ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Miserere

А. Лотти

(1667-1740)

Miserere

(мизерере) - церковное католическое песнопение, название происходит от 51 псалма католической литургии Miserere mie Deus (Помилуй меня, боже).

Автор музыки

Анто́нио Ло́тти (итал. Antonio Lotti; ок. 1667, Венеция или Ганновер — 5 января 1740, Венеция) — композитор эпохи барокко, работавший в Венеции и германских государствах. Автор 8 ораторий и 24 опер, а также многочисленных произведений духовной музыки

Биография

Энциклопедические издания на музыкальную тематику сообщают, что Антонио Лотти родился в 1667 году, когда его отец Маттео Лотти служил придворным капельмейстером в Ганновере, однако в качестве места его рождения чаще всего указываетсяВенеция. Сам Антонио называл себя Венецианцем (итал. Veneto). Известно также, что он учился в Венеции у маэстро Легренци и что ещё до того, как ему исполнилось 16 лет, он поставил свою первую оперу, Il Giustino, на венецианской сцене. По другим сведениям, его первой оперой был Il trionfo dell'innocenza, поставленный в начале 1690-х годов[1][2].

В 1687 году Антонио поступил в хор собора св. Марка в Венеции на место альта. В 1690 году он стал помощником органиста, два года спустя вторым органистом, а в 1704 году первым органистом. С 1702 по 1717 год были поставлены семнадцать опер Лотти. Он также писал музыку для женского хора больницы Ospedale degli Incurabili.

С 1717 по 1719 год Лотти, по приглашению правителя Саксонии Фридриха Августа, проживал в Дрездене. За это время там были поставлены три его оперы: Giove in ArgoAscanio и Teofane. Его опера, в частности, была первой исполненной в новом оперном театре Дрездена в 1719 году[1]. Вместе с ним в Дрезден были приглашены его жена, сопрано Санта Стелла, ещё ряд певцов и либреттист[1]. С 1719 года, когда он вернулся в Венецию, Лотти полностью отказался от сочинения светской музыки и сосредоточился на духовных жанрах: мессахмотетах и прочих. В 1736 году он занял должность капельмейстера собора св. Марка с годовым окладом в 400 дукатов.

Лотти принадлежит заслуга воспитания нескольких видных композиторов и музыкантов. Среди его учеников — Джузеппе АльбертиБальдассаре ГалуппиФранческо ГаспариниБенедетто Марчелло и Песчетти.

Антонио Лотти скончался 5 января 1740 года от отёка. Он был похоронен в церкви Сан-Джеминьяно. Считается, что его останки были перенесены в другое место перед разрушением церкви Наполеоном в 1807 году, но нынешнее их местонахождение неизвестно[2].


Творчество

Творчество Лотти может быть условно разделено на два периода, до и после возвращения из Дрездена. Если в первый период композитор активно сочинял как духовную, так и светскую музыку, то во второй он сосредоточился исключительно на духовной. Тем не менее его перу принадлежит значительное количество светских произведений, в том числе:

  • 24 оперы, написанных для Венеции, Вены и Дрездена. Восемь из этих опер дошли до наших дней полностью: Alessandro SeveroAscanioCostantinoFoca superbo,Giove in ArgoPolidoroPorsenna и Teofane. Ещё из девяти сохранились отдельные части, а семь считаются утерянными полностью[2]

  • восемь ораторий, из которых сохранились только две: Il voto crudele и L’umiltà coronata in Esther[2]

  • произведения малой формы, часть которых была собрана в сборник «Duetti, terzetti e madrigali a piu voci», посвящённый императору Леопольду I.

Духовная музыка Лотти включает многочисленные мессы, мотеты, антифоныMiserereMissa Sapientiae Лотти хранилась в личной библиотеке Баха, и существует мнение, что её влияние ощущается в баховской Мессе си минор[2].

Один из мадригалов Лотти, включённых в сборник 1705 года, La vita caduta (in una siepe ombrosa), был исполнен в Лондоне в 1831 году как сочинение Бокончини. В результате последовавшего скандала имя подлинного автора было установлено[2].

Перейдем к музыкально-теоретическому анализу произведения:

Произведение "Miserere" написано для смешанного хора. По форме представляет собой хоровую миниатюру, состоящую из 2х предложений.

Несколько слов о тональном плане произведения:

Основной тональностью является d moll. Имеется отклонение: в g moll и заканчивается тоникой параллельного мажора (характерный прием для произведений эпохи барокко)

Гармонический язык произведения не прост, красив и интересен. Преобладают аккорды тонической и доминантовой группы, но так же встречаются субдоминантовые аккорды и аккорды других ступеней, в том числе, септаккорды и их обращения. Для примера разберем Так же для подтверждения своих вышеуказанных доводов считаю нужным детально разобрать основные каденции: первая - в 4ом и 5ом тактах (отклонение в g moll): отклонение происходит через доминантовый секстаккорд, разрешается в тоническое трезвучие g moll, далее, при возвращении в d moll, следующие функции: доминантовый квинтсекстаккорд, доминантовое трезвучие, тоника. Так же интересна фраза "secundum magnam", здесь так же происходит отклонение в g moll, происходит оно при помощи следующих функций: доминантовое трезвучие, кадансовый квартсекстаккорд, уменьшенный вводный терцквартаккорд. Так же, с точки зрения гармонии интересна фраза "misericordiam" (конкретно 14ый такт), так как в этом такте используется септаккорд двойной доминанты.


Склад письма - полифонический.

Приступим к вокально-хоровому анализу партитуры произведения:

Диапазон всего хора составляет чуть более двух - он ноты ля большой октавы до ноты си бемоль первой октавы.

Диапазон партий:

басы - от ноты ля большой октавы до ноты ля малой октавы

тенора - от ноты ре малой октавы до ноты ми первой октавы

альты - от ноты ля малой октавы до ноты ля первой октавы

сопрано - от ноты ре первой октавы до ноты си бемоль первой октавы

Тесситура:

басы - средняя

тенора - средняя

альты - средняя

сопрано - средняя

Характер звуковедения - legato, характер голосоведения - плавный.

Исполнительские трудности:

Интонационные:

в басовой, теноровой, альтовой и сопрановой партиях сложность представляют собой хроматизмы (например: 5ый, 7ой, 8ой такты), так же, в произведении множество скачков, представляющих трудность для интонирования: первый и второй такты, басы, скачек на квинту; второй и третий такты, партия теноров, скачек на малую сексту; четвертый и пятый такты, партия альтов, скачек на квинту; пятый и шестой такты, партия сопрано, скачек на малую сексту и т.п.

Ритмические:

в 14ом и 16ом тактах сложность собой может представлять пунктирный ритм.

так же сложность представляет собой разновременное вступление хора.

Дикционные:

Для русскоговорящего хорового коллектива сложность может вызвать текст на латинском языке.

Тембровые:

Важно исполнить произведение строго, достаточно монотонно, без тембральных контрастов.

Динамические:

Важно не выйти за рамки динамики piano и при этом сделать динамическое развитие.

Таким образом, данное произведение является хоровой миниатюрой, написанной для смешанного хора, исполняется в медленном темпе, не очень сложное в исполнительском плане, имеет не простую и разнообразную гармонию, требует плавного характера звуковедения, написано для малого или среднего хора. Может быть исполнено как самодеятельным хором, так и хором с более высоким уровнем профессиональной подготовки.