Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 633

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Деятельность, которая реализует социальную поддержку семей, называется социальной работой с семьями, или семейной социальной работой.

В рамках данного учебного пособия по социологии семьи мы не имеем возможности подробно останавливаться на основных принципах организации и методах социальной работы с семьями. Здесь мы можем, да и то в постановочном плане, указать лишь на специфику участия в социальной работе с семьями именно социоло­га, причем социолога, практически ориентированного, специализи­рующегося в области социальной (в данном случае семейной) по­литики.

Традиционная концепция социальной работы определяет ее цель как "регуляцию правовых, экономических, социальных отношений человека с обществом, в оказании ему помощи в определении лич­ностных, семейных, групповых, производственных и других про­блем"22. Хотя в этом определении явно просматривается индивиду­альный, личностный крен, оно может быть применено и к традици­онному пониманию социальной работы с семьями. С этой точки зрения основными функциями социальных работников являются оп­ределение проблемы, оказание помощи, поддержки, осуществление коррекции, реабилитации для всех, кто в этом нуждается23, или, иными словами, индивидуальная работа с отдельным человеком или отдельной семьей. Это — функция семейной терапии и отчасти се­мейной профилактики.

Аналогичный подход широко распространен и в зарубежной лите­ратуре и практике социальной работы24.

Однако эта имеющая огромное значение практическая социаль­ная работа с семьями не является полем деятельности социолога, специалиста по семейной политике.

Это — область работы психолога, семейного консультанта, спе­циалиста по планированию семьи, психотерапевта и других спе­циалистов, работающих с семьей и внутри семьи, хотя и учитываю-

278

щих ту конкретную социальную ситуацию (ее окружение, родст­венные, дружеские, соседские и иные ее связи), в которой она на­ходится.

Социолог же работает вне семьи, но внутри той социальной (в широком смысле) среды, в которой проходит ее жизнь. Его инте­ресует не столько отдельная семья, сколько семейная ситуация в социуме, на той территории, на которой проходит его профессио­нальная деятельность.

Как подчеркивают авторы одной английской работы по теории и практике социальной работы в общине, социальные проблемы лока­лизуются не в отдельной личности и не в отдельной ячейке общества, каковой является семья, а в системе социального взаимодей­ствия, в его особенностях, которые определяют социальную ситуа­цию личности или семьи25. Причем в это взаимодействие повле­чены не только отдельные индивиды или семьи и их группы, но и организации, социальные институты, представленные на уровне этой общины (локальная администрация, образовательные, меди­цинские, социальные и т.п. службы, правоохранительные органы, органы опеки, охраны материнства и детства, экономические субъ­екты и т.д. и т.п.), политические партии, группы интересов и пр.


и пр.

И задача социолога-специалиста по социальной работе е семья­ми заключается не только в том, чтобы понять, как устроена эта сеть общественных связей и как ее функционирование сказывается на положении семьи, и не только в том, чтобы иметь адекватную картину этого положения, т.е. иметь представление о том, какие именно семьи с какими конкретно проблемами имеются в наличии в данном месте и данное время, но главным образом в том, чтобы представлять перед единицами социального взаимодействия интере­сы семьи, пытаться таким образом влиять на них, на принимаемые ими решения, чтобы положение семьи, по крайней мере, не ухуд­шилось.

Практика подобного рода деятельности в нашей стране практиче­ски отсутствует, как отсутствует и детально разработанная ее теоре­тическая концепция, А между тем актуальность и практической деятельности по налаживанию социальной работы с семьями в опи­санном выше смысле и научных разработок ее теоретических про­блем постоянно возрастает. Особенно в свете новой Конституции Российской Федерации, которая усиливает роль региональных и му­ниципальных органов власти и местного самоуправления в проведе­нии социальной политики.

279

Региональным и локальным властям и местному самоуправ­лению Конституция предоставляет больше прав, возможностей и ответственности в регулировании социально-экономических от­ношений, в том числе и в решении социальных проблем, в разра­ботке и проведении, в частности, программ социальной поддерж­ки семей различных типов, в реализации семейной политики в целом.

Если учитывать неизжитое наследие тоталитарной эпохи, обреме­няющее современную Россию не только старой, но уже и новой, демократической бюрократией, то было бы утопией оставлять семью один на один и с многочисленными тоталитарными и посттотали­тарными институциями, и с сохраняющимся и постоянно воспроизво­димым отношением властей к семье и индивиду как к чему-то вто­ростепенному, неважному, могущему быть лишь объектом властных "благодеяний".

Семье необходим своеобразный поводырь по внесемейным бю­рократическим лабиринтам, блуждание по которым отнюдь не идет ей на пользу. Те министерства, комитеты и ведомства, которые су­ществуют в настоящее время и в названии которых даже присутст­вует слово "семья" или "социальная защита семей", вряд ли мо­гут сыграть такую роль. И в силу того, что они сами — порожде­ние бюрократической системы, ее. щупальца, тянущиеся к семье. Даже помогая семье, они постараются мягко придушить ее в ее стремлении к автономии. И потому, что для этих ведомств семья — лишь один аспект их деятельности, причем такой, который, скорее всего, утонет в текучке дел по социальной защите, социальной по­мощи тем, кто в этом, может быть, действительно нуждается, но чьи интересы непременно будут казаться более приоритетными, чем интересы семьи, — детям, инвалидам, пенсионерам, ликвидато­рам и т.д. и т.п.


Семье нужен новый помощник, не обремененный воспоминани­ями о прошлом и лишенный корней тоталитаризма. Помощник, действующий как на общенациональном уровне, проводя общефе­деральную семейную политику (как это описано в предшествую­щих главах), так и на региональном и локальном уровнях. Он дол­жен быть способен подключить к делу упрочения семьи, делу соци­альной поддержки семей различных типов даже внесемейные инсти­туты.

Такого рода деятельность возможна лишь при условии соединения усилий государства, частнопредпринимательского сектора, полити­ческих и общественных организаций в деле проведения семейной

280

политики, включающей и все необходимые формы социальной под­держки семей.

На региональном уровне эта система, объединяющая общегосу­дарственную семейную политику укрепления семьи как социального института и социальную поддержку отдельным семьям, образует механизм семейного менеджмента, который, собственно, и является полем приложения профессиональных усилий социолога в рамках социальной работы с семьями.

Целями семейного менеджмента на региональном и локальном

уровнях являются:

— охрана интересов семьи как института в массе повседневных дел и решений, принимаемых администрацией и местным самоуп­равлением, интересов семьи с несколькими детьми прежде всего. Эта цель может быть достигнута путем интеграции действий государ­ственных и частных (фонды, благотворительные организации, цер­ковь и пр.) служб поддержки друг с другом и с активностью самой

семьи;

— организация и координация непосредственной помощи отдель­ным семьям, испытывающим потребность в конкретном виде под­держки;

— организация и координация работы по выявлению потенциала самой семьи и активизации ее собственных возможностей по реше­нию ее специфических проблем, нормативных и ненормативных кри­зисов с учетом потребностей семьи в такого рода социальной под­держке.

Теория и практика семейного менеджмента у нас в стране совер­шенно не разработана. Отсюда вытекает необходимость как изучения накопленного в других странах богатейшего опыта социальной рабо­ты и проведения соответствующих социологических и других науч­ных исследований, так и организации в экспериментальном порядке в одном из малых или средних городов России Центра семейной социальной работы и менеджмента.

Мы полагаем, что это — прекрасная сфера приложения труда социолога, которому небезразличны судьбы российской семьи и, сле­довательно, судьбы России.


Ключевые термины:

социальная поддержка семей, семейная социальная работа, норма­тивный (нормальный) кризис, ненормативный кризис, жизненный цикл семьи, семейная дезадаптация, социологическая типология се­мей, семейный мониторинг, социальная защита семей, семейный менеджмент.

281

Примечания

1 Rapoport Rhona. Normal crises, family structure, and mental health // Family Process. 1963. N 2.

2 Ibid. P. 69.

3 Барнз Джилл Г. Социальная работа с семьями в Англии. М., 1993. С. 26.

4 Там же. С. 27.

5 Boss P.Y. Normative Family Stress: Family Boundary Changes Across the Life-Span // Family Relation. Oct. 1980. Vol. 29. N 4. P. 20.

6 См.: Барнз Джилл Г. Цит. соч. С. 29-30.

7 Там же. С. 27-28.

8 Там же. С. 30.

9 См., напр.: Иващенко Г.М., Плоткин М.М. Проблемы социаль­ной поддержки детей из семей различных типов // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993. С. 72-98.

10 Там же. С. 85.

11 Там же. С. 93.

12 См. об этом: Барнз Джилл Г. Цит. соч. С. 26-27.

13 Фридман Г.Л., Эдстрем К. Г. Репродуктивное здоровье подрост­ков. Женева. 1985, С. 11-15, особенно с. 14.

14 Барнз Джилл Г. Цит. соч. С. 14-15, 25-31, 68-137.

15 Setting Up Family Group Project. L., 1991. P. 2-3.

16 Family Relation. Oct. 1980. Vol. 29. N 4.

17 Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993. С. 72-134.

18 Дементьева И.Ф. Первые годы брака. М., 1991. С. 3.

19 Феоктистова Е.Н., Кузьмин В.А. и др. Проблемы формирова­ния механизма социальной защиты семьи в условиях адаптации к рынку // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993. С. 33.

20 Там же.

21 The Family. N 4. Strengthening the family: guidlines for design of relevant programmes. UN, N.Y. 1987. Pp. 13, 14, 15.

22 Зимняя И.А., Аминов ff.A. и др. Приоритетные направления подготовки социальных работников // Проблемы семьи и семейной политики. Вып. 3. М., 1993. С. 136.

23 См. там же.

24 Обзор см. в: Барнз Джилл Г. Цит. соч. С. 35-49.

25 Smale Y., Tuson Y. et al, Community Social Work: A Paradigme for Change. L., 1988. P. 20.

282

Рекомендуемая литература

1. Антонов А.И. Семейная политика //Вестн. РАН. 1992. № 3.

2. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. 1995. № 2.

3. Дорохина О.В. Воздействие государства на изменение институ­та семьи в первое десятилетие советской власти (автореф. дис.). М.,

1995.

4. Давыдов Ю.Н. Деформация семьи // США глазами американ­ских социологов. М., 1982,

5. Семья в России. 1995. № 1-2.

6. Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

7. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.


8. Эволюция семьи и семейная политика в СССР. М-, 1992.

9. Энциклопедический словарь "Народонаселение". М., 1995.

10. Энциклопедия социальной работы. Т. 1-3. М., 1987.

283

ТЕСТ НА ИНФОРМИРОВАННОСТЬ:

интерпретации ответов на вопросы

При интерпретации ответов на тест в первую очередь внимание уделяется степени эрудиции, осведомленности о брачно-семейных процессах и во вторую очередь — тому, что может считаться пра­вильным ответом (в вопросах, затрагивающих систему жизненных ценностей каждого, в так называемых оценочных вопросах, конвен-циональность истины обнаруживается наиболее ярко). Прагматичес­кий аспект познания в социологии семьи и демографии заявляет о себе в полную меру и прежде всего связан не с самими фактами о тех или иных тенденциях изучаемых процессов, а с оценкой по­следствий и перспектив наблюдаемых трендов, в особенности — с оп­ределением целей, направлений и средств семейной и демографичес­кой политики.

Интерпретация производится в соответствии с последовательно­стью вопросов теста, вначале указывается номер вопроса, затем ин­декс правильного ответа и потом приводится комментарий.

1—Г. Правильным был бы ответ, указывающий на основной, наи­более распространенный и типичный вид семьи — на семью с обоими родителями и одним ребенком. По переписи населения 1989 г., среди всех семей с детьми до 18 лет однодетных было почти 51%. Но сколько среди них матерей и отцов — одиночек? Это трудно устано­вить, известна только доля неполных семей в целом — 13%. Данные по детности семей публикуются редко, так как этот показатель менее точный (все семьи с детьми находятся на разных стадиях жизненного цикла, дети старше 18 лет не учитываются, если даже живут вместе с родителями, бездетные молодожены также исключаются из расче­та) . Более точным показателем является распределение родившихся по очередности рождений: так, в РФ в 1993 г. родилось первыми — 58,6%, вторыми — 28,9%, третьими — 7,9% четвертыми и более — 4,6% детей. Но эти данные не дают представления о числе семей с

284

двумя родителями и одним ребенком, для этого нужно еще иметь статистику неполных семей в сопоставлении с детностью. Выбороч­ные обследования семей, регулярно проводимые Госкомстатом, так­же не дают точной картины, так как не репрезентируют полностью все семьи, не охватывают все стадии семейного цикла жизни и обычно ограничиваются распределением семей с детьми до 16 лет: так, в 1989 г. оказалось однодетных семей — 54,2%, двухдетных — 38,3%. Таким образом, существующие данные переписей населения и выборочных статистических обследований могут различным обра­зом обрабатываться в целях получения искомой модели семьи (с дву­мя родителями и одним ребенком).