Файл: Основы социального программирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы социального программирования

Социальное программирование является составной частью соци­альных технологий, суть которого заключается в продуцировании си­стемы действий, нацеленных на достижение общественно полезного результата, учитывая интересы различных социальных групп.

Режим программирования предполагает формирование образца, представляющего собой набор нормативных признаков программиру­емой системы, обусловливающей заданный режим достижения целей и параметров программирования.

Программирование позволяет процессу исследования переходить от аналитической стадии к проектной, характеризующейся выработ­кой практических мер в трансформации исследуемого объекта.

Субъектом программирования может быть организация или тер­риториальное образование, заинтересованные в разработке цельной и прозрачной программы действий по исполнению сформулирован­ных приоритетов социально-экономического развития и преодолению проблемных ситуаций.

Программирование обычно используется при разработке долгосроч­ных проектов социально-экономического профиля территориальными образованиями различных уровней, определении экономических и со­циальных приоритетов в деятельности отраслей и гражданских объеди­нений, а также при внедрении новых социальных институтов, обеспе­чивающих удовлетворение растущих потребностей общества.

Цель программирования состоит в разработке и реализации науч­но-исследовательских инновационных проектов, предусматривающих достижение их субъектами качественно нового этапа в развитии объек­та программирования. Процедура программирования, в конечном сче­те, предполагает решение следующих задач:

выявление узких мест в функционировании обследуемого объекта;

выявление точек потенциального роста;

определение источников стимулирования потенциального роста;

разработка графика финансирования мероприятий, положенных в основу программ;

разработка сценариев развития исследуемой проблемной ситуации;

разработка организационного плана, обеспечивающего возмож­ность в достижении устойчивого результата;

нормативно-правовое и организационное сопровождение про­граммы.

Результатом процесса социального программирования является разработка и реализация долгосрочных программ и проектов, на­правленных на оптимизацию функционирования социальных систем и достижение ими качественно нового уровня развития. Особенно­стью социальных процессов, исследуемых в режиме программирова­ния, является ведущая роль внутренних источников в становлении социальных систем, организационное сопровождение закладывае­мых в основу программ стратегических целей.


Необходимость формирования концепций и программ развития территориальных образований подтверждена Законом РФ «О госу­дарственном прогнозировании и программах социально-экономиче­ского развития Российской Федерации», принятым Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 июня 1995 года. Закон предпи­сывает Правительству РФ необходимость разработки государствен­ного прогноза социально-экономического развития страны надолго-срочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются как в целом по России, так и по отраслям, регионам страны.

Долгосрочный прогноз (программа) социально-экономического развития страны является предпосылкой для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на средне­срочную перспективу.

В программе социально-экономического развития России на сред­несрочную перспективу, в соответствии с Законом, должны быть ото­бражены:

макроэкономическая политика;

институциональные преобразования;

инвестиционная и структурная политика;

аграрная политика;

экологическая политика;

региональная экономическая политика;

внешнеэкономическая политика.

К сожалению, можно констатировать, что сегодня полностью отсут­ствует система количественно определенных целей развития страны на среднесрочную перспективу, опыт стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов на уров­не муниципальных образований, что вызывает явную потребность в разработке и применении методологии социального программирова­ния с целью пропорционального развития территории'.

1 Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / Под ред. В. Рохчи-на. — М.: РИЦ Муниципальная власть, 2000.

Отличительной особенностью программ является их ориентация на будущее. С этой особенностью связана основная функция программи­рования — создание жизнеспособной социальной системы, образован­ной с учетом требований к ее содержанию и качеству.

Программы следует отличать от инновационных проектов, направ­ленных главным образом на привлечение инвестиций.

Характерной чертой программ выступает опора на внутренние ис­точники достижения заявленных целей. В отличие от стратегических планов программы тесно привязаны к временным рамкам, что застав­ляет их рассматривать через призму жизненного цикла, на различных стадиях которого степень освоения поставленных задач существенно различается.


Программирование является непрерывным процессом. Заверше­ние одной программы всегда предполагает начало другой, подведе­ние итогов которой является условием для выполнения третьей про­граммы и т. д.

Таков общий режим программирования, и он способствует выраже­нию комплексного подхода к механизму воспроизводства заданных свойств исследуемого объекта, созданного в ходе выполнения про­грамм различного назначения.

Таким образом, можно выделить четыре стадии жизненного цикла процесса программирования, включающие в себя стадии:

разработки программы;

внедрения технических и программных средств;

достижения целей;

свертывания старой и подготовки новой программы. Основными инструментами программирования являются:

организационно-деятельностные и деловые игры;

кейс-методы;

методологические семинары и конференции.

Статус инструмента программирования задается тем, что он фор­мирует условия вывода конкретных предложений и рекомендаций на основе обстоятельной экспертизы существующего положения соци­альной системы и оценки ее возможностей.

Игровые методы являются эффективным средством разработки практических мер, направленных на реализацию программных целей. Их эффективность обусловлена прежде всего тем, что игровая модель организации выработки решений, диагностики проблем позволяет охватить широкий спектр возможных альтернатив.

Игры бывают двух типов: имитационные и ролевые.

Имитационные игры ориентированы на формирование условий, сопутствующих влиянию на поведение социальных субъектов. Пред­метом имитации в этих играх являются экономические, правовые, со­циокультурные и природные факторы, структурирующие взаимоот­ношения между людьми в процессе их практической деятельности.

Характерным признаком имитационных игр является целенаправ­ленный характер принимаемых решений, исключающих предвари­тельную выработку альтернативных вариантов проблемных решений.

Ролевые игры нацелены на распределение между участниками груп­пы заранее определенных функций, исполнение которых воспроизво­дит механизм функционирования и развития группы в целом. Цель ролевой игры заключается в отработке профессиональных навыков и техники взаимодействия между членами рабочей группы, разграни­чении полномочий между ними, определении узких мест в организа­ционной структуре предприятия.

В отличие от экспертного опроса игровая модель ориентирована не столько на выработку единственно верного решения, сколько на пред­ставление комплексного задания по разработке и организационному сопровождению целой серии конкретных действий, призванных обес­печить достижение программных целей.


Одной из разновидностей ролевых игр следует выделить форму орга­низационно-деятельностной игры, назначение которой состоит в выработке эффективных управленческих решений, базирующихся на всестороннем анализе проблемной ситуации, осуществляемом с помощью специали­стов различных специальностей, привлекаемых к участию в игре.

Проведение организационно-деятельностных игр получило широ­кое распространение с конца 70-х г. прошлого века, когда, благодаря известному философу Г. Щедровицкому, эта форма проектирования деятельности получила мощный толчок к развитию.

Использование организационно-деятельностных игр было эффек­тивным при решении сложных, комплексных проблем, имеющих не­сколько уровней рассмотрения и охватывающих обширную информа­цию о протекающих процессах, слабо структурированную.

Кризисный характер попадающих в круг обсуждаемых вопросов поддерживает высокую мотивацию его участников, предъявляя осо­бые требования к организаторам и ведущему игры.

Задача организаторов заключается в подборе участников обсужде­ния, обеспечении участников необходимыми материалами, докумен­тами, бланками и пр.

Задача руководителя игры состоит в стимулировании коллектив­ной мыследеятельности, организации межличностного и межгруппо­вого общения на всех стадиях решения задачи.

Результатом игры может стать уяснение причин и характера про­блемной ситуации, что существенно повысит качество используемой в процессе обсуждения информации и способствует выработке эффек­тивных действий в решении проблемы.

Следует особо подчеркнуть, что цель игры заключается не в том, чтобы разрешить проблемную ситуацию, а в том, чтобы подготовить методологические предпосылки для ее разрешения, заключающиеся в структуризации используемой информации.

Условия игры предполагают распределение между участниками условных ролей, которые могут и не совпадать с их штатными долж­ностями в организации. Различие ролевых функций игроков обуслов­лено их интересами, сформированными в процессе их производствен­ной деятельности.

Процедуру проведения организационно-деятельностных игр мож­но разделить на несколько этапов.

На предварительном этапе, продолжающемся несколько месяцев, организаторы игры аккумулируют необходимый материал, изучают статистические документы и отчеты хозяйственных подразделений исследуемого предприятия.

На основе такого изучения проводится предварительная диагно­стика социально-экономического состояния предприятия, лежащих в его основе проблем, выявляются наиболее выраженные причины их вызывающие.


Здесь же уточняются списки участников игры, привлекаемых для освещения отдельных ее разделов экспертов, проводится разбивка участников на группы с учетом их профессиональных и социально-демографических характеристик.

В каждую группу необходимо включение 1-2 представителей орга­низаторов игры (игротехников), чья роль заключается в информиро­вании руководителя ролевой игры об игровом процессе в составе выделенных групп, создании в них благоприятного социально-психо­логического климата, контроле за качеством работы в группах и пр.

На следующем этапе, начало которого непосредственно и представ­ляет начало игры, производится информирование участников о целях и порядке игры, психологическая подготовка участников, а также предпринимаются некоторые организационные действия, связанные с формированием рабочих групп, их размещением и пр.

На этом этапе руководитель игры формулирует главную задачу, обращая внимание участников на ее значимость для всех, определяя место каждого в ее выполнении.

Третий этап проведения организационно-деятельностной игры предполагает работу над последовательно формулируемыми задания­ми в рабочих группах, где вырабатываются версии решения проблем­ных ситуаций, которые затем выносятся на межгрупповую дискуссию, по результатам которой формулируются выводы.

Перед межгрупповым обсуждением, решения, выработанные в каж­дой группе, проходят экспертизу с участием внешних экспертов, кото­рые оценивают эффективность таких версий.

Решения, принимаемые группами, могут быть и альтернативными, однако, группа обычно обращает внимание на предпочтительный ха­рактер отдельных альтернатив. По ходу анализа игры, периодически проводящегося руководством без участия игроков, происходит кор­ректировка ее плана, вносятся дополнительные предложения, на­правленные на активизацию игры. Оценка действий ее участников не производится. Кроме этого периодически проводится процедура рефлексии, заключающаяся в оценке хода игры ее участниками и вы­работке предложений по корректировке ее хода (рис. 4.7).

Проблемная ситуация

Игровой комплекс

Экспертиза Роли

Обсуждение и выработка решений

i

i

i

Рефлексия

Нормы