ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 949
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 7. Брачное поведение............... 150
Глава 8. Сексуальное поведение............. 171
Глава 9. Репродуктивное поведение........... 201
Глава 10. Семейная политика.............. 242
Глава 11. Социальная поддержка семей.......... 263
34. По последним данным, в России зафиксировано легальных ежегодных искусственных абортов около.
35. Какой из противозачаточных методов снижает практически до нуля вероятность зачатия?
37. Гомоксексуальные и длительное время бездетные пары не могут быть семьями.
— семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, и в которых
прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем.
Таблица 11—2
Второй иллюстративный пример
переходных состояний в ходе жизненного цикла семьи7 antonov 93 11
Стадии Результаты ,. ,
Необходимые изменения
жизненного переходного
в системе семьи как единого целого
цикла семьи периода
А 1) Разрешить молодому че-
Разделение ловеку (девушке) уйти
Уход из дома, Независимость из семьи
чтобы жить от-
2) Не звать их обратно в
дельно
случае очередного кризиса
Б 1) Признание супруги (а)
Эмоциональная членом семьи
Формирование вовлеченность в
супружеской па- новую систему 2) Восстановление равнове- сия во взаимоотношение
ры ^
ях для признания права Ч
на личную жизнь
"
Семья с малень- Превращение 1) Часть пространства от-
кими детьми семьи из двух дается детям
человек в семью из трех-четырех 2) Полезность в новом ка-
человек честве
3) Примирение с ролью дедушки (бабушки)
267
Продолжение табл. 11—2
antonov 93 12
268
Очевидно, что объектами социальной поддержки могут быть семьи, относящиеся к любому из этих трех типов. Однако, во-первых, степень нуждаемости их в социальной поддержке различна, как различно и конкретное содержание ее, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к каждому из указанных типов. Как указывает Джилл Г. Барнз, семьи первого типа могут нуждаться в социальной поддержке, скорее, в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных (хотя и не вытекающих из внутреннего саморазвития семьи) ситуаций, таких, как "несчастный случай, серьезное заболевание, физический или умственный дефект, безвременная смерть, несчастье, вызванное внешними факторами"8. Более того, внутренний потенциал этих семей таков, что они могут выступать даже добровольными помощниками социальных служб, работающих с
семьями.
Семьи второго типа, может быть, в большей степени нуждаются в социальной поддержке, однако из-за их "закрытости" для внешнего мира обращение к ней возможно лишь в случае событий, как бы "взрывающих" границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, случаи открывающегося насилия над членами семьи и т.д.
Семьи третьего типа, имеющие хаотическую структуру внутрен-
него и внешнего взаимодействия, низкоорганизованные, конфликтные в наименьшей степени обладают собственным потенциалом раз-
решения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке.
В целом можно утверждать, что объектами социальной поддержки должны являться отнюдь не все и не любые семьи, а лишь те, которые действительно нуждаются в этом, которые или не в состоянии самостоятельно справиться с возникающими в их жизни кри- зисами и проблемными ситуациями, или справляются с ними лишь с большим и чрезмерным напряжением, или таким образом, что это негативно сказывается как на семье, так и на отдельных ее
членах.
Социальная поддержка должна быть направлена не на некую реально не существующую "среднюю семью", относительно которой можно делать лишь абстрактные, неопределенные предположения о проблемах, с которыми она может сталкиваться, а только на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определенной стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные нормативные или ненормативные кризисы и стрессы.
269
Следовательно, социальная поддержка — это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности и испытывающими специфические трудности.
Отсюда вытекает важнейшая задача создания адекватной целям социальной поддержки типологии семей, или проще говоря, четкого определения того, какие именно семьи и с какими именно конкретными потребностями и проблемами нуждаются в каждый данный момент времени в социальной поддержке со стороны общества и государства.
Надо сказать, что как в зарубежной, так и отечественной литературе вопрос о дифференцированном подходе к социальной поддержке семей (или о социальной работе с семьями, о социальной защите семей и т.п.) обсуждается достаточно широко.
Однако чаще всего этот вопрос ставится (особенно в отечественной литературе) в неадекватной, на наш взгляд, форме оказания помощи отдельным членам семьи, прежде всего детям9.
Дело в том, что проблемы отдельных членов семьи являются вторичными по отношению к проблемам семьи как целого, на что, кстати, обращают внимание и многие из тех, кто говорит о социальной поддержке отдельных членов семьи.
Например, Г.М. Иващенко и М.М. Плоткин (см. сноску 9) справедливо указывают на то, что положение даже единственного ребенка сильно зависит от того, о какой конкретно семье идет речь: "Не представляется возможным,— говорят они, — при рассмотрении типов семей в современных условиях игнорировать целый ряд "отягощающих" признаков, которые ставят семьи, отнесенные по признаку детности в одну группу, в условия неоднозначности"10. Однако, несмотря на это, вполне ясно выраженное понимание связи положения отдельного члена семьи с ее структурой, принадлежностью ее к определенному типу, авторы несколько непоследовательно предлагают "выделить ребенка — члена семьи как особый объект" социальной политики11.
Здесь, на наш взгляд, проявляется непонимание того, что если будет защищена семья, ее члены уже не будут нуждаться в защите, в то время как выделение и обособление любого члена семьи (даже с учетом ее типа) не может привести ни к чему иному, как к ослаблению семьи как целого, т.е. в итоге к необходимости постоянно увеличивать объемы помощи и поддержки.
Очевидно,что адекватная целям социальной поддержки типология семей может быть создана лишь в результате специальных, соответствующим образом организованных и ориентированных исследований. Причем исследований, с одной стороны, фундаментальных,
270
ориентированных на создание социологической типологии семей, а с другой, — прикладных, ориентированных на решение конкретных практических задач.
Эти же исследования должны решить и другие, связанные с созданием типологии семей, задачи.
Во-первых, речь идет о выявлении конкретных потребностей и проблем семей, относящихся к различным типам и находящихся на разных стадиях жизненного цикла.
Выше было показано, какие проблемы и кризисы могут быть связаны с нормальным развитием семьи, с ее переходом с одной стадии жизненного цикла на другую. Но ясно, что и ненормативные кризисы могут совершенно по-разному восприниматься и переживаться семьями, находящимися на разных стадиях жизненного цикла. К тому же надо учитывать то, что английские исследователи Картер и Макголдрик назвали "вертикальными стрессорами", т.е. усвоенный семьей прошлый опыт как собственный, так и особенно опыт родительской семьи, определяющий характер восприятия текущих кризисных ситуаций и возможностей их разрешения12.
Надо также иметь в виду, что любые проблемы, с которыми может столкнуться семья, как нормативные, так и ненормативные, могут совершенно по-разному осознаваться семьей и отдельными ее членами. Семья может иметь четкое представление о своих потребностях и даже "озвучивать" их. Но эти потребности могут существовать и в латентной, скрытой форме как некое недифференцированное состояние общей тревоги и напряженности, источник которых не вполне ясен. Итак, семья может иметь выявленную и сформировавшуюся потребность в обращении к внешней поддержке для разрешения как нормативных, так и ненормативных кризисов, но эта потребность может быть и не выявлена и даже не сформирована.
Во-вторых, исследования, о которых шла речь выше, должны быть направлены на определение того, в какой степени существующая инфраструктура социальных служб удовлетворяет потребности семей различных типов в социальной поддержке. Служба, соответствующая той или иной потребности, может существовать, но может и отсутствовать, хотя потребность в ней выявлена. Уже существующие службы могут в разной степени удовлетворять потребности семей в социальной поддержке конкретного вида, иметь, иными словами, различную эффективность своей деятельности. Последнее определяет то, что семьи-реципиенты могут иметь различную степень удовлетворенности деятельностью наличных служб социальной поддержки.