Файл: Ответы по макроэкономике для магистров-2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные макроэкономические показатели

2. Совокупный спрос и совокупное предложение

3. Модели макроэкономического равновесия

4. Модели потребления

5. Роль инвестиций в экономике

6. Эффект мультипликатора

7. Безработица и ее формы

8. Сущность и виды инфляции

9. Причины инфляции

10. Социально-экономические последствия инфляции

11. Антиинфляционная политика

12. Понятие и фазы экономического цикла

13. Типы кризисов и современный экономический цикл

14. Виды экономических циклов

15. Антициклическое регулирование и программы борьбы с безработицей

16. Понятие и показатели экономического роста

17. Факторы экономического роста

18. Финансы и финансовая система государства

19. Налоги и их роль в экономике

20. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

21. Бюджетный дефицит и государственный долг

22. Деньги и структура денежной массы

23. Денежно-кредитная политика

24. Формы международных экономических отношений

25. Внешнняя торговля и торговая политика

В рыночном хозяйстве выделяются два экономических пото­ка: товаров и денег. Денежный поток обслуживает движение то­варов, ускоряя и замедляя его. Чем быстрее деньги обращаются в товары, тем быстрее совершаются товарные сделки (купля-про­дажа), тем быстрее осуществляется товарное обращение. Способ­ность денег превращаться в товары называется ликвидностью денег. Чем выше ликвидность денег, тем лучше они обслужива­ют товарное обращение.

Структура денежной массы:

М1, - наличные деньги, депозиты до востребования; этот аг­регат обладает самой высокой степенью ликвидности; М2 - сумма М1 и легколиквидные денежные средства (крат­косрочные депозиты, сберегательные вклады и т.п.); легколик­видные денежные средства не могут в течение небольшого срока использоваться на покупки товаров;

М3 - сумма М2 и низколиквидные денежные средства (долго­срочные вклады, облигации и т.п.); низколиквидные денежные средства - это почти деньги, т.е. деньги, которые в течение дли­тельного срока не могут использоваться на покупки товаров.

Таким образом, общее количество денег выражено в агрегате М3, который можно разбить на две большие части. Первая часть - предложение наличных денег и близких к ним деньгам, они обладают самой высокой ликвидностью, предназначены для вы­полнения роли обслуживания товарного обращения. Другая часть - предложение денег, которые в определенные сроки не­ликвидны, они могут стать денежным капиталом.


23. Денежно-кредитная политика

Кредитно-денежная политика направлена на то, чтобы ожи­вить рыночную конъюнктуру, расширить совокупный спрос и таким образом воздействовать на совокупное предложение и рост реального валового национального продукта. В настоящее вре­мя кредитно-денежная политика осуществляется в двух направ­лениях. Первое направление кредитно-денежной политики ис-пользует инструменты воздействия на процентную ставку, кре­диты и инвестиции, которые должны привести к экономиче­скому росту. Рассмотрим эти инструменты и как они использу­ются для стимулирования инвестиций в макроэкономике.

Изменение нормы резервов коммерческих банков. Изменение резервных норм - право правительства. Считается, что это очень сильное орудие воздействия на процентную ставку, кредиты и инвестиции. Если Центральный банк снижает норму резервов, то тем самым он способствует тому, что банковский кредит ста­новится дешевым. Банки расширяют кредитные сделки, предло­жение ссуд возрастает, снижается процентная ставка, а издержки инвестиций уменьшаются, что стимулирует деловую активность в стране. Инвестиционный спрос увеличивается, что должно обес­печить экономический рост. Если же инвестиционный спрос надо сократить, то применяется обратная мера - повышение нормы резервов, что сократит предложение кредитов, процентная став­ка пойдет вверх и фирмы будут ограничивать свои инвестиции.

Операции на открытом рынке. Изменение нормы резервов - сравнительно редкое явление. Чаще всего Центральный банк прибегает к операциям на открытом рынке или купле-продаже ценных бумаг, главным образом облигаций. Выпуск и продажа облигаций приводит к уменьшению денежной массы, часть на­личных денег уходит из обращения, поскольку превратится в облигации. Это, в свою очередь, уменьшает депозиты банков и предложение денег, что повышает кредитную ставку и ограни­чивает инвестиции. Такая политика Центрального банка назы­вается политикой дорогих денег и дорогого кредита. Эта поли­тика применяется в борьбе с инфляцией, когда надо освободить­ся от избытка денег.

Если Центральный банк идет на другую меру - покупку об­лигаций, то у населения и фирм окажется больше наличных де­нег. Это увеличит депозиты банков, их возможность расширить кредит, что обеспечит рост предложения кредитных средств, сни­зит процентные ставки и издержки инвестиций. Такая политика называется политикой дешевых денег и дешевого кредита. Она стимулирует инвестиционный процесс и экономический рост.


Учетная ставка. В балансе Центрального банка в составе ак­тивов имеются ссуды коммерческим банкам. Эти ссуды, как и правительственные ценные бумаги, тоже служат инструментом кредитно-денежной политики, правда, не таким важным, как пре­дыдущие инструменты. Учетная ставка - это процент, под кото-рый Центральный банк предоставляет кредит коммерческим бан­кам для временного покрытия недостатка обязательных резер­вов. Механизм использования учетной ставки таков: если учет­ная ставка растет, то кредиты коммерческих банков сужаются, растет процентная ставка на них; если учетная ставка снижается, то кредиты коммерческих банков расширяются, а процентная ставка на них снижается.

Государство и Центральный банк прибегают к дополнитель­ным мерам регулирования кредитно-денежных отношений.

Контроль за фондовой биржей. На рынке ценных бумаг устанавливается маржа. Во многих странах она колеблется на уровне 50%. Это значит, что лишь 50% обращающихся акций и облига­ций могут быть оплачены заемными средствами, т.е. кредитами, остальные 50% обязательно оплачиваются наличными деньгами.

Ограничение потребительского кредита способствует более точному определению реального спроса населения, ослабляет инфляционные тенденции.

Увещевания. Центральный банк рекомендует коммерческим банкам не допускать в тех или иных случаях чрезмерного сокра­щения или расширения банковского кредита.

Рассмотренная кредитно-денежная политика является тради­ционной и широко применяемой в настоящее время. Наиболее характерной ее чертой является то, что государство очень актив­но воздействует на денежное хозяйство и деятельность банков. Это воздействие воплощается в регулировании процентной став­ки на кредиты, а через нее на инвестиции и экономический рост (увеличение национального дохода).

Кредитно-денежная политика, как правило, - политика де­шевых денег и дешевого кредита, который стимулирует инвести­ционный спрос и должен создавать условия для увеличения национального дохода. Однако кредитно-денежная политика мо­жет стать неэффективной при низких значениях процента за бан­ковский кредит. Низкая процентная ставка не увеличит инвести­ции и национального дохода. Может возникнуть "ликвидная ловушка". Предложение денег при низкой процентной ставке увеличится, но оно не увеличит кредиты банка, а, следовательно, и инвестиции. Прирост предложения денег пойдет не на банков­ские кредиты, а на покупку ценных бумаг (акций, облигаций), а также росту цен на них.


Кроме этой традиционной кредитно-денежной политики, в последние десятилетия получило распространение второе ее на­правление - монетаризм. Монетаризм исходит из того, что вме­шательство государства должно быть существенно ограничено, оставляя ему только право эмиссии денег. Эмиссия денег, соглас­но монетаризму, - главный и единственный инструмент полити­ки государства. Изменения в денежных потоках посредством эмиссий оказывают решающее влияние на развитие экономики и увеличение национального дохода. Монетаризм рекомендует Центральному банку поддерживать ежегодные средние темпы прироста предложения денег, т.е. эмиссии, на 3-4%.


24. Формы международных экономических отношений

Международные экономические отношения, представляют собой систему разнообразных связей национальных экономик различных стран. Формами международных экономических отношений являются: международная торговля, международный кредит, международная миграция капитала, международная миграция рабочей силы, международное научно-техническое сотрудничество и т.д.

1.Международная торговляпредставляет собой обмен продуктами и услугами между национальными хозяйствами различных стран. В ее основе лежит международное разделение труда (МРТ), т.е. специализация отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Среди факторов, определяющих МРТ выделяют: природно-климатические, социально-географические, технико-экономические, научно-технический прогресс.

а) природно-климатические – это различия между странами по климатическим условиям, обеспеченности природными ресурсами;

б) социально-географические − это различия между странами по географическому положению, территории, численности и структуре населения и т.д.

в) технико-экономические – определяются тем, что страны имеют разные уровни экономического и научно-технического развития;

г) научно-технический прогресс усиливает необходимость МРТ прежде всего потому, что ведет к быстрому росту номенклатуры и технической сложности изделий, поэтому даже для высокоразвитых стран нерационально производить огромный набор всех продуктов.

2.Международный кредит.В качестве кредиторов и заемщиков могут выступать как отдельные фирмы и госучреждения, так и правительства стран, регионов, городов, а также международные организации. Ведущими финансово-кредитными центрами мира являются: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), «Парижский клуб» стран-кредиторов, «Лондонский клуб» банков-кредиторов. Положительная роль международного кредита проявляется прежде всего в том, что он содействует росту торговли между странами и облегчает денежные расчеты между ними, кроме того дает дополнительные финансовые источники для решения странами неотложных социально-экономических проблем (модернизация производства, развитие здравоохранения и образования, поставки продовольствия и т.д.), что особенно важно для развивающихся стран. Однако злоупотребление кредитами, их необоснованное и неэффективное использование могут превратить страну в несостоятельного должника и тогда кредиторы понесут потери. Кроме того, чрезмерные внешние долги, с учетом их дорогостоящего обслуживания истощают страну дебитора, порождая финансовые кризисы, бедность, подрывая перспективы ее развития. При этом в условиях современной глобализации экономики даже локальные финансовые кризисы несут угрозу всем странам. Своими банкротствами они могут вызвать обвалы курсов акций и валют, биржевые потрясения, взлет цен и другие нарушения во всем мире. Поэтому, экономически сильные государства (доноры), продолжают оказывать финансовую помощь экономически слабым государствам - удлиняют сроки возврата, частично списывают задолженность, предоставляют новые займы.