ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
Лекция №8: «Валютное регулирование и валютный контроль»
1. Валютная политика и валютное регулирование. Основные принципы и методы валютного регулирования в РФ.
2. Таможенные органы в системе валютного контроля.
3. Осуществление валютного контроля при экспорте товаров.
4. Осуществление валютного контроля при импорте товаров.
5. Валютный контроль бартерных сделок.
I. Валютное регулирование – это комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами с целью воздействия на экономику и валютный рынок страны.
Валютный контроль в области таможенного дела - это деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленная на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
В рамках проведения валютного контроля решаются задачи валютной политики: стимулирование и поддержание роста отечественной экономики, укрепление валютно-финансового механизма и национальной валюты, привлечение иностранных инвестиций, пресечение незаконного оттока капитала за границу РФ.
К валютным операциям относятся:
1. операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
2. ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
3. осуществление международных денежных переводов;
4. расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на: а) текущие валютные операции:
1. переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней:
2. получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней и др.
б) валютные операции, связанные с движением капитала («капитальные»):
1. предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности;
2. предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней и др.
В целях регламентации валютной деятельности на территории РФ разработана следующая система институтов валютного регулирования:
• процесс проведения международных расчетов между российскими и иностранными лицами;
• порядок проведения валютных операций;
• порядок образования, распределения и использования валютных резервов страны;
• порядок создания и использования валютных фондов;
• порядок осуществления валютного контроля.
Основными направлениями валютного контроля являются:
1. определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
2. проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
3. проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
4. проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.
Система валютного регулирования и валютного контроля представляет собой систему возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершениями в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами отношений при осуществлении ими валютно-контрольной деятельности.
Участники валютного контроля делятся на три основные группы:
1) органы валютного контроля — Правительство РФ, ЦБ РФ, ФТС;
2) агенты валютного контроля — территориальные таможенные органы, банки и иные кредитные организации;
3) субъекты внешнеторговых операций.
Таможенные органы контролируют перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, а кредитные организации контролируют поступление или перечисление финансовых средств как формы оплаты по внешнеторговым сделкам.
Законодательством РФ на таможенные органы возложен контроль: за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки от экспорта товаров; обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары; соблюдением сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок; законностью операций неторгового характера - перемещением через таможенную границу России валюты Российской Федерации и валютных ценностей; соблюдением валютного законодательства при реализации других внешнеторговых сделок.
Принципы проведения валютного контроля: 1) принцип законности - действия всех участников валютных правоотношений в области таможенного дела должны быть основаны на соблюдении законодательства РФ, а также международных принципов и норм. Органы и агенты валютного контроля реализуют свои полномочия, исходя из принципа проверки валютных операций субъектов внешнеэкономической деятельности с целью обеспечения соблюдения законности;
2) принцип федерализма - валютное регулирование и валютный контроль находятся в исключительном ведении Российской Федерации;
3) принцип охраны экономических интересов страны, который имеет в своей основе задачи деятельности таможенных органов;
4) принцип всесторонности - валютному контролю подвергаются все валютные операции, осуществляемые субъектами внешнеэкономической деятельности, благодаря тесному сотрудничеству таможенных органов и банков, иных кредитных организаций;
5) принцип профессионализма - должностные лица таможенных органов и агентов валютного контроля обладают компетентностью, отличаются высокими профессиональными качествами, поддерживают уровень квалификации, необходимый для осуществления своих полномочий;
6) презумпция невиновности - привлечение к административной ответственности за нарушение валютного законодательства и к уголовной ответственности за преступления в валютной сфере возможно лишь в строго определенном законом порядке и только после установления вины в действиях лиц.
Таможенно-банковский валютный контроль (ТБВК) - совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками, с одной стороны, при осуществлении таможенного контроля, с другой - при выполнении международных расчетов в иностранной валюте.
Иностранная валюта подлежит обязательной продаже не внутреннем рынке РФ в размере 10% от суммы экспортной выручки.
Действующая система таможенно - валютного контроля, распространяющаяся на экспортные и импортные операции, регламентируется Законом РФ «0 валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. и Инструкцией Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».
Основными документами, используемыми при осуществлении валютного контроля, являются: 1) паспорт сделки — базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме;
2) учетная карточка таможенно-банковского контроля — возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в банки и содержащий часть сведений из грузовой таможенной декларации, необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
Валютный контроль осуществляется в ходе общего таможенного контроля с применением установленных для последнего форм проверки должностными лицами таможенных органов документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра; учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения.
Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности в рамках автоматизированной информационной системы таможенно-банковского валютного контроля, созданной ГТК совместно с ЦБ РФ (в 1994 г.).
Технологические операции таможенно-банковского валютного контроля разделены на следующие этапы:
• банковский контроль внешнеторговых договоров и иных документов;
• контроль в процессе таможенного оформления;
• автоматизированный контроль за поступлением валютной выручки (при экспорте) и товаров (при импорте и контроле бартерных сделок);
• организация и проведение целевых проверок участников ВЭД;
• применение к нарушителям мер воздействия (при экспорте).
II. Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г., Таможенным кодексом, положениями ФТС, нормативно-правовыми актами Министерства экономического развития и торговли РФ.
Должностные лица таможенных органов в ходе осуществления валютного контроля обязаны выполнять следующие предписания: 1) осуществлять валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок в пределах своей компетенции в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
2) выполнять решения вышестоящих таможенных органов по вопросам осуществления валютного контроля, а также связанного с ним таможенного оформления товаров;
3) обеспечивать своевременное и должное качество информационного взаимодействия с ФТС в целях организации валютного контроля;
4) осуществлять контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства, а также законодательства в области государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок в процессе целевых проверок экспортно-импортных операций.
ФТС как орган валютного контроля, в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ, проводит проверки валютных операций экспортеров, выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с российским законодательством.
Остальные таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) в качестве агентов валютного контроля подотчетны ФТС как органу валютного контроля. Они осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу РФ объектов валютного контроля, к которым относятся:
• наличная валюта Российской Федерации;
• ценные бумаги в валюте Российской Федерации;
• валютные ценности в виде иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий, природных драгоценных камней, а также жемчуга.
Таможенные органы осуществляют также документальный контроль за валютными операциями, связанными с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.
*Должностные лица таможни наделяются правом в пределах своей компетенции: проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях в сфере валютного законодательства, не производить выпуск товаров в случае представления паспорта сделки, оформленного с нарушениями установленных требований, а также другими правами, предусмотренными российским законодательством.*
Распределение компетенции по валютному контролю производится между следующими структурными подразделениями таможенных органов:
1) таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного оформления при его наличии в структуре таможенного поста), акцизным таможенным постом (отделом таможенного оформления и таможенного контроля при его наличии в структуре акцизного таможенного поста);