6 динамический план………………………………………………….….12стр.
III Вокально-хоровой анализ…………………………………………….….13стр.
-
тип и вид хора, диапазон и тесситура хоровых партий……………...13стр.
3.2 вокально-хоровые трудности……………………………………..……13стр.
Историко-эстетический раздел.
Автором музыки является Виктор Сергеевич Калинников (1970 - 1927), замечательный русский композитор, дирижер, общественный деятель, педагог.
Калинников отлично закончил два отделения в Московском филармоническом училище: отделение духовых инструментов по классу гобоя и теоретико – композиторское отделение.
Дирижерская деятельность принесла Калиникову известность. Он дирижировал оркестром Московского Художественного театра, руководил оркестром студентов Высшего технического училища.
Калинников преподавал музыкально-теоретические дисциплины в Московском Филармоническом и Синодальном училищах, с 1922 года – профессор Московской консерватории.
Общественная деятельность его отличалась многогранностью: он был активным пропагандистом новой музыкальной культуры среди широких народных масс, организатором музыкальных студий, в которых имелись хоровые классы и классы народных инструментов.
Но самой значительной и плодотворной была хоровая деятельность: Калинников писал преимущественно хоровые произведения и, работая хормейстером, воспитывал многие коллективы. Он обучал пению воспитанников городских начальных училищ Москвы, руководил хором Филармонического училища.
Хоровое творчество его обширно и разнообразно. Одним из первых советских композиторов Калинников сочинял песни для детей и выпустил их в двух сборниках: «Одиннадцать одноголосных детских песен» и «Девять двухголосных детских хоров».
В произведениях для смешанных хора без сопровождения Калинников продолжает традиции русских композиторов. Хор у него – инструмент с большими возможностями и разнообразными средствами художественной выразительности.
Средствами хора композитор передает тончайшую лирику в «Элегии» на сл. А. Пушкина, драматизм - в «Кондоре» на сл.И. Бунина, акварельность и изобразительность – в «Жаворонке» на сл. В. Жуковского.
Большинство хоров В. Калинникова – лирические произведения, рисующие картины родной природы. Разными красками расцвечивает композитор звучание хора, изображая то восход солнца, то прощальную краску осени, то дикий скалистый берег океана. За всеми пейзажами ощущается присутствие человека с его чувствами.
Мелодический язык хоров выразителен, проникнут элементами народной песенности, близок к крестьянской песне, встречается подражание речевым интонациям.
Гармония красочна, изобилует аккордами побочных ступеней, ДД, неаккордовыми и альтерированными звуками, задержаниями, часто встречаются сопоставления далеких тональностей.
Склад хорового письма В. Калинникова преимущественно гомофонно – гармонический, с развитой подголосочностью и элементами имитации. Голосоведение отличается самостоятельностью, разнообразием мелодического движения, все хоровые партии несут равную нагрузку в создании художественного образа, полностью использован рабочий диапазон голосов.
Богатство метроритмической структуры хоров В. Калиникова вытекает из текста, логических ударений в словах. Почти во всех хорах встречается переменный размер.
Композитор чутко относится к поэтическому тексту, музыка откликается на малейшую смену настроения стиха, часто иллюстрирует текст.
В произведениях В. Калинникова форма является одним из важных средств художественной выразительности и часто складывается из контрастных частей. Формы хоров в основном простые: период, двухчастная, трехчастная, нередко с сокращенной репризой.
Обработки народных песен близки к народному многоголосию:
-«Ты взойди, солнце красное», «Эй, ухнем», «Вниз по матушке Волге»;
-революционные песни «Интернационал», «Марсельеза».
Калинников сочинил 15 смешанных хоров без сопровождения, ставших классикой, которые популярны по сей день.
I Анализ словесного содержания.
Хор «Кондор» написан на слова Ивана Алексеевича Бунина.
Иван Алексеевич Бунин - один из крупнейших поэтов-пейзажистов, мастер изображения безлюдной природы, в которой скрыто присутствие каких-то безличных, непостижимых сил. Верный традициям реалистического пейзажа в литературе XIX века (особенно А.Н.Майкова и Я.Полонского), И.Бунин вместе с тем подчеркивает самодостаточность и независимость природы от человека, так сгущает краски ее вещественного бытия, что природа в его изображении выглядит необжитой, грозной и тревожной в своем безмолвии. Как бы ни менялась география бунинских стихов: от степных раздолий и лесной глухомани ранней поры до азиатских, ближневосточных, тихоокеанских, средиземноморских, пейзажей 1903-1916 годов, - глубже всего поэт переживает одиночество человека среди природы и одиночество природы без человека, "блаженную тоску" пустынности: "Не видно птиц. Позорно чахнет..."; "Могилы, ветряки, дороги и курганы..."; "Зеленоватый свет пустынной лунной ночи..."; "И ветер, и дождик, и мгла. … Над холодной пустыней воды" ("Одиночество"); "Окраина земли, … Безлюдные пустынные прибрежья..." ("Цейлон"); "Звезды горят над безлюдной землею..."; "Пустыня в тусклом, жарком свете..."; "На плоском взморье - мертвый зной и штиль" ("Штиль"). Такова бунинская природа, словно покинутая человеком или не впускающая его в себя, всегда "безлюдная", "пустынная", "мертвая", "неживая" (любимые бунинские эпитеты). Даже пшеничное поле - "Зреющего поля мертвая страна" ("Вечерний жук"). Вместе с тем никто до Бунина не изображал с такой проникновенностью мир живых существ, как бы перевоплощаясь в них, разделяя их томление, смутные думы, чувство тоскливой заброшенности или хищной радости ("Кондор", "Сапсан", "Змея", "Собака", "Ночная змея", "Кобылица"). Не одухотворяя природу, не уподобляя ее человеку, Бунин прилагает к природе ее собственную меру, раскрывая в своем лирическом герое то бессознательное, чувственно-стихийное, что сближает его со всеми созданиями на земле». В. С. Калинников мастерски передаёт одиночество и «чувство тоскливой заброшенности», которые выразил в своём стихотворении И. А. Бунин. Он достигает совершенства в использовании средств музыкальной выразительности для передачи глубокого, тяжёлого образа одинокого существа в гнетущей атмосфере пустыни, мрачных гор и моря. Некоторые музыкальные приемы композитора, речь о которых пойдет позднее, наталкивают нас на следующие ассоциации. Мы придерживаемся позиции, что И. А. Бунин в стихотворении «Кондор» использовал аллегорию, сравнив суровую птицу с одиноким романтическим героем. Так же сурова и архаична музыка. Кондор – это страдающий от одиночества герой, над которым нависают громады гор, подобно высоким мрачным готическим храмам, довлеющим над средневековым человеком.
II Музыкально-теоретический анализ
«Кондор» В. Калинникова- хор a capella драматического характера, где за диким и скалистым пейзажем ощущается присутствие человека с его чувствами, переживаниями.
2.1 музыкальная форма произведения
Форма в произведении у Калиникова тесно связана с содержанием стихотворения и складывается из контрастных частей. Наиболее точно отражает содержание простая трехчастная форма с сокращенной репризой.
В I части отражен враждебный окружающий мир - через суровый пейзаж «дикого и пустынного берега океана» и образ одинокого страдающего человека, через образ тяжкого и усталого кондора. Музыка ярко передает мрачную атмосферу одиночества, подавленное настроение - первые аккорды звучат f, в неспешном темпе, буквально обрушиваются тяжелым звучанием акцентируемых созвучий пустых октав и квинт. Ritenuto и diminuendo в нисходящем движении мелодии и фермата как бы изображают тень кондора, несущегося в холодном небе - «он медленно спускается на скалы».
II часть - яркий контраст первой, здесь столкновение тоскующей птицы с невозмутимым и безразличным окружающим миром достигает кульминации. Фактура - как яркое средство музыкальной выразительности, имитационный склад альтовой партии с остальными голосами подчеркивают эту борьбу с безмолвием, равнодушием. Темп значительно ускоряется -Piu mosso, пунктирный ритм усиливает энергичный характер звучания, а унисонное звучание сочетании с диссонирующими аккордами передают «дикий крик» души, который уносится в даль и «замирает в небе»,в глубочайшем diminuendo и ritenuto и на фермате.
III часть – сокращенная реприза, погружает нас в настроение 1 части, но звучит более безысходно, горестно, трагично. Это передается тихой динамикой в первоначальном темпе, тяжелые пустые созвучия истаивают rit. и dim.
I часть – период из двух предложения а – 11т., в – 12 т.
II часть – период единого строения – 11т.
III часть ,сокращенная реприза – период из двух предложений а-6 т., в – 5 т.
2.2 ладотональный план
Ладотональный план этого произведения неустойчив, подчеркивает смятение душевных переживаний героя. Начинается произведение в тональности натурального ля минора, однообразно звучат повторяющиеся аккорды тонического и доминантного трезвучий, с пустыми квинтами и октавами, рисуя картину сурового и безлюдного пейзажа. Мелодия вначале малоподвижна, затем волнообразное движение постоянно кружится около звука си. Во втором переложении, чтобы усилить состояние тоски, композитор использует аккорды побочных ступеней, ДД, в мелодии восходящий скачок на м.6 заполняется нисходящим движением по звукам хроматической гаммы, период заканчивается модуляцией в тональность доминанты – ми минор.
Тревожный, энергичный характер II части звучит неустойчиво, напряжение создают повторяющиеся аккорды Д и ДДум.7, которые разрешаются в ре минор только в 6 такте, и то ненадолго, в мелодии хоровых голосов звучат скачки на 4,6. В каденции мелодия как бы замирает и звучит на одном звуке. Вторая часть заканчивается на Д гармонического ля минора и готовит наступление репризы.
В III части ладотональный план более однообразен, постоянная переменность ля минора и ми минора заканчивается модуляцией в ми минор. Гармония скупа, мелодия звучит в нижних, более темных голосах, монотонно повторяются трезвучия Т и Д, рисуют бесстрастный, холодный пейзаж.