ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 89
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Автор литературного текста Шарль Фавар
1.3Автор переложения для хора Соколов Владислав Геннадиевич
1.4 Французский композитор Андре Жозеф Экзоде
Глава III. Музыкально - выразительные средства
3.1 Жанр произведения. Хоровой жанр
3.2 Музыкальная форма произведения
3.3 Характеристика тематического материала
3.4 Тональный план и гармонический язык
4.4 Хоровой строй Мелодический строй
4.5 Хоровой ансамбль Интонационный ансамбль
Первая фразы припева рисует нам образ юноши. Мелодия светлая, но строгая, излагается восьмыми, четвертями, половинными длительностями. Начинается мелодия с тоники в унисон во всех голосах и закачивается тоникой в унисон во всех голосах.
Вторая фраза припева рисует нам образ девушки. Мелодия светлая, трепетная волнообразная, излагается мелкими восьмыми длительностями. Каждый такт второй фразы припева начинается с вводной VII ступени тональности G- dur . Заканчивается вторая фраза на доминанте, которая разрешается в тонику. Тема альтов является сопровождающей основной мелодии.
Третья и четвертая фраза припева повторяют первую и вторую фразу, только видоизменяются последние два такта четвертой фразы. Они представляют собой полную совершенную каденцию, которая завершает первый период.
Тема запева так же грациозна. Мелодия первого, и третьего тактов первой фразы трепетная волнообразная, излагается мелкими восьмыми длительностями. Второй и четвертый такт излагается половинными и четвертными длительностями.
Мелодия второй фразы плавная, поступенно опускающаяся вниз.
Тема третьей фразы запева поручена партии Альтов, мелодия излагается мелкими восьмыми длительностями. Начинается каждый такт третьей фразы с вводной VII ступени в тональности D-dur. Партии СI, СII стоят на одной ноте и являются хоровой педалью, в то время как основная мелодия проходит у партии альтов. Заканчивается третья фраза на совершенной автентической каденции в тональности доминанты (D – dur).
3.4 Тональный план и гармонический язык
Весь припев написан в тональности G-dur. В запеве наблюдается смена тональностей. Начинается запев с главной тональности G-dur. Во второй фразе со второго такта мы отклоняемся в параллельную тональность e-moll гармоническую, а в конце третьего такта идет модуляция в родственную тональность доминаты D–dur. Отклонение и модуляция, оправдана появлением нового образа «ветерка», который сначала набежал на прудок, а потом стих. Заканчивается произведение в основной тональности G-dur, так как идет повтор припева.
Гармонический язык всего произведения очень простой, ясный, прозрачный.
Припев содержит в себе такие аккорды как: Т; S; D; D7. Первая фраза заканчивается на D6/5, который разрешается в тонику G-dur.
Вторая фраза припева заканчивается полной совершенной каденцией: II6; К6/4; D7; Т которая завершает музыкальное построение:
Запев включает в себя такие аккорды как: Т; Т6; S; D7 и его обращения. Заканчивается запев совершенной автентической каденцией в тональности доминанты (D – dur); Т6/4; S К6/4; D7; Т.
3.5 Фактура произведения
Фактура хорового произведения «Менуэт Экзоде - гомофонно-гармоническая. Главную тему в основном проводит верхний голос, альты являются гармонической основой. Сопрано вторые являются гармоническим заполнением аккордов в запеве. Только в третьей фразе запева главную тему излагает партия альтов на фоне унисонного звучания СI и СII.
3.6 Аккомпанемент
Начинается произведение с четырехтактового вступления фортепиано. Оно настраивает слушателей и хористов на характер произведения, а также настраивает на тональность G-dur. Фактура аккомпанемента гомофонно – гармоническая.
Глава IV. ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ
4.1 Тип хора, вид хора
Тип хора – детский. Вид хора - трехголосный. Состав хоровых партий - сопрано I и II, альты.
4.2 Диапазоны и тесситурные особенности хоровых партий
Диапазон всего хора с1 – g2
СопраноI d1- g2
СопраноII: d1 – d2
Альты: с1 – с2
Тесситура – СI, СII, А - средняя, удобная. Сложность может представлять партия СI, в запеве в конце первого такта, где встречается высокий звук, g2. Но исполнение этого звука облегчается нарастанием динамики. Нужно следить за легкостью звучания, которой добиваемся за счет хорошей артикуляции. Поэтому поем на дыхании легко, без напряжения. Сложность представляют так же регистровые разрывы звука в скачках. Чтобы добиться сглаженности, необходимо петь на дыхании, соединяя грудной регистр с головным регистром.
4.4 Хоровой строй Мелодический строй
Сопрано I, II. Трудности в интонационном отношении представляет смена тональностей в запеве во второй фразе. Здесь необходимо слышать переходы в новую тональность, мы должны помнить, что 3 ступень мажора определяет лад, ее нужно интонировать устойчиво.
Альты. Трудности у альтовой партии будут в запеве, во второй фразе, где идет смена тональностей. Здесь альты дают нам ощущения смены тональностей. Чтобы было чисто интонационно, мы должны, определить константы, к которым будем стремиться. Ре# - это VII# ступень, которая тяготеет в I ступень e-moll гармонического. Потом мы из e-moll переходим в тональность D-dur, поэтому до# мы рассматриваем как VII ступень, которая разрешается в тонику D-dur. Диатонический полутон нужно всегда интонировать узко (ре- до диез), а хроматический ре-ре диез - широко
Альтам следует слушать аккомпанемент, так как их мелодия проходит в партии фортепиано, но октавой выше.
Гармонический строй
Гармонический строй в этом произведении осложняется тем, что в запеве во второй фразе идет смена тональностей. В этом месте мы должны выстроить каждый аккорд и послушать его. А в целом строй гармонический выдерживать не сложно благодаря наличию партии фортепиано.
4.5 Хоровой ансамбль Интонационный ансамбль
Необходимо добиться чистого унисона партий. Сложности в интонационном ансамбле может представлять регистровый разрыв звука в скачках, а так же многократный повтор одного звука и хроматические ходы. Все эти сложности можно преодолеть, если все хористы будут петь в единой академической манере на дыхании и ощущать константы.
Ритмический ансамбль
Ритмический рисунок произведения не сложный. Особое внимание нужно обратить на те места, где верхний голос излагается восьмыми длительностями, а в нижнем голосе присутствуют четверть с точкой и восьмые.
Хористы могут четверть с точкой передержать или недодержать. Для устранения этой проблемы, необходимо дать пульсацию хору, и объяснить, что на четверть с точкой у нас идут три восьмые, а на четвертую восьмую мы вступаем, и поем вместе с верхним голосами.
Сложность может представлять начало запева, когда верхние голоса вступают на первую долю, а нижний голос вступает на третью долю. Также сложность представляют окончания первого и второго периода. Первый период заканчивается половинной длительностью, а второй период четвертной длительностью. Точность исполнения также можно устранить с помощью пульсации.
Темповый ансамбль
Темп – Allegretto non troppo (не слишком скоро). По шкале Мельцеля это 116-138 ударов в секунду, относится к группе быстрых темпов. Но, скорее всего, этот темп указывает не на скорость исполнения произведения, а на его характер. В конце первой фразы припева идет замедление ritenuto, это замедление связано с текстовыми особенностями, здесь мы подчеркиваем слово «глубины».
Размер – 3/4
Метр – простой, трехдольный
Ритм – простой, но разнообразный: мелодия излагается четвертями, восьмыми, половинными, четвертью с точкой и восьмыми.