ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ство”, “человечество”), и разделительные, элементы объема которых соответствуют отдельным предметам (“школьник”, “крокодил”, “звезда”, “река”).

Контрольная работа №2.

Упражнение 1. Может ли понятие одновременно относиться к двум следующим видам (если да, привести три примера).

О б р а з е ц . 1.31. единичным и положительным. - Да, может; например, понятия “Россия”, “первый чемпион мира по шахматам”, “автор романа “Дон Кихот””.

1.1. единичным и отрицательным; 1.2. единичным и общим; 1.3. единичным и абстрактным; 1.4. единичным и конкретным; 1.5. единичным и соотносительным; 1.6. единичным и безотносительным; 1.7. абстрактным и конкретным; 1.8. абстрактным и положительным; 1.9. абстрактным и отрицательным; 1.10. абстрактным и соотносительным; 1.11. абстрактным и безотносительным; 1.12. конкретным и положительным; 1.13. конкретным и отрицательным; 1.14. конкретным и соотносительным; 1.15. конкретным и безотносительным; 1.16. отрицательным и соотносительным; 1.17. отрицательным и безотносительным; 1.18. положительным и соотносительным; 1.19. конечным и конкретным; 1.20. конечным и абстрактным; 1.21. конечным и соотносительным; 1.22. бесконечным и положительным; 1.23. бесконечным и соотносительным; 1.24. регистрирующим и абстрактным; 1.25. регистрирующим и отрицательным; 1.26. бесконечным и регистрирующим; 1.27. нерегистрирующим и безотносительным; 1.28. нерегистрирующим и соотносительным; 1.29. пустым и соотносительным; 1.30. пустым и общим.

Упражнение 2. Укажите общие, единичные и пустые, абстрактные и конкретные понятия. Для конкретных понятий придумайте соответствующие абстрактные понятия, а для абстрактных – конкретные.

О б р а з е ц: “Гражданин“- понятие общее, конкретное. Соответствующее ему абстрактное понятие – “гражданственность“.

2.1.гражданин земного шара; 2.2. гражданин сегодняшнего СССР;

2.3.гражданин России; 2.4. лицо без гражданства; 2.5. гражданин НАТО; 2.6. право; 2.7. право сильного; 2.8. право крокодила; 2.9. молодежь; 2.10. молодой Пушкин; 2.11. молодой стол; 2.12. искусство; 2.13. искусство сегодняшней России; 2.14. искусство кур; 2.15. причина;

2.16.причина смерти Сталина; 2.17. причина смерти комода; 2.18. Сибирь; 2.19. Западная Сибирь; 2.20. Африканская Сибирь; 2.21. нынеш-

10



ний король Франции; 2.22. нынешний король Испании; 2.23. русский царь; 2.24. чекист; 2.25. сегодняшний чекист; 2.26. чекист Ф.Э.Дзержинский; 2.27. Сирена; 2.28. автомобильная сирена; 2.29. инопланетянин; 2.30. наука.

Упражнение 3. Дайте полную логическую характеристику поняти-

ям.

О б р а з е ц: “Президент” - понятие конкретное, положительное, безотносительное, непустое, общее, конечное, нерегистрирующее, разделительное.

3.1.автомобиль; 3.2. памятник В.И.Ленину; 3.3. невинность; 3.4. младенческая невинность; 3.5. невиновность; 3.6. невиновность веника; 3.7. летящий орел; 3.8. летающая курица; 3.9. летающая в самолете курица; 3.10. летящий чайник; 3.11. учитель; 3.12. учитель юного Александра Македонского; 3.13. учитель слона; 3.14. учитель тыквы;

3.15.подвиг; 3.16. подвиг Александра Матросова; 3.17. подвиг собаки;

3.18.подвиг танка; 3.19. кража; 3.20. кража воздуха; 3.21. беспорядок;

3.22.беспорядок в голове; 3.23. беспорядок в дыне; 3.24. ананас; 3.25. русский ананас; 3.26. квадратный невкусный ананас; 3.27. антифашист;

3.28.средневековый антифашист; 3.29. родитель-антифашист; 3.30. говорящая лошадь.

1.3.Отношения между понятиями

В логике выделяют следующие отношения между понятиями.

1.Отношение “часть-целое” существует между предметом и его выделенной частью. Например, “человек” - целое, “голова человека” - часть.

2.Отношение “род-вид” существует между понятиями, если объем одного из них (родового) полностью включает в себя объем другого (видового). Например, “человек” - родовое понятие, “молодой че-

ловек” - видовое понятие; или схематически:

А

В

(9)

11


Внимание! Изучающие логику очень часто подменяют ро- до-видовые отношения отношениями “часть-целое”. Человек как предмет определенно имеет голову в качестве своей части, но у понятия человека никакой головы нет! Поэтому отношения “часть-целое” можно рассматривать в качестве отношений между понятиями лишь условно, поскольку на самом деле это отношения между соответствующими определенным понятиям предметами.

На основе родо-видовых отношений осуществляются логические операции ограничения и обобщения.

Обобщить понятие - значит перейти от вида к роду.

Например, “человек” - “живое существо”.

Ограничить понятие - значит перейти от рода к виду.

Например, “человек” - “мужчина”.

В целом, родо-видовые отношения представляют собой одну из составляющих системы сложных отношений между понятиями, общее представление о которых можно получить из следующей таблицы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

понятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

несравнимые

 

 

 

 

 

 

сравнимые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

совместимые

 

 

 

 

 

 

 

несовместимые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

равнообъемные

 

 

 

 

 

 

 

соподчиненные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пересекающиеся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

противоречащие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подчиненные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

противоположные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Несравнимые понятия не имеют в содержании общих признаков. Например, “рожь” и “гвоздь”. Поскольку в мире все взаимосвязано, то абсолютно несравнимых понятий не существует в природе,

12


т.е. всякая несравнимость относительна ; те же рожь и гвоздь предметы, товары, материальные ценности, производятся и используются людьми, содержат составляющие цилиндрической формы (стебель, ножка) и т.д.. В логике считается, что несравнимые понятия не вступают более ни в какие логические отношения.

2.Сравнимые понятия имеют в своем содержании хотя бы один общий признак. Например, “рожь” и “пшеница” - злаковые. Сравнимые понятия, в свою очередь, подразделяются на совместимые

инесовместимые.

3.Совместимыми называются понятия, имеющие хотя бы один общий элемент объема. Например, “европейское государство” и “федеративное государство” - имеется хотя бы один общий элемент -

Германия.

4.Несовместимыми называются понятия, объемы которых не содержат ни одного общего элемента. Например, “бедный” и “бога-

тый”. При определении несовместимости всегда следует учитывать ее относительность, проистекающую из всеобщей взаимосвязи явлений мира; так материально богатый человек может оказаться духовно бедным и наоборот.

В логике выделяют три вида совместимости и три вида несовместимости.

О т н о ш е н и я с о в м е с т и м о с т и :

равнообъемность - объем понятий полностью совпадает. Например, “полдень” и “12 часов дня”, “холостяк” и “неженатый”.

пересечение (перекрещивание) - объем понятий совпадает

частично таким образом, что имеются элементы, входящие в объем только первого понятия, входящие в объем только второго, и, наконец, входящие в объем и того, и другого. Например, “положительное

число” и “целое число”; 0.5 - положительное, но не целое, - целое, но не положительное, и, наконец, 7 - и положительное, и целое.

подчинение (включение) - объем понятий совпадает частично таким образом, что имеются элементы, входящие в объем только первого понятия, а также элементы, входящие в объем первого и второго понятия, но нет таких элементов, которые входили бы только в объем второго понятия. К этому типу относятся, в частности родо-ви- довые отношения. Например, “учебник” и “учебник по логике”; “Астрономия” - это учебник, но не учебник по логике, “Логика” Кириллова и Старченко - это и учебник, и учебник по логике; однако никак не удается найти такого учебника по логике, который бы в то же самое время не был учебником.

13