ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
2.3 Гармонический язык
Фактура хора также зависит от музыкального образа. Калинников использует гомофонно-гармонический склад, однако гармоническими средствами пользуется очень сдержанно. По сути, аккорды образуются в результате использования определенного композиционного принципа: мелодия излагается в октавном удвоении в трёх голосах, и одновременно выдерживается двухголосная октавная педаль. В результате возникает звучание, создающее ощущение давящей, мрачной атмосферы угрюмого пейзажа. Гармонический язык второй части более сложен. Диссонансы передают отчаяние, попытку героя (Кондора) спастись от жуткого, непереносимого одиночества. Во второй части меняется и фактура, появляются признаки полифонического имитационного склада: Альтовая партия вступает в диалог с остальными голосами. Возможно, так В. С. Калинников изобразил эхо, разбуженное диким криком кондора. Вертикаль в хоре в основном терцовая, часто звучат жестко звучащие неполные аккорды. Это также способствует созданию ощущения пустоты и одиночества. При возникновении образа Кондора появляются аккорды субдоминантовой группы: IV7,VI6, III34, III34#5ь7, III2#5ь7, II7 неп, III34#5, s6. Альтерация аккордов возникает, когда В. С. Калинников показывает угрюмость героя, его уродливость, угловатость. Во второй, контрастной части, где герой отчаянно пытается разорвать гнетущую тишину своим криком, композитор использует преимущественно аккорды доминантовой группы: d53, VII53 нат., d6, DD2#7, DD7 неп, DD умвв7, умвв7. Эти аккорды, наряду с прочими средствами музыкальной выразительности ярче изображают протест героя. Последования вертикалей таковы: в крайних частях чаще всего встречается соотношение тоники и натуральной доминанты, что придает хору архаичный характер. Однако каждый период завершается каденцией. Заключительная каденция полная совершенная.
2.4 Метроритмические закономерности
Ладогармоническая и метроритмическая структура (переменный размер, наличие пунктирного ритма, синкоп, фермат и пауз) придали звучанию суровый колорит и наполнили содержание драматической образностью.
Фактура этого произведения и является ярким средством выразительности.
В I части она массивная (широкое расположение аккордов),насыщенная (divisi в теноровой партии ), в гармоническом складе изложения. Композитор использует унисонное соединение хоровых партий, например, сопрано и тенора I, альты и тенора II -для передачи особой краски в хоровом звучании.
Во II части склад изложения становится полифоническим. Вначале звучит имитационная полифония: мелодия проходит в различных партиях, в виде имитации: то в альтовой партии, то в остальных голосах, затем подголосочная, с постоянным отключением голосов, создавая эффект «замирания звука».
В репризе, для создания более мрачного колорита, композитор проведение темы в октавном унисоне поручает низким голосам: альтовой и басовой партиям, органный пункт применяется в верхних голосах и усиливает состояние тоски.
2.5 темповый план
Темповый план произведения, как средство художественной выразительности, более ярко передает авторский замысел в реальном звучании:
I часть- Первое предложение Andante – не спеша ММ = 60, pesante – тяжело(это определение относится к темпу и характеру), с 8 по 11 тт. rit. – замедлить.
Второе предложение Tempo 1 – первоначальном темпе, с 11 по 13 тт. – rit. – замедлить.
Неспешный темп с замедлениями передает атмосферу наблюдения за мрачной картиной.
II часть – Piu mosso – более подвижно, energico – энергично (это определения относится к темпу и характеру), с 7 такта rit. sempre – постоянно замедляя, в каденции morendo-замирая (относится к темпу и динамике)
Эта часть контрастна первой, наблюдения сменяются действием и темповый план более разнообразный.
III часть (реприза) – в первоначальном темпе,pesante, с 8 такта rit. и dim. – замедляя и затихая.
Разнообразный темповый план усиливает эмоциональный настрой текста, ярче передает его драматический характер.
2.6 динамический план
Динамический план произведения разнообразен (от f до pp) и связан с фразировкой, кульминацией, звуковедением, дыханием для первой передачи драматического характера произведения.
I часть, первое предложение,4 такта – постоянное мощное f, акценты указывают на звуковедение marcato (подчеркнуто), дыхание в хоре цепное, глубокое, на твердой атаке, с 5 такта динамика подвижная, длительное dim. – ослабление звука – в сочетании с rit. изображает спад напряжения. В 1 предложении фразировка построена на постепенном спаде напряжения: от мощных акцентированных аккордов до p. В каденции необходимо выделить слова «кондор » и «тяжкий» с ощущением тяжелого вздоха. Во втором предложении динамика подвижная, но более тихое р, дыхание у хора спокойное ,атака звука мягкая, звуковедение legato,фразировка по 4 такта cresc. и dim.,в первой фразе логическое ударение на слове «провалы»,во второй фразе – на слове «уродливо», «медленно».
II часть – динамика ff в сочетании с ускорением темпа выражает нарастание напряжения. Звуковедение non legato, тема в альтовой партии должна звучать ярче, остальные голоса на нюанс тише, дыхание в альтовой партии и у остальных голосов – на паузах, активное, короткое ,энергичное, в кульминации – общехоровое. Динамическая кульминация на словах «и властно» выражена громкой динамикой, высокой тесситурой, наряженным модулирующим Д аккордом, замедлением темпа, акцентами, плотной фактурой. В каденции наступает спад напряжения, morendj создает впечатление удаления.
III часть - реприза сокращенная и измененная, характер 1 части звучит р, но тяжелое, постепенное rit. передает состояние более безысходное, тоскливое, чем в I части, надежда как бы покидает человека» и веет на вершине дыханьем смерти, холодом пустыни» - это смысловая кульминация, звучит очень тихо, страшно.
Для яркого воплощения человеческих эмоций необходима работа над выразительностью тембра. Характер певческого звука должен быть округлым, в высокой вокальной позиции и на дыхании. В первом предложении звук глубокий, насыщенный, а во втором предложении – холодный ,матовый. Во II части - упругий, твердый; в каденции исчезающий, в репризе темный, глубокий.
III Вокально-хоровой анализ
-
тип и вид хора, диапазон и тесситура хоровых партий
Тип хора – смешанный, вид – четырехголосный с элементами восьмиголосия за счет divisi во всех хоровых партиях.
Диапазоны хоровых партий:
Сопрано I: от ми 1 октавы до фа 2 октавы – нона
Сопрано II: от ми 1 октавы до ми 2 октавы – октава
Альты: от соль малой октавы до ре 2 октавы – дуодецима
Тенора I : от ми малой октавы до фа 1 октавы – нона
Тенора II: от ми малой октавы до ре 1 октавы – септима
Басы I : от фа большой октавы до си малой октавы – ундецима
Басы II: от ми большой октавы до ля малой октавы – ундецима
Диапазон всего хора: от ми большой октавы до фа 2 октавы
Диапазоны хоровых партий широки, используется весь рабочий диапазон у высоких голосов в пределах ноны, у низких голосов – в пределах ундецимы и дуодецимы. Тесситура в хоровых голосах удобная. Необходимо следить, чтобы не было форсированного, крикливого звука.
3.2 Вокально-хоровые трудности
К вокально-хоровым трудностям можно отнести:
А) Интонационные трудности горизонтального и вертикального строя, частного и общего ансамбля:
- часто встречается длительное пение на одном звуке(петь с тенденцией к повышению)
- интонирование7 низкой ступени в натуральном миноре;
- полутоновые интонации хроматических ступеней во втором предложении (петь высоко, близко);
- скачки на 6 и 4,аккорды ДДум7 в быстром темпе, в высокой тесситуре и пунктирном ритме потребуют интонационной и ритмической точности;
- исполнение октавных унисонов между высокими и низкими хоровыми партиями;
Б) Трудности ритмического ансамбля:
- исполнение в переменном размере;
- исполнение пунктирного ритма, затактовой шестнадцатой, междутактовой синкопы, пауз, фермат.
В) Трудности дикционного ансамбля:
- правильное округлое формирование гласных в академической манере;
- четкое и одновременное произношение согласных в конце слов, например «крик»;
- отнесение согласной, оканчивающей слог, к следующему слогу или слову, например: «го – ррри – ззу – бре – нны - е»;
- интонирование звонкой, сонорной (поющей: л – м – н –р )согласно на высоте следующей ей гласной, например: «гррро – ма - ды»;
- слова с шипящими, свистящими звуками произносить кратко, «скрадывать», например : «бе – сстра – стно- си – не -ет»;
- слоги, содержащие «Р» - утрировать, например: «гРРРомады гоРРР, иЗЗубРРРенные, гРРРядой, беРРРег, кондоРРР»;
- сочетание (в одном слове или рядом стоящих словах) одинаковых по произношению гласных – в этом случае переход с одной гласной на другую не должен быть «смазан», вторую гласную петь надо на новой атаке, например : «Ве ет», «и усталый»;
- несовпадение текста в хоровых партиях, например: во 2 части проведение текста надо начинать с легкого акцента;
- трудные слогосочетания, например: «вдруг» - исполнять как «фдрук»;
- окончание слов исполнять твердо, например: «дикий» исполнять как «дикый», «высятся» - «высятса»;
- пение в быстром темпе (II часть) – близкое четкое произношение текста.
Дикционный ансамбль предусматривает единство в понимании литературного текста, одновременность произношения слов, логических акцентов.
В процессе репетиционной работы с хором могут возникнуть и другие проблемы. Залогом успеха будет служить глубокое знание партитуры и всесторонний анализ хорового произведения.
В заключении хочется отметить, что тема столкновения человека с окружающим миром, его одиночества, желания быть услышанным и понятым всегда будет волновать творческую личность.