ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2024
Просмотров: 302
Скачиваний: 0
ство”, “человечество”), и разделительные, элементы объема которых соответствуют отдельным предметам (“школьник”, “крокодил”, “звезда”, “река”).
Контрольная работа №2.
Упражнение 1. Может ли понятие одновременно относиться к двум следующим видам (если да, привести три примера).
О б р а з е ц . 1.31. единичным и положительным. - Да, может; например, понятия “Россия”, “первый чемпион мира по шахматам”, “автор романа “Дон Кихот””.
1.1. единичным и отрицательным; 1.2. единичным и общим; 1.3. единичным и абстрактным; 1.4. единичным и конкретным; 1.5. единичным и соотносительным; 1.6. единичным и безотносительным; 1.7. абстрактным и конкретным; 1.8. абстрактным и положительным; 1.9. абстрактным и отрицательным; 1.10. абстрактным и соотносительным; 1.11. абстрактным и безотносительным; 1.12. конкретным и положительным; 1.13. конкретным и отрицательным; 1.14. конкретным и соотносительным; 1.15. конкретным и безотносительным; 1.16. отрицательным и соотносительным; 1.17. отрицательным и безотносительным; 1.18. положительным и соотносительным; 1.19. конечным и конкретным; 1.20. конечным и абстрактным; 1.21. конечным и соотносительным; 1.22. бесконечным и положительным; 1.23. бесконечным и соотносительным; 1.24. регистрирующим и абстрактным; 1.25. регистрирующим и отрицательным; 1.26. бесконечным и регистрирующим; 1.27. нерегистрирующим и безотносительным; 1.28. нерегистрирующим и соотносительным; 1.29. пустым и соотносительным; 1.30. пустым и общим.
Упражнение 2. Укажите общие, единичные и пустые, абстрактные и конкретные понятия. Для конкретных понятий придумайте соответствующие абстрактные понятия, а для абстрактных – конкретные.
О б р а з е ц: “Гражданин“- понятие общее, конкретное. Соответствующее ему абстрактное понятие – “гражданственность“.
2.1.гражданин земного шара; 2.2. гражданин сегодняшнего СССР;
2.3.гражданин России; 2.4. лицо без гражданства; 2.5. гражданин НАТО; 2.6. право; 2.7. право сильного; 2.8. право крокодила; 2.9. молодежь; 2.10. молодой Пушкин; 2.11. молодой стол; 2.12. искусство; 2.13. искусство сегодняшней России; 2.14. искусство кур; 2.15. причина;
2.16.причина смерти Сталина; 2.17. причина смерти комода; 2.18. Сибирь; 2.19. Западная Сибирь; 2.20. Африканская Сибирь; 2.21. нынеш-
10
ний король Франции; 2.22. нынешний король Испании; 2.23. русский царь; 2.24. чекист; 2.25. сегодняшний чекист; 2.26. чекист Ф.Э.Дзержинский; 2.27. Сирена; 2.28. автомобильная сирена; 2.29. инопланетянин; 2.30. наука.
Упражнение 3. Дайте полную логическую характеристику поняти-
ям.
О б р а з е ц: “Президент” - понятие конкретное, положительное, безотносительное, непустое, общее, конечное, нерегистрирующее, разделительное.
3.1.автомобиль; 3.2. памятник В.И.Ленину; 3.3. невинность; 3.4. младенческая невинность; 3.5. невиновность; 3.6. невиновность веника; 3.7. летящий орел; 3.8. летающая курица; 3.9. летающая в самолете курица; 3.10. летящий чайник; 3.11. учитель; 3.12. учитель юного Александра Македонского; 3.13. учитель слона; 3.14. учитель тыквы;
3.15.подвиг; 3.16. подвиг Александра Матросова; 3.17. подвиг собаки;
3.18.подвиг танка; 3.19. кража; 3.20. кража воздуха; 3.21. беспорядок;
3.22.беспорядок в голове; 3.23. беспорядок в дыне; 3.24. ананас; 3.25. русский ананас; 3.26. квадратный невкусный ананас; 3.27. антифашист;
3.28.средневековый антифашист; 3.29. родитель-антифашист; 3.30. говорящая лошадь.
1.3.Отношения между понятиями
В логике выделяют следующие отношения между понятиями.
1.Отношение “часть-целое” существует между предметом и его выделенной частью. Например, “человек” - целое, “голова человека” - часть.
2.Отношение “род-вид” существует между понятиями, если объем одного из них (родового) полностью включает в себя объем другого (видового). Например, “человек” - родовое понятие, “молодой че-
ловек” - видовое понятие; или схематически:
А |
В |
(9) |
11
Внимание! Изучающие логику очень часто подменяют ро- до-видовые отношения отношениями “часть-целое”. Человек как предмет определенно имеет голову в качестве своей части, но у понятия человека никакой головы нет! Поэтому отношения “часть-целое” можно рассматривать в качестве отношений между понятиями лишь условно, поскольку на самом деле это отношения между соответствующими определенным понятиям предметами.
На основе родо-видовых отношений осуществляются логические операции ограничения и обобщения.
Обобщить понятие - значит перейти от вида к роду.
Например, “человек” - “живое существо”.
Ограничить понятие - значит перейти от рода к виду.
Например, “человек” - “мужчина”.
В целом, родо-видовые отношения представляют собой одну из составляющих системы сложных отношений между понятиями, общее представление о которых можно получить из следующей таблицы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
понятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
несравнимые |
|
|
|
|
|
|
сравнимые |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
совместимые |
|
|
|
|
|
|
|
несовместимые |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
равнообъемные |
|
|
|
|
|
|
|
соподчиненные |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
пересекающиеся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
противоречащие |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подчиненные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
противоположные |
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Несравнимые понятия не имеют в содержании общих признаков. Например, “рожь” и “гвоздь”. Поскольку в мире все взаимосвязано, то абсолютно несравнимых понятий не существует в природе,
12
т.е. всякая несравнимость относительна ; те же рожь и гвоздь предметы, товары, материальные ценности, производятся и используются людьми, содержат составляющие цилиндрической формы (стебель, ножка) и т.д.. В логике считается, что несравнимые понятия не вступают более ни в какие логические отношения.
2.Сравнимые понятия имеют в своем содержании хотя бы один общий признак. Например, “рожь” и “пшеница” - злаковые. Сравнимые понятия, в свою очередь, подразделяются на совместимые
инесовместимые.
3.Совместимыми называются понятия, имеющие хотя бы один общий элемент объема. Например, “европейское государство” и “федеративное государство” - имеется хотя бы один общий элемент -
Германия.
4.Несовместимыми называются понятия, объемы которых не содержат ни одного общего элемента. Например, “бедный” и “бога-
тый”. При определении несовместимости всегда следует учитывать ее относительность, проистекающую из всеобщей взаимосвязи явлений мира; так материально богатый человек может оказаться духовно бедным и наоборот.
В логике выделяют три вида совместимости и три вида несовместимости.
О т н о ш е н и я с о в м е с т и м о с т и :
равнообъемность - объем понятий полностью совпадает. Например, “полдень” и “12 часов дня”, “холостяк” и “неженатый”.
пересечение (перекрещивание) - объем понятий совпадает
частично таким образом, что имеются элементы, входящие в объем только первого понятия, входящие в объем только второго, и, наконец, входящие в объем и того, и другого. Например, “положительное
число” и “целое число”; 0.5 - положительное, но не целое, - целое, но не положительное, и, наконец, 7 - и положительное, и целое.
подчинение (включение) - объем понятий совпадает частично таким образом, что имеются элементы, входящие в объем только первого понятия, а также элементы, входящие в объем первого и второго понятия, но нет таких элементов, которые входили бы только в объем второго понятия. К этому типу относятся, в частности родо-ви- довые отношения. Например, “учебник” и “учебник по логике”; “Астрономия” - это учебник, но не учебник по логике, “Логика” Кириллова и Старченко - это и учебник, и учебник по логике; однако никак не удается найти такого учебника по логике, который бы в то же самое время не был учебником.
13