Файл: Д. Лапп - Улучшаем память в любом возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 325

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приготовление пищи может стать удовольствием, когда вы усвойте основные принципы этого дела. Например, чтобы вспомнить, как готовится соус из щавеля, достаточно подумать о разных типах соусов: о белом или красном, типа бешамель или «дегляссе». К какому типу относится соус из щавеля? Вспомните основные принципы приготовления белого соуса. Вначале обжарьте в масле немного муки, так, чтобы масло закипело и соус порозовел (знак того, что мука уже поджарена). В получившуюся густую смесь влейте белую или бесцветную жидкость. В данном случае вы вольете рыбный бульон, потому что соус пойдет как подливка к лососине. В последний момент, когда соус доведен до желательной консистенции, добавьте в него сметаны, чтобы смягчить его вкус. Вообще рецепты новых соусов классифицируйте по принципам приготовления и категориям, и вам останется лишь запомнить специфические ингредиенты и минимальные различия в процедурах, например добавление специй в конце варки, чтобы они полностью сохранили свой вкус. В рассмотренном выше случае в соус нужно добавить немного хереса и мелко нарезанные листья щавеля и все потушить в течение нескольких минут. Под конец снимите соус с огня, добавьте сметану, соль и перец по вкусу. Искусство замены отдельных ингредиентов (по вкусу или по соображениям диеты) опирается на понимание общих кулинарных принципов, лежащих в основе специфических рецептов. Скажем, есть два способа сократить количество потребляемых жиров: использовать неподгорающие сковородки с тефлоновым покрытием или жарить на небольшом количестве маргарина.

В качестве другого примера приведем запоминание способов завязывания узлов. По этому поводу расскажу, как однажды я попала на демонстрацию, где показывали, как можно носить таитянское парео. Парео — одежда из одного прямоугольного куска легкой хлопчатобумажной ткани — может быть намотано вокруг тела более чем 50 различными способами. Однако лишь немногие помнят больше трех из них, пожаловалась мне молодая женщина, проводившая показ. Я старалась, как могла, выявить общие принципы, лежащие в основе всего разнообразия вариантов. Таких принципов оказалось три:

1)вы можете связывать вместе углы или создавать новые концы, перегибая ткань на несколько сантиметров от края так, чтобы ткань ниспадала (это фактически приводит к уменьшению длины завязываемой ткани);

2)вы можете по-разному обматывать парео вокруг туловища, завязывая его спереди, на спине, под мышкой, поверх плеча, на шее сзади или на груди;

3)вы можете скрещивать его спереди и сзади. Если парео очень длинное, его можно пропустить между ног и подвязать где угодно: на поясе, бедрах или груди.

Зная все это, каждый может найти гораздо больше трех способов завязывания парео. Нужно исходить из общих принципов и категорий, и вам останется лишь искать возможные различия, т.е. вариации на определенную тему.

ПРИМЕР

Ниже приведен список из 10 слов, из которых иные уже упоминались ранее. Перепишите их в столбик сверху вниз: сапожник, орехи, булка, банк, спаржа, парикмахер, салат-латук, ножницы, бананы, корреспонденция.

1.Подразделите перечисленные предметы на категории по своему выбору. Например, сгруппируйте вместе пищевые продукты и т.д. Сосчитайте число предметов каждой категории и проанализируйте их (например, к пище относятся зелень и фрукты, орехи и булка).

2.Свяжите между собой некоторые предметы небольшой фразой. Например, слова «булка с орехами и бананами» объединяют в одном образе-картинке три из пяти запоминаемых предметов. Секрет успеха здесь в том, что ваш ум находит связи между отдельными никак на первый взгляд не связанными предметами, которые начинают теперь восприниматься как целостный ансамбль.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научившись комбинировать разного рода ассоциации и зрительные образы, мы приобретаем особо эффективный инструмент, который поможет нам улучшить свою память. Зрительные ассоциации и воображение создают необходимый контекст для хорошего удержания информации в памяти. Как говорил философ Дэвид Юм, ассоциация — это «кроткая сила», которую мы можем себе подчинить.

65


КРАТКИЙ КОНСПЕКТ

1.Ассоциации приводят к извлечению информации из памяти.

2.Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки помогает процессам запоминания и воспроизведения.

3.Мысленное объединение зрительных образов (зрительное воображение, визуализация) способствует обработке информации «в уме».

4.Воображение делает эту обработку более тонкой и вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его воспроизведение.

5.Особое внимание к общим принципам делает обучение более легким.

УПРАЖНЕНИЯ

I. КАРТИНКИ И КОНТЕКСТ

На рис. 8-1 изображен ряд предметов. Попробуйте подразделить их на категории. Сосчитайте их число и подберите ассоциации, которые связывали бы между собой предметы из разных групп. Изучайте картинки в течение 2 минут, затем возьмите листок бумаги и напишите названия запомнившихся вам предметов; при этом обратите внимание на то, каким способом вы упорядочили данное Множество предметов.

66

II. ПЕРЕЧЕНЬ И КОНТЕКСТ

Попробуйте перегруппировать приведенные ниже слова так, чтобы облегчить их запоминание. Придумайте историю, которая свела бы их вместе, и мысленно представьте себе ход событий. Дайте простор своему воображению.

Панда

Воздух

Тележка

Фужер

Пчела

Кот

Лютик

Солнце

Маргаритки

Вода

III.ВИЗУАЛИЗАЦИЯ, КОНТЕКСТ И АССОЦИАЦИИ

Втечение двух минут рассматривайте рис. 8.2, на котором представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой. Переверните страницу, возьмите чистый лист бумаги и попробуйте разместить названия животных в точности на их первоначальных местах.

IV. АССОЦИАЦИИ

Цель этого упражнения — побудить вас к ассоциативному мышлению. Вначале запишите на листе бумаги все ассоциации, которые придут вам на ум при чтении следующих слов:

верблюд

ноготь

Мадрид

стакан

солнечный

осленок

Затем попробуйте найти логику в своих ассоциациях. Разделите их на категории (перечитайте начало этой главы). Возвращайтесь к этому занятию на протяжении всего дня, записывая результаты

исвои соображения в блокнот.

V.НЕЛОГИЧНЫЕ АССОЦИАЦИИ

67


Найдите ассоциации, которые связывали бы слова внутри каждой из пяти строк, приведенных ниже. Выписывайте первую ассоциацию, пришедшую вам на ум. Дайте простор своему воображению, не ограничивайте его рамками логичных ассоциаций. В результате у вас выйдут маленькие истории, которые ваше воображение зримо нарисует на своем внутреннем экране.

1.Книга/цветок/сосиска/мыло

2.Бог / зима / бумага / грустный

3.Стул / свеча /скользящий / мать

4.Лампа /мусор / понедельник / футбол

5.Кодак / река /растение / таинственный

Чтобы побольше в этом занятии попрактиковаться, составьте сами подобный список, выбирая слова случайным образом, например из журнала (это будет гарантией того, что при выборе слов вы не руководствовались непроизвольными ассоциациями).

VI. ПАРЫ И АССОЦИАЦИИ

Запишите ассоциации, пришедшие вам на ум при чтении следующих пар слов:

1.Тюльпан/зонтик

2.Кошка/обувь

3.Лакомство / огорчение

4.Живопись / нож

5.Небо/машина

6.Лесок/залив

7.Палка / кожа

8.Президент / корзина

9.Лилия/химик

10.Облако / счастливый

VII. КОНКРЕТИЗАЦИЯ АБСТРАКТНОГО

Найдите конкретные зрительные образы, которые Могут ассоциироваться с каждым из

приведенных ниже слов, например любовь -> сердце и т.д.

 

1.

Зима

11.

Время

2.

Бедность

12.

Смерть

3.

Рок-н-ролл

13.

Терпение

4.

Жара

14.

Обед

5.

Свобода

15.

Болезнь

6.

Вальс

16.

Энергия

7.

Конкретный

17.

Скука

8.

Справедливость

18.

Скорость

9.

Надежда

19.

Нежность

10. Виновность

20.

Счастье

VIII. АССОЦИАЦИИ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Комбинируя приведенные слова, придумайте небольшую историю и зримо представьте ее в своем воображении.

Утка, золото, очаровательный, нога, весна, гнездо

IX. ЕЩЕ АССОЦИАЦИИ И ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Попробуйте запомнить все приведенные ниже названия цветов. Представьте себе каждый из них и найдите ассоциации, которые связывали бы их попарно. Затем придумайте историю, объединяющую все перечисленные цветы в едином контексте. Вообразите сад, куда вы приходите как садовник или

68


архитектор-пейзажист. Или же представьте себе, что вы составляете один или несколько букетов, чтобы подарить их разным знакомым. Постройте очень четкий мысленный образ тех цветов, которые вы группируете вместе. Когда, по вашему мнению, вы уже будете все держать в голове, заведите таймер, чтобы он прозвонил через 5 минут, и после звонка запишите все, о чем помните, — придуманную историю, ассоциации и, конечно, названия всех цветов. Вот их список:

фиалка

ирис

гладиолус

маргаритка

орхидея

крокус

анютины глазки

тюльпан

георгин

жасмин

незабудка

роза

Примечание.

Если вы захотите проверить также и свою долговременную память, постарайтесь вспомнить названия этих цветов по прошествии двух дней или спустя еще более долгий срок. Вы будете приятно удивлены впечатляющими результатами этого метода: несомненно, он работает! Если в вас живет дух исследователя, вам, возможно, захочется таким же способом выучить и другие списки цветов, чтобы еще раз проверить эффективность описанной процедуры. Сразу же вспомнить эти цветы сравнительно легко. Чтобы увеличить трудность задачи, отложите вспоминание, по крайней мере, на 10 минут, в течение которых вы можете отвлечься, например, перечитать снова эту главу.

X. АССОЦИАЦИИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ, КИНО, ПРЕССА И РЕКЛАМА

Попробуйте припомнить рекламные картинки или ролики, которые вы недавно видели по телевидению, в кино или прессе. Выпишите названия рекламируемых товаров, — какими образами представлены они в рекламе? Запишите все, что вы воспринимаете «глазами своей памяти», не забудьте и прочие воспоминания, ассоциируемые с этими рекламными образами (голоса, музыка, диалоги, настроение, тон и т.п.). Изучая образцы рекламы, вы будете тренировать свою память, и убеждаться на опыте, как прекрасно поддерживают память зрительные ассоциации. Один яркий образ-картинка должен включать как внешний вид рекламируемого товара, так и название его марки и подаваться зрителю в подходящем контексте. При мысли «младенец и мыло» перед вашим внутренним взором предстанет сияющее личико младенца среди мыльной пены и тут же — по ассоциации — торговая марка. Таким же образом вы сможете вообразить «дикую свежесть», «мать Дени», «исследователя Камеля», кролика «Сельскохозяйственного кредита» и т.п.

Наименования марок. Вот перечень фирменных марок, часто встречающихся в рекламе (по крайней мере во Франции):

1.Esso

2.B.N.P.

3.LEVIS

4.DIM

5.Le Club Mediterranee

6.La carte American-Express

7.Darty

8.La BX Citroeri

9.La Poste

10.DASH

11.Colgate

12.Le Credit Lyonnais

Попробуйте вспомнить образы, представленные на рекламных проспектах и роликах, и кратко опишите каждый, приводя, сколько сумеете деталей.

Примечание.

В рекламе часто появляются музыка и ритм. Вам было бы небесполезно вспомнить мелодии, сопровождающие рекламу следующих товаров:

мармелад Панцани

фруктовый сок «Сазис»

электробытовая техника Дарти

69


кока-кола

жевательная резинка «Голливуд»

молочные продукты Шамбурси

десертные кремы Данетт

XI. «НЕЛОГИЧНЫЕ» ПАРНЫЕ АССОЦИАЦИИ СЛОВ ПРИ ОТСУТСТВИИ ВИДИМОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ

В этом упражнении требуется объединить в воображении два предмета, не имеющие ничего общего друг с другом, т.е. не связанные между собой естественными ассоциациями. Не отвергайте эти странные ассоциации, лучше просто улыбнитесь — они не хуже других помогают работе памяти.

1.Создайте в уме образ каждого предмета.

2.Затем мысленно объедините оба предмета в одной четкой картинке.

Во время этого процесса, как только вы начнете вписывать свои ассоциации в одну маленькую историю, обращайте внимание на свои мысли и эмоции. Дайте сложиться всем возможным ассоциациям, не старайтесь их подвергать внутренней цензуре. Пусть, например, даны слова «волосы» и «вода»; почему бы не вообразить волосы, промокшие под ливнем, или же шевелюру Офелии, разметавшуюся по поверхности волн среди белых кувшинок? Каждый из нас строит в воображении свои собственные ассоциации. Заметьте первую из них, пришедшую вам на ум. Акцентируйте по возможности зрелищную сторону возникающих ассоциаций и их эмоциональную окраску: радость, грусть, гнев, удивление помогают вашему мозгу глубже обрабатывать информацию, надежнее кодировать ее. Вот вам десять пар слов для упражнения — постройте на основе каждой пары единый зрительный образ:

горшок/коридор ковер / кофе кольцо/лампа ноготь / словарь

гамма / жевательная резинка солнце / палец двор / ножницы бифштекс / песок единорог/пальто зубной врач/туалет

Какие из этих образов остались у вас в памяти? Сколько пар слов вы запомнили? Спустя несколько дней попросите кого-нибудь из знакомых подсказать вам по одному слову из каждой пары

— вы увидите, что второе автоматически приходит вам на ум. Возможно, вы и сами удивитесь, что отныне в состоянии самому себе подсказывать, как суфлер — так стойки эти ассоциации!

Теперь, когда вы усвоили принципы создания искусственных, нелогичных ассоциаций, вы уже внутренне готовы к тому, чтобы открыть для себя системы запоминания, основанные на ассоциациях этого типа. Вы скоро познакомитесь с их практическим применением.

70