ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 357
Скачиваний: 0
извлечении информации из памяти. В этой системе можно использовать и ассоциацию с сердцем (когда фамилия сходна с этим словом), но по-иному. Если, например, вы представите себе цепочку из маленьких сердечек вокруг запоминающегося рта, то при следующей встрече с тем же ртом сердечки сами собой всплывут вокруг него в вашем воображении и напомнят вам об имени обладателя этого рта. Такая система запоминания доказала свою эффективность в практике многочисленных курсов по улучшению памяти. Мне была дана возможность преподавать с использованием диапозитивов. Результаты каждый раз производили большое впечатление. Поупражнявшись с 12 фотографиями людей разного возраста, испытуемые очень хорошо вспоминали имена, когда им показывали лица. Я спрашивала: «Какая черта доминирующая? Что вы с ней ассоциировали, т.е. как видоизменили имя, чтобы представить его в форме зрительного образа?». И испытуемые поражались легкости, с какой развертывалась цепь ассоциаций от первоначального стимула (доминирующей черты лица) к преобразованному имени и, наконец, к исходному имени.
ПРИЕМЫ, ПОЛЕЗНЫЕ ПРИ ОСВОЕНИИ МЕТОДА
Лица
Чтобы создать в уме более четкий образ лица, при поиске доминирующей черты рассмотрите последовательно каждую деталь от волос и до подбородка. Обратите особое внимание на элементы, перечисленные ниже.
Шевелюра: каковы ее объем, цвет, густота, стрижка, длина волос. А волосы — прямые, вьющиеся, курчавые? Толстые или тонкие, жирные или сухие?
Нос: размеры, приплюснутость, расстояние от его кончика до нижней губы; внимательно рассмотрите ноздри: как отпечатки пальцев, они очень разнообразны по форме и у каждого имеют свою специфику.
Рот: отметьте его форму и величину. Обратите также внимание на зубы, губы, улыбку. Общее впечатление: прямоугольное лицо или круглое, нежное или грубое?
Подробное исследование разных черт не позволит ошибиться в момент узнавания, и вы не спутаете черты разных людей.
Имена и фамилии
Вам следует создать «мысленную картотеку» различных категорий имен, с которыми в дальнейшем вы будете связывать зрительные образы-символы. Например, изучите следующие категории:
а) производные от профессий: Шарпантье (плотник, возможный символ — пила), Мёнье
(мельник — мельница);
б) производные от названий вещей: Дюпон (Dupont от pont — мост), Дюпюи (Dupuits, от puits
—колодец);
в) от названий мест: Берлин (Берлинская стена), Пари (Париж — Эйфелева башня).
[Пусть читатель сам подберет аналогичные примеры русских или иных привычных для него фамилий. — Прим. перев.]
Вообще все приходящие на ум ассоциации драгоценны для вашей памяти, так как они пополняют ее «картотеку ссылок». Их нужно рассматривать как дополнительные козыри. Однако подыскиваемые в данном случае зрительные ассоциации особого свойства: они должны служить подсказками для извлечения необходимых вам сведений из памяти как раз в тот момент, когда вы в них нуждаетесь. Продолжайте искать в звучании имен сходства с осмысленными словами и подбирайте к ним подходящие зрительные образы для последующих ассоциаций.
Зрительные ассоциации
Поскольку движущиеся объекты запоминаются лучше, чем неподвижные, есть смысл искать образы, включающие движение. Вы можете, например, представить себе, что перья, приклеенные плохим клеем к бровям доктора Yesavage, развеваются по ветру.
Вопреки тому, что можно было бы думать, забавные картинки не держатся в памяти дольше, чем все остальные. Но что действительно важно, так это то, чтобы воображаемая ассоциация была
четкой и ясной.
75
Если, вторично увидев лицо, вы смогли распознать доминирующую черту, но не можете сразу вспомнить ассоциированный с нею вспомогательный образ, еще раз внимательно эту черту рассмотрите. При этом вам, вероятно, придут на ум словесные комментарии, которые вы делали раньше. Как мы уже видели, сочинение маленькой истории с вашими личными комментариями помогает закреплению в памяти мысленных ассоциаций. Например, когда вы впервые видели мадам Лефур (от фр. le four — печка), у которой очень большой рот, вы могли сказать себе: «В таком рту может поместиться печка!». И вы вспомните это замечание, когда снова увидите рот мадам Лефур. Именно осознанная фиксация в уме деталей запоминаемой черты служит ключом к созданию прочной ассоциации. Обращайтесь к своему воображению. Как только в звучании имени вы найдете смысловую подсказку, в вашем распоряжении будет средство для его запоминания.
На этой стадии вас не должно беспокоить, если вместо точной фамилии вам удастся вспомнить лишь приблизительное ее звучание. Не стесняйтесь и говорите «мадам Дюфур» вместо Лефур или г-н Шарпантье вместо Карпантье. Эти фамилии настолько сходны, что многие люди даже не заметят разницы в произношении. А если даже и заметят, то вас поправят и в следующий раз вы будете в состоянии вспомнить точную фамилию. Успех в 80% случаев все-таки лучше, чем сплошные неудачи. Не стесняйтесь переспрашивать фамилию собеседника перед расставанием, а затем сразу же начинайте искать в ее звучании смысловую подсказку; постарайтесь уединиться в комнате и в уме зримо вообразите найденный вами вспомогательный образ, совмещенный с той чертой лица вашего нового знакомого, которая бросилась вам в глаза во время беседы.
Личные имена и названия вещей
Возьмите себе в привычку отыскивать какой-то смысл во всех именах и названиях, которые вы хотите запомнить. Эта система вполне пригодна для запоминания названий книг, фильмов, фирменных марок, улиц и т.п. Затем представьте этот смысл в виде зримого образа-символа. Ниже приведен пример ассоциирования образов, очень полезного при запоминании не только фамилий, но и других имен собственных.
Предположим, что вы хотите запомнить имя мастера, ремонтирующего вам холодильник на дому. Очень полезно найти ассоциацию между названием починяемого прибора (холодильника) и именем мастера (скажем, Альфред о). Имя Альфредо очень близко по звучанию к имени вашего друга Альфреда. Теперь остается лишь связать воедино три образа — вашего друга Альфреда, мастера Альфредо и холодильник: вообразите, что ваш друг Альфред чинит вам этот аппарат. В следующий раз, когда вы про себя подумаете о «поломке холодильника», в вашем уме всплывет образ друга, и вы вспомните об Альфредо, испанском варианте его имени. Если вы найдете другие ассоциации, используйте их. Например, вы могли подумать об итальянских спагетти, о ресторане вблизи вашего дома или о «соусе Альфредо». Вообразите блюдо под этим соусом, помещенное в ваш холодильник. Когда вы про себя подумаете «холодильник», в воображении всплывет мысленно положенное в него итальянское блюдо, и это наведет вас на мысль об имени мастера. Еще одна ассоциация может возникнуть от звучания итальянских слов «al freddo», в переводе означающих «на холоду». Эта ассоциация идеально подходит к случаю с холодильником. Для запоминания я бы вообразила мастера, который заперт в холодильнике: он жестикулирует и кричит по-итальянски «al freddo!». Немного по-сумасшедшему, но зато эффективно.
Возможны миллионы разных ассоциаций. Вы увидите, как легко они приходят на ум, когда вы их начинаете искать. Пусть это будет для вас игрой. Поупражняйтесь в запоминании имен, спрашивая самых разных людей, как их зовут. В ресторане, на почте, в банке достаточно лишь посмотреть на табличку с фамилией служащего, выставленную у его окошечка или прикрепленную к его одежде. При просмотре кинофильма попробуйте запомнить имена главных героев.
Но, скажете вы, люди в большинстве своем помнят имена, вовсе не прибегая к этому методу. Как им это удается? Мотивация, внимание, какие-то несложные мысленные операции для запечатления сведений в мозгу и особенно постоянная практика делают свое дело. На одном из занятий мне повстречалась женщина, которой удалось запомнить все 12 имен и фамилий в предварительном (до начала обучения) тесте. Результат для дебютанта великолепный, но столь необычный, что он казался подозрительным... Хотя тесты предлагались таким образом, что возможность обмана исключалась. Когда я спросила эту женщину, каким образом удалось ей запомнить столько имен, она толком не могла этого объяснить, упоминая лишь кое-какие ассоциации и отдельные детали. В данном случае порядок предъявления фотографий не помог бы: при узнавании фотографии шли в другой последовательности. Секрет поразившей меня женщины был прост: в течение 35 лет она работала учительницей начальных классов и считала делом чести запоминать учеников в лицо и по имени с
76
первого же дня их пребывания в школе. Зачем ей было ставить перед собой такую трудную задачу? По ее объяснениям, это позволяло мгновенно взять класс в руки: «У меня никогда не было проблем с дисциплиной. Ребенок, которого тотчас же называют по имени, осознает, что он находится под персональным наблюдением». Чудо совершалось одновременно и, для учеников, и для памяти учительницы. Лишь у немногих из нас есть такая мотивация, и именно поэтому мы в большинстве своем нуждаемся в обучении мнемоническим приемам. Пользуясь ими, запоминать и вспоминать легко, и вы в этом убедитесь сами!
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
Чтобы связать имя с каким-либо лицом, нужно найти «доминирующую черту» этого лица, «конкретизировать» имя (найти в его звучании конкретный смысл, который можно представить образом) и в воображении пространственно совместить полученный образ с доминирующей чертой. Такая система создания зрительных ассоциаций гарантирует хорошую запись информации в памяти, легкое извлечение ее оттуда в любом случае, а не только тогда, когда фамилия случайно совпадает с какой-нибудь броской чертой лица — если, например, у мсье Руссо (rousseau — рыжий) действительно рыжие волосы.
При запоминании чьего-либо имени придерживайтесь следующего порядка:
1.Лицо: выберите доминирующую (заметную, выделяющуюся, необычную, характерную) черту.
2.Имя (будь то личное имя или фамилия): найдите его видоизмененную осмысленную форму, подсказывающую конкретный образ. Для этого повторяйте имя вслух, спрашивая себя, не сходно ли оно с каким-нибудь словом.
3.Ассоциация образов: в воображении объедините в одной картине оба образа (доминирующую черту и конкретный смысл имени) и представляйте себе эту картину в течение 15 секунд. Дайте простор своему воображению и забавляйтесь нелогичными ассоциациями. Для успеха этой системы запоминания нужно примириться с искусственностью иных ассоциаций.
Чтобы укрепить след в памяти, обратите внимание на эмоциональную окраску получившейся ассоциации; прокомментируйте, насколько удачно к доминирующей черте подходит образ, подсказанный именем. Когда вы вновь увидите ту же черту лица, вы вспомните и образ, связанный с именем, и все ваши комментарии. Чтобы вспомнить имя, достаточно пройти три перечисленных этапа в цепи ассоциаций — от стимула (черты лица) до имени.
При вспоминании задайте себе вопросы:
1.Какая черта лица доминирующая?
2.Какой образ, подсказанный именем, я с нею связал?
3.Как звучит само имя?
Если у вас это не получается, возможно, что вы не определили достаточно конкретно доминирующую черту лица или образ, подсказанный именем. Вы должны четко представлять себе оба образа. Возможно также, что вы не уделили должного времени визуализации объединенной картины. Вначале тратьте на это 15 секунд. Не пожалейте времени на словесные комментарии. Усильте свою мотивацию, запоминая имена лишь действительно интересных вам людей, и не бросайте этого занятия при первой же неудаче. Будьте настойчивы, и успех вам улыбнется.
УПРАЖНЕНИЯ
I.ВСТРЕЧИ
1.При первой встрече с кем-нибудь вглядитесь получше в его лицо и определите черту, больше всего бросившуюся вам в глаза. Это и есть та доминирующая черта, которую вы приметите в следующий раз, когда увидите это лицо.
2.Вслушайтесь в звучание его имени и проанализируйте его. Найдите в нем смысловую подсказку
—конкретный образ, который мог бы быть использован в ассоциациях.
3.Придумайте ассоциацию, которая связала бы лицо с именем так, чтобы образ, подсказанный именем, пространственно совместился в вашем воображении с доминирующей чертой. Придумайте историю или картинку, удачно связывающую оба образа воедино. Представляйте себе эту
77
объединенную картину не менее 15 секунд. Это самое важное для запоминания. Чтобы лучше сосредоточиться, постарайтесь уединиться в отдельной комнате. И будьте уверены, великой мудрости тут не требуется, это всего лишь дело практики!
II. ИЗУЧЕНИЕ ФОТОГРАФИЙ И ЗАПОМИНАНИЕ ИМЕН
На рис. 9-1 представлены 12 фотографий. Постарайтесь запомнить, как кого зовут, пользуясь описанной выше мнемонической системой. Затем переверните страницу и, просмотрев рис. 9-2, подсчитайте, сколько имен вам удалось запомнить на этот раз. Проверьте себя еще раз два дня спустя.
Рис. 9-1а. [Вместо указанных имен и фамилий читатель может подставить другие, более обычные в его окружении. — Прим. ред.]
78
III. ПОИСК СМЫСЛОВОЙ ПОДСКАЗКИ В ЗВУЧАНИИ ФАМИЛИИ
Напишите фамилии 10 ваших знакомых. Найдите в их звучании смысловые подсказки, которые легко было бы представить в виде зримых образов. Здесь возможно «прямое» преобразование фамилии в какое-либо значащее слово (например, Renard, Lyon) [ср. русские фамилии Лисин, Львов] или «непрямое», которое уже требует усилий воображения (скажем, Yesavage -> yes + sauvage), как в приводившемся ранее примере. Обратите внимание на то, какие фамилии вы будете лучше помнить спустя несколько дней.
IV. ЗРИМЫЕ СИМВОЛЫ ДЛЯ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ЭЛЕМЕНТОВ ФАМИЛИЙ
Вы можете заранее составить список зримых символов, готовых к использованию. Например, во всех французских фамилиях, начинающихся с «де», эта частица может быть представлена цифрой 2 (французское deux — два — звучит почти так же) или близнецами на заднем плане. [Аналогичные мнемонические приемы можно придумать и для русских фамилий; скажем, символом окончания « - ов» может стать овца. — Прим. перев.] Подберите образы и для других обычных приставок и окончаний.
Подумайте заранее о символах для распространенных фамилий, и они уже будут в вашем уме, когда понадобятся. Таковы, например, фамилии Дюпон, Дюфур, Лекок [Иванов, Журавлев и т.п.].
79
Потренируйтесь также с иностранными фамилиями, имеющими типичные окончания: например, «- сен» (Христиансен), « -ски» (Зелински).
V. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЦ
Попробуйте улавливать отличительные особенности лиц. Каждый день выбирайте какое-нибудь лицо и анализируйте его черты одну за другой. Когда вы уже выберете доминирующую черту, детально ее рассмотрите. Предположим, что это будет нос. Тогда сравните его со всеми носами, которые повстречаются вам в этот день. Я уверена, что спустя неделю вы уже будете куда более восприимчивы к особенностям формы каждого из них.
Примечание. Пусть вас не беспокоит, если поначалу вам не будет хватать слов для описания лиц. Продолжайте, как ни в чем не бывало их наблюдать и отмечать в уме их отличительные черты.
VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Сделайте из этого маленькую игру: обращайте внимание на лица вокруг вас — в кино, в телевизионных передачах, на фотографиях в журналах или просто при случайных встречах. Для каждого лица отмечайте в записной книжке доминирующую черту, преобразованную фамилию, соответствующую зрительную ассоциацию и, наконец, первоначальную фамилию. Попробуйте следовать описанной выше системе запоминания и практикуйтесь в этом как можно чаще.
VII. ЗАПОМИНАНИЕ НАЗВАНИЙ ДРУГИХ ВЕЩЕЙ
Чтобы помнить названия цветов, улиц, книг и прочих вещей, попробуйте придерживаться следующих принципов:
1.Анализируйте название и находите в нем опору для построения осмысленного конкретного образа.
2.Разглядывая предмет, повторяйте про себя или вслух эту найденную вами смысловую подсказку.
3.Находите ассоциацию между найденным вспомогательным образом и самим предметом, объединяющую их в одну зримую картину.
Проделывайте эту мысленную процедуру всегда, когда вам представляется такая возможность. Например, выйдя однажды на прогулку ярким весенним днем, я натолкнулась на цветок, который никогда раньше не видела. Я его тщательно рассмотрела, а затем в справочнике по местной флоре нашла его название — годетия — и стала подыскивать подходящую ассоциацию. Когда я повторяла вслух «годетия», на ум мне пришло французское слово godet (стопка для вина). Чтобы закрепить эту ассоциацию в памяти, я всякий раз, встречая этот цветок, мысленно воображала стопку с букетиком годетий внутри. И цель была достигнута: с тех пор, лишь только я увижу этот цветок, я тотчас вспоминаю его название. Таким же образом я запомнила название нового парка «Бутано»: я думала о газовом баллоне с бутаном и воображала, как бы он меня согрел в ветреной местности, где находится парк. Попробуйте делать то же самое, когда вам встречаются новые слова.
Вот еще один пример. Примеряя купальный костюм в лавке на маленькой улочке Канн, я посмотрела на табличку с названием улицы и прочла «Рю Мольер». Тотчас же возник в уме и соответствующий образ — ведь нетрудно представить себе портрет Мольера. Я подумала о его комедиях, как забавно выглядело бы это на театральной сцене: женщины примеривают купальники, и какой поднимается переполох, когда в лавке появляется вдруг сам Мольер в своем напудренном парике в завитушках! Увидев на другой стороне перекрестка название «улица Республики», я внесла
вэту забавную воображаемую сценку еще и республиканский символ, так что место фиксировалось точно. Я никогда теперь не забуду, где находится эта лавка, — и всё благодаря чуду зрительных ассоциаций.
И вот еще последний пример — как запоминать имена писателей, кинорежиссеров, а также названия их книг, фильмов и т.д. «Шведские спички» были написаны Сабатье. Фамилия Сабатье наводит меня на мысль о caQo (деревянных башмаках); их можно поджечь, используя спички,
80