ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 604
Скачиваний: 0
10
тастрофичен был пожар в городских районах Техаса (США) в 1947 г., вследствие которого сразу погибли 400 человек и еще 400 умерло в первые 48 ч.
Водин из майских дней 1917 г. огнем были уничтожены 40 кварталов Барнаула, более 10 000 жителей остались без крова и более 300 человек погибли.
Трагедия, разыгравшаяся под Уфой в июне 1989 г., как бы объединила по силе воздействия и последствиям одну из крупнейших в мире железнодорожных катастроф с одновременным мощным взрывом газового конденсата из ранее разрушенного на расстоянии 1 км от полотна дороги продуктопровода. В результате искры, возникшей в контактной сети электрифицированной железной дороги при движении одного из двигавшихся навстречу друг другу поездов, произошел взрыв, тротиловый эквивалент которого составил 300 т. В зоне взрыва два пассажирских состава были накрыты огненным валом, а возникший пожар сразу же охватил 250 га прилежащего леса. Из-за действия ударной волны, пламени, раскаленных газов пострадали 1264 человека, в том числе 408 скончались на месте катастрофы или вскоре после нее.
Химические катастрофы. Взрывы, пожары и аварии на химических производствах имеют свою специфику. Их следует рассматривать отдельно, так как они сопровождаются образованием и выбросом сильнодействующих и ядовитых веществ (СДЯВ). Например, в Индии в 1985 г. на американском предприятии «Юнион карбайт» в результате взрыва вырвалось наружу 45 т метилзоцината. На месте катастрофы сразу же погибли 3000 человек, а более 300 000 получили тяжелые калечащие отравления.
Вноябре 1983 г. на Кемеровском ПО «Прогресс» была повреждена цистерна с 60 т хлора. Облако газа распространилось на территории объединения площадью 5000 м2, погибли 26 человек, многие десятки рабочих получили отравления различной степени тяжести.
Радиационные катастрофы. Среди крупных промышленных катастроф первостепенно опасными принято считать катастрофы, сопровождающиеся выбросом радиоактивных веществ на энергетических и других объектах атомной отрасли промышленности. Быстро развивается одна из перспективных отраслей — ядерная энергетика, связанная непосредственно как с добычей урана, так и с его обогащением, переработкой, транспортировкой, хранением и захоронением отходов. Опасными являются многочисленные отрасли науки и промышленности, широко использующие изотопы в своей исследовательской и практической деятельности. Иногда радиоактивными являются даже отдельные виды строительных материалов, например бетон из радоновыделяющего щебня. Любая страна, имеющая атомную промышленность и передовые технологии, может столкнуться с непредсказуемыми аварийными ситуациями.
По числу пострадавших (237 пораженных, из которых 31 погибли сразу или в ближайшие дни) авария на Чернобыльской АЭС значительно уступает другим стихийным и производственным катастрофам. Однако глубина трагедии в том, что даже по истечении многих лет последствия катастрофы будут угрожать здоровью населения огромных территорий разных стран в результате заражения их радиоактивными осадками.
Социальные катастрофы
Терроризм. Под терроризмом (от лат. terror—страх, ужас) понимают комплекс насильственных действий над личностью с использованием оружия или иных средств с целью достижения экономических или политических требований, сопровождающихся угрозой для жизни и здоровья лиц, непричастных к деятельности террористов. Жертвами террористов могут быть отдельные личности или группа граждан страны проживания преступников или граждане других государств. Местом совершения террористического акта может быть как страна проживания преступников, так и территория иного государства. Во всем мире терроризм в настоящее время является одной из наиболее трудноразрешимых проблем. Все чаще террористические акты приводят к массовым поражениям среди населения, при этом поражающие факторы могут быть весьма разнообразными, включая боевое стрелковое оружие, СДЯВ и пр.
Общественные беспорядки также приводят к различного рода травмам, в основном механическим и термическим. Структура полученных при этом поражений весьма разнообразна, вплоть до огнестрельных ранений.
Специфические катастрофы
11
Наша страна во второй половине XX века имеет печальный опыт ведения локальных войн как внешних, так и на своей территории. По всем признакам война должна рассматриваться как один из видов катастроф, имеющих ярко выраженную специфику. В настоящее время боевое оружие достигло весьма высокой степени развития. Появляются все новые виды огнестрельного оружия с высокой скорострельностью, убойной силой, дальностью и плотностью поражений, а также оружия взрывного, зажигательно-взрывного и зажигательного действия. По своей поражающей силе такое оружие приближается к оружию массового поражения, которое в свою очередь также постоянно совершенствуется. Таким образом, при ведении боевых действий приходится иметь дело с весьма специфической структурой санитарных потерь, отличающейся тяжестью повреждений. Возрастает число комбинированных и сочетанных травм, случаев тяжелого шока.
1.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций
Обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся вследствие катастрофы, которая может повлечь или повлекла человеческие жертвы, нанесла ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушила условия жизнедеятельности людей, создает чрезвычайную ситуацию (ЧС).
В то же время критерии чрезвычайной ситуации в медицинском аспекте отличаются от вышеприведенных. Некоторые катастрофы, приводя к значительным материальным потерям и нарушению жизнедеятельности целых регионов, могут не сопровождаться большим количеством пораженных и тем самым не создавать чрезвычайной ситуации для органов здравоохранения. Даже при одном и том же числе пострадавших в условиях отсутствия поблизости медицинских учреждений возникает ЧС, а в условиях крупного города местные органы здравоохранения могут справиться с оказанием экстренной медицинской помощи, не нарушая повседневного режима работы.
С медицинской точки зрения, под чрезвычайной ситуацией понимают обстановку, сложившуюся в результате катастрофы, при которой число пораженных, нуждающихся в
экстренной медицинской помощи, превосходит возможности ее своевременного оказания силами и средствами местного здравоохранения, и требуется как привлечение медицин-
ской помощи извне, так и существенное изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала.
Территория (акватория), на которой в результате появления источника ЧС или распространения его последствий из других районов возникла ЧС, называют зоной ЧС. Согласно «Положению о классификации ЧС природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.96, чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Клокальной относится ЧС, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. Ликвидация локальной ЧС осуществляется силами и средствами организации, на территории которой она произошла.
Кместной относится ЧС, вследствие которой пострадали 11— 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 101—300 человек, либо материальный ущерб составляет 1001— 5000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Местные ЧС ликвидируются силами и средствами органов местного самоуправления.
Ктерриториальной относят ЧС, в результате которой пострадали 51—500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 301— 500 человек, либо материальный ущерб составляет 5001—500 000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС не
12
выходит за пределы субъекта Российской Федерации. Ликвидация территориальной ЧС выполняется силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Крегиональной относят ЧС, вследствие которой пострадали 51— 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности 501—1000 человек, либо материальный ущерб составляет 500 001—5 000 000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.
Кфедеральной относят ЧС, вследствие которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 000 000 минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации. Региональные и федеральные ЧС ликвидируются силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне ЧС.
В случае недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной ЧС соответствующие комиссии по ЧС могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям.
Ктрансграничной относят ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Ликвидация трансграничной ЧС возможна лишь по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Кликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В последние годы сформировалось направление медицины — медицина катастроф, составляющая систему научных знаний и практических мероприятий, имеющих целью прогнозирование крупных аварий, стихийных бедствий и других ЧС, организацию и оказание в кратчайшие сроки медицинской помощи пострадавшим. Для ликвидации медицинских последствий ЧС привлекаются силы и средства Всероссийской службы медицины катастроф.
13
Глава 2. Содержание и основы оказания хирургической помощи при катастрофах
2.1. Служба медицины катастроф России
Рост числа крупномасштабных катастроф и неподготовленность здравоохранения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени обусловили необходимость создания в 1990 г. службы экстренной медицинской помощи (СЭМП), которая в 1994 г. была преобразована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК) в составе Минздрава РФ. Эта служба является функциональной подсистемой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданной в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1113 от 5.11.95. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», и взаимодействует с заинтересованными подразделениями других министерств и ведомств.
Служба медицины катастроф носит государственный (является государственной службой) и приоритетный (ей предоставляются максимально благоприятные условия для работы и оказывается всяческое содействие) характер; организуется по территориально-производственному и региональному принципам; является универсальной (предназначена для оказания всех видов экстренной медицинской помощи населению при ЧС мирного и военного времени).
ВСМК имеет трехуровневую структуру (на федеральном, региональном и территориальном уровнях) и имеет в своем составе для оказания медицинской помощи пораженным следующие формирования:
—линейные и специализированные бригады скорой медицинской помощи (БСМП), функционирующие в составе службы скорой медицинской помощи Минздрава РФ;
—бригады экстренной медицинской помощи (БЭМП) для усиления БСМП при ЧС;
—медицинские отряды (МО) на базе городских, центральных и районных больниц для оказания неотложной врачебной помощи на догоспитальном этапе;
—специализированные медицинские бригады постоянной готовности (СМБПГ) и бригады экстренной специализированной медицинской помощи (БЭСМП) на базе областных (краевых), городских многопрофильных и специализированных больниц, входящие в состав центров медицины катастроф различного уровня;
—автономные выездные медицинские госпитали на базе Всероссийского и региональных центров медицины катастроф.
Кроме того, могут быть развернуты такие формирования, как санитарная авиация, подвижные комплексы на базе автомобильного шасси, аэромобильные лечебно-эвакуационные комплексы, оперативные группы управления (ОГУ) и др.
Задачи организации и координации хирургической помощи при катастрофах решаются поэтапно.
На первом этапе производится планирование работы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) на период ЧС. При этом учитываются вероятность возникновения той или иной катастрофы в данной местности, возможности местных и привлекаемых ЛПУ по оказанию хирургической помощи. Разрабатываются проекты формирования соответствующих лечебноэвакуационных, госпитальных структур, планы оповещения, оказания помощи, снабжения, эвакуации и т.д.
Специалисты, которым предстоит работа в ЧС, совершенствуют теоретические знания, практические навыки и умения по оказанию хирургической помощи пораженным. Проводится освоение новых методов и технологий медицинской помощи, медицинской техники и лекарственных препаратов, соответствующие учения. Подготавливается материально-техническая база
—создаются запасы необходимых материалов, лекарственных препаратов, аппаратуры.
На втором этапе, при наличии информации о той или иной чрезвычайной ситуации, активи-
зируется деятельность ЛПУ, предназначенных для оказания медицинской помощи. На место работы доставляются необходимые медицинские силы, производится укомплектация недос-
14
тающими материалами, аппаратурой, лекарственными средствами (табельное имущество). Местные ЛПУ переводятся на режим работы в условиях ЧС.
На третьем этапе непосредственно производится оказание квалифицированной и специализированной хирургической помощи, решение вопросов сортировки, эвакуации пораженных, координация работы специалистов и т.д.
Одним из важнейших вопросов при оказании помощи в ЧС является координация и управление работой различных ЛПУ. В этих условиях особую остроту приобретает потребность в оперативной информации о количестве пораженных, преобладающей травме с целью приведения в соответствие системы организации помощи и врачебной тактики. Решением этих вопросов в масштабах Российской Федерации занимается Штаб ВСМК, функционирующий на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ.
2.2. Общие принципы оказания хирургической помощи пораженным
При различных видах катастроф определенное количество пострадавших нуждается в оказании хирургической помощи, которая является составной частью системы лечебноэвакуационного обеспечения при ликвидации медико-санитарных последствий катастроф. Сущность системы состоит в участии в аварийных, а затем в проведении последовательных и преемственных лечебных мероприятий на этапах медицинской эвакуации в сочетании с эвакуацией пораженных по медицинским показаниям и в соответствии с конкретными условиями сложившейся обстановки. В основе организации хирургической помощи при катастрофах лежат следующие положения:
—единое понимание патологического процесса, происходящего в организме человека, получившего то или иное повреждение;
—использование наиболее простых и доступных методов диагностики, основанных преимущественно на данных объективного исследования пораженных с целью срочного установления характера повреждения, определения прогноза и обеспечения своевременной и рациональной медицинской помощи;
—единые взгляды на способы лечения пораженных и профилактику осложнений;
—своевременность, преемственность и последовательность проведения хирургических мероприятий, начиная с очага (зоны) катастрофы и продолжая их на всех этапах медицинской эвакуации до конечного результата;
—грамотное ведение единой медицинской документации на всех этапах лечения пострадавших, что очень важно для проведения правильной медицинской сортировки.
Различают 3 фазы оказания помощи пострадавшим при катастрофах.
Первая фаза (изоляции). Длительность этой фазы определяется от момента катастрофы до начала выполнения спасательных работ (минуты, часы, сутки). Она характеризуется тем, что помощь пострадавшему населению извне невозможна, масштабы бедствия еще не оценены, а незащищенное население проблему выживания решает путем оказания само- и взаимопомощи.
Вторая фаза (спасения). В эту фазу проводятся спасательные работы отрядами, прибывающими из районов, не пострадавших от бедствия, развертываются медицинские формирования для оказания неотложной медицинской помощи, осуществляющие сортировку и сосредоточение пострадавших, пособия по жизненным показаниям, эвакуацию. Продолжительность этой фазы 10—12 дней.
Третья фаза (восстановления). Для пострадавших эта фаза начинается после эвакуации их
вбезопасные районы, где имеются все условия для полноценного обследования, дальнейшего лечения и последующей реабилитации на уровне современных достижений медицинской науки и практики.
Весь процесс медицинской помощи при массовых поражениях можно разбить на сле-
дующие составляющие.
Медицинская разведка зоны ЧС. Она заключается в предварительном определении численности населения, состояния медицинской службы, разведки местности, наличия и состояния дорог, водоотстойников и др.