Файл: Ответы по макроэкономике для магистров-2011.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.07.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные макроэкономические показатели

2. Совокупный спрос и совокупное предложение

3. Модели макроэкономического равновесия

4. Модели потребления

5. Роль инвестиций в экономике

6. Эффект мультипликатора

7. Безработица и ее формы

8. Сущность и виды инфляции

9. Причины инфляции

10. Социально-экономические последствия инфляции

11. Антиинфляционная политика

12. Понятие и фазы экономического цикла

13. Типы кризисов и современный экономический цикл

14. Виды экономических циклов

15. Антициклическое регулирование и программы борьбы с безработицей

16. Понятие и показатели экономического роста

17. Факторы экономического роста

18. Финансы и финансовая система государства

19. Налоги и их роль в экономике

20. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

21. Бюджетный дефицит и государственный долг

22. Деньги и структура денежной массы

23. Денежно-кредитная политика

24. Формы международных экономических отношений

25. Внешнняя торговля и торговая политика

3. Модели макроэкономического равновесия

Макроэкономическое равновесие – это состояние национальной экономики, при котором достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения. Как и на уровне отдельных рынков, на макроуровне пересечение AD и AS показывает равновесный объем производства и равновесный уровень цен. Оптимальным макроэкономическим равновесием считается такое состояние национальной экономики, при котором достигается максимально возможный объем производства, полная занятость при незначительной инфляции.

В экономической теории выделяют два основных направления в вопросе выбора механизма регулирования объема национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, стоящее на позициях автоматического саморегулирования национальной экономики. Второе – кейнсианское, исходящее из необходимости обязательного вмешательства государства в экономику, особенно в условиях депрессии и безработицы.

Сторонники неоклассического подхода, исходя из гибкости цен, зарплаты и процентной ставки, т.е. из того, что они могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между совокупным спросом и предложением утверждают следующее. По их мнению, совокупное предложение имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем ВВП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты и процентной ставки, поэтому полная занятость сохраняется, сокращения величины реального ВВП не происходит. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВВП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому его вмешательство в регулирование объема производства и занятости нежелательно.

В отличие от классической школы, кейнсианская теория полагает, что государство может стимулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос. Совокупное предложение, согласно кейнсианской модели, принимает горизонтальный вид при наличии незанятых ресурсов, в т.ч. трудовых. Линия совокупного спроса пересекает линию предложения в точке К, где объем ВВП равен ОВ. Если совокупный спрос возрастает то линия совокупного спроса переместиться в положение AD1 и объем ВВП увеличится на величину ВВ1, а цены останутся на прежнем уровне. Кейнсианцы считают, что правительство может способствовать росту ВВП и занятости, увеличивая правительственные расходы.


4. Модели потребления

Динамика объема национального производства связана с процессами потребления, сбережения и инвестирования. Характер этой связи таков, что увеличение потребления и инвестиций ведет к более значительному приросту объемов национального производства и дохода.

Под потреблением С в экономической теории понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение определенного периода времени. Размер потребления, или потребительских расходов, в основном зависит от уровня дохода и цен. Изменение в потреблении имеет то же направление, что и изменение в доходе.

Под сбережением S понимается та часть дохода, которая не потребляется. Размер сбережений зависит от величины дохода, нормы процента, потребления и психологического фактора. Эти понятия введены Дж. М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход».

Показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить через склонность к потреблению и сбережению.

Средняя склонность к потреблению (АРС) показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление. АРС = С / Y, где С – потребление; Y - располагаемый доход.

Средняя склонность к сбережению (АРS) показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережение. АРS = S / Y, где S – сбережение; Y - располагаемый доход.

Эти показатели важны для характеристики изменений в потребительских расходах и сбережениях. Так, по мере роста располагаемого дохода доля дохода, направляемого на потребление уменьшается, а на сбережение увеличивается.

Предельная склонность к потреблению (МРС) выражает отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. МРС = ∆ С / ∆ Y.

Предельная склонность к сбережению (МРS) выражает отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. МРS = ∆ S / ∆ Y.

Если С + S = Y, т.е. доход распадается на потребление и сбережение, то сумма изменений в потреблении и сбережении равна изменениям в доходе. Тогда сумма предельной склонности к потреблению и сбережению равна единице. МРС + МРS = 1

Экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций. Размер инвестиций зависит от объективных факторов – дохода, нормы процента, объема выпуска продукции, нормы прибыли, запаса капитала в экономике и субъективного фактора – желания предпринимателей инвестировать которое характеризует показатель предельная склонность к инвестированию МРI. Это отношение изменения инвестиций к изменению в доходе, который будет ими вызван. МРI = ∆ I / ∆ Y.


На предельную склонность к инвестированию влияют такие факторы как политический климат в стране, победа на выборах той или иной партии. Опасения и неуверенность предпринимателей в отношении стабильности экономической политики государства могут заставить предпринимателей не осуществлять инвестиций.


5. Роль инвестиций в экономике

С макроэкономической точки зрения инвестиции представляют собой вложения в основные производственные фонды (основной капитал), в жилищное строительство, в прирост товарных запасов. Приобретение ценных бумаг с макроэкономической точки зрения инвестированием не является. Принято различать чистые инвестиции (инвестиции нетто), которые равны увеличению объема капитала, обеспечивающему прирост производства и валовые инвестиции (инвестиции брутто), равные сумме чистых инвестиций и затрат на возмещение израсходованного капитала (амортизации).

Роль инвестиций в развитии макроэкономики неоднозначна. Во-первых, инвестиции – важнейший элемент совокупного спроса. Колебания в инвестициях оказывают существенное влияние на совокупный спрос, а следовательно на объем национального производства и занятость населения. Во-вторых, инвестиции ведут к накоплению капитала предприятия. Денежные средства, вложенные в расширение производственных мощностей, могут не оказать влияния на результаты производства сейчас, но они создают базу для экономического роста в будущем. В третьих, нерациональное использование инвестиций приводит к замораживанию производственных ресурсов, а следовательно, к сокращению объемов национального производства.

На размеры и динамику инвестиций влияют следующие факторы: процентная ставка, размер национального дохода, ожидаемый спрос на продукцию, налоги на предпринимательскую деятельность, изменения в технологии производства, инфляционные ожидания, политика правительства.

Для стабильного развития национальной экономики инвестиции, осуществляемые предприятиями за счет собственных и заемных средств, в идеале должны быть равны сбережениям в масштабе общества. Но в действительности такой сбалансированности не происходит из-за того, что сбережения и инвестиции осуществляются разными лицами и по разным причинам. Поэтому возникают кризисы, депрессии, безработица и инфляция.

6. Эффект мультипликатора

Понятие «мультипликатор» или «множитель» было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Канном. Рассматривая влияние общественных работ, которые проводились для борьбы с кризисом 1929 – 1933 гг. администрацией президента Ф. Рузвельта, Р. Канн отмечал, что государственные расходы на общественные работы приводят к мультипликационному расширению занятости. На базе общественных работ возникала не только первичная занятость, но и производные от нее – вторичная, третичная и т.д., в результате первоначальные затраты приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.


Под мультипликатором в теории Кейнса понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Кейнсианская теория показывает, что при росте инвестиций рост ВВП будет происходить в гораздо большем размере, чем первоначальные инвестиции. Это происходит из-за мультипликационного эффекта, который вызывают инвестиции.

Предположим, прирост инвестиций составляет 10 млрд. руб., что привело к росту ВВП на 20 млрд. руб. Следовательно мультипликатор равен 2, если бы ВВП увеличился на 30 млрд. руб., то мультипликатор составил бы 3.

Мультипликатор = ∆ ВВП / ∆ I.

Механизм мультипликационного эффекта

Рассмотрим действие мультипликационного эффекта на примере предприятия, которое осуществляет инвестиции в размере 6 млн. руб. Предположим, оно привлекает дополнительных рабочих, которые производят дополнительную продукцию на эту сумму и получают деньги в виде заработной платы. Пусть у данных рабочих МРС = 2/3, а МРS = 1/3. Тогда из 6 млн. которые получают рабочие 4 млн. идет на потребление, а 2 млн. на сбережение. На 4 млн. рабочие закупают товары, отдавая деньги их производителям, которые также имеют МРС = 2/3, а МРS = 1/3. Т.е. на этом этапе 2,7 млн. руб. расходуется на потребление, а 1,3 млн. руб. на сбережение. Так деньги продолжают обращаться в экономике, рождая спрос и предложение до тех пор, пока не будут полностью израсходованы в виде сбережений.

Таблица 1

Этапы

∆ ВВП

Расчет

1

6

6 × 1

2

4

6 × 2/3

3

2,7

4 × 2/3

4

1,8

2,7 × 2/3

5

1,2

1,8 × 2/3

6

0,8

1,2 × 2/3

Всего

18