Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 941

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

39

Здесь следует сказать о вкладе российских ученых в разра­ботку обсуждаемых проблем — так, М.М. Ковалевский высказал мысль о возникновении экзогамии как средства снятия конфликтов и антагонизма внутри первобытных промискуитетных объединений. С.П. Толстов и затем Ю.И. Семенов разработали концепцию произ­водственных половых табу (запрет на половое общение в пору сезон­ных производственных работ), снимающих противоречие между про-мискуитетными отношениями и потребностями в развитии производ­ственной деятельности.

С.П. Толстов поставил возникновение экзогамии в связь с функ­ционированием половых производственных табу.

М.О. Косвен обнаружил дислокальный брак, когда супруги жи­вут раздельно, а С.П. Толстов предположил, что в древней истории был период группового брака, являвшегося одновременно дисло-кальным.

Эволюционный подход к изучению семьи как социального инсти­тута, изменяющего свои формы в ходе истории, но сохраняющего свою специфическую суть, более плодотворен, чем биологизаторский подход, утверждающий извечность и "естественность" индивидуаль­ной патриархальной семьи. Однако эволюционизм не преодолевает идеи неизменности семьи и, фиксируя внимание на том универ­сальном и всеобщем, что характерно для любых исторических форм семьи, как бы сохраняет в неизменности эту специфическую суть семьи вообще — независимо от каких-либо исторических трансфор­маций.

Работы М. Леннана, Моргана, Леббека, Г. Спенсера, М. Ковалевского и ряда других лиц в общем подтверди­ли мнение Бахофена относительно первичной формы бра­ка и счета по матери. Правда, не так давно выступили так же очень авторитетные лица, как Вестермарк, Старкэ, Кунов, Гроссэр и др., оспаривающие положения сторон­ников первого течения, но после выхода работ Г. Спен­сера и Гиллена, ... Фрезера, Хауита, Колэра ... взгляды и положения сторонников патриархата оказываются оши­бочными. Нам нет надобности здесь подробно излагать результаты, добытые современной этнографией и ис­торией культуры. Достаточно будет вполне указать лишь главные положения господствующего направления, а именно: установлено, что: 1) почти у всех исследован­ных народов счет родства по матери предшествовал сче­ту родства по отцу, 2) на первичной ступени половых

40

отношений, наряду с временными (обыкновенно крат­кими и случайными) моногамическими сношениями, гос­подствует широкая свобода брачных сношений, которая и является характерной для данной эпохи, 3) эволюция брака состояла ни в чем ином, как в постепенном огра­ничении этой свободы половой жизни, или, выражаясь иначе, в постепенном уменьшении числа лиц, имею­щих брачное право на ту или иную женщину (или... мужчину). Эволюция состояла в переходе от группо­вого брака к индивидуальному — см. об этом книгу М. Ковалевского "Социология" т. II, являющуюся до изве­стной степени сводкой большинства работ по этому воп­росу.


Сорокин П.А. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Известия Архангельского общества "Изучение Русского Севера". 1911.

№ 1. *

Вопрос к читателям: П.А. Сорокин не употребля­ет специального термина, относящегося к "свободе брач­ных сношений" — назовите его. Можно ли из тезисов 2 и 3 фрагмента сделать вывод о том, что ограничение свободы половой жизни сначала ведет к групповому бра­ку, а затем к индивидуальному, моногамному?

Но семья как институт, осуществляющий определенные функции, как подсистема общества может участвовать в таких социальных изменениях, которые способны подорвать ее как таковую. Понима­ние этого затрудняется еще одной особенностью эволюционизма, четко выраженной в вышеприведенном фрагменте из сочинений Л. Моргана, — это представление не просто об изменении форм семьи в истории, а о "прогрессивном" изменении семьи "от низших Форм к высшим". К сожалению, в рамках эволюционизма часто возникает тенденция трактовать развитие от прошлого к будущему как положительное изменение в одном направлении "прогрессивного Развития".

Семья — активное начало; она никогда не остается неиз­менной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того, как общество развивается от низшей ступени к высшей. Напротив, системы родства пассивны, лишь че­рез долгие промежутки времени они регистрируют про­гресс, проделанный за это время семьей, и претерпевают

41

радикальные изменения лишь тогда, когда семья уже ра­дикально изменилась.

Морган Льюис Г. Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. М., 1935// Цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 36.

Вопрос к читателям: Изменение систем родст­ва отстает от изменения семейной жизнедеятельности, поэтому по сохранившимся в силу межпоколенной инер­ции родственным обозначениям можно составить досто­верное представление о вымерших формах семьи. Какие родственные обозначения перерастают рамки однодетной семьи или какие системы родства лишаются своего смыс­ла при массовом распространении семей с единственным ребенком? А какие при массовой двухдетности семей? Говорит ли сложная разветвленная система родства о многодетности как предусловии ее существования или число детей не имеет значения?


Склонность видеть в любых семейных инновациях "прогрессистскую" направленность, историческую предопределенность или же удивительную приспособляемость к любой новой ситуации можно именовать концепцией инвариантности семьи, устойчивости семей­ного образа жизни и семьи как социального института. Идея не­изменности патриархальной семьи переносится, таким образом, на семью вообще, на абстрактное нечто, якобы связанное с тем, что, люди всегда будут вступать в брак, обзаводиться детьми и тем самым участвовать в родственно-семейных отношениях. Следует подчерк­нуть, что среди институционалистов-эволюционнстов всегда наблю­далась и другая тенденция: трактовать социальные изменения в духе не только "прогрессивного развития", но и "упадка" культуры, об­щества.

Семья, как и остальные социальные институты, не застрахована и от такого хода истории, когда может возникнуть угроза существова­нию и семьи, и самого общества. Социальное изменение таит в себе и прогресс, и угрозу гибели. Подобное понимание развития общества сосредоточивает внимание на функциях социальных институтов, на том, что делается в их рамках, а не только на том, что объединяет различные исторические формы этих институтов совместной жизне­деятельности людей.

Позволю обратить ваше внимание и еще на один факт: на семью. Вы знаете, что она разлагается. Но должны

42

знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоро­вое общество. Слишком далеко зашел здесь развал и духовный, и биологический, через половые болезни ус­коряя вымирание и вырождение русского Народа. Пора остановить это бедствие. Оздоровление семьи, улучше­ние ее организации в том направлении, чтобы она, как первый скульптор..., создавала индивидуальность, чуждую и эгоистического шакализма и невежества слепой стад­ности .

Сорокин П. Из речи на собрании в Петербургском университете 22 февраля 1922 г. // Дальняя дорога. М., 1992, С. 248.

Вопрос к читателям: Согласны ли вы с тем, что в этом фрагменте духовное нездоровье есть главный факт разложения семьи? Верно ли, что следствие духовной болезни семьи — ухудшение ее организации как скульп­тора индивидуальности? Каковы антиподы "шакализма и стадности"?

Своеобразная концепция кризиса семьи как ослабления союза родителей и детей, супругов и распада семейного хозяйства пред­ставлена Питиримом Сорокиным в его книге "Современное состо­яние России" (Прага, 1922 г.) а также в статье "Кризис современ­ной семьи" (1916 г.), сохраняющей еще социалистические иллюзии. В поздних его работах кризис семьи исследуется в терминах теории "волнообразного движения культур" (противостоящей эволюциони­стской теории с ее акцентом на внешних факторах изменения). Культура наших дней — "материально-предметная, чувственная" — исчерпала себя, свою имманентную природу и не может не остано­виться, что чревато революциями и войнами. Индустриализация как техническая основа образа жизни вполне вписывается в парадигму упадка культуры материальных предметов, и, по-видимому, концеп­ция П. Сорокина не может не исключать прямолинейно-прогрессист-ский характер изменения культуры и семьи.


О тематике предполагаемых лекций (было названо четы­ре темы, под номером 3 указана тема кризиса семьи как одна из двух тем, которые П. Сорокин предпочитает прочесть в первую очередь.— Авт.): 3) Кризис современ­ной семьи. Понятие семьи. Ее основные типы в наше время: патриархальная, индивидуальная, "огосударствлен­ная". Социальная роль семьи в ряду других коллективов.

43

Ослабление семьи как союза супругов. Ослабление ее как союза родителей и детей. Распад семьи как хозяйственно­го центра. Потеря семьей опекунско-воспитательной роли. Причины кризиса. Его смысл. Будущее семьи".

Сорокин П.А. Письмо В.Н. Фигнер от 1.02.1920 г. // Социологос. Выпуск 1. М., 1991. С. 467-468.

Вопрос к читателям: Как можно понять термин "огосударствленная" семья? Ослабление социальной роли семьи сводимо ли действительно к трем моментам — к ослаблению союза родителей с детьми, союза супругов и хозяйственного союза?

Функциональный подход — вторая составная часть изучения семьи как социального института — также направлен на поиск того общего, что присуще разным типам семей в ходе истории, однако концентрирует внимание не только на универсальности семьи, на исторических формах реализации "идеи" семьи, но сосредоточен более на самой семейно-домашней жизни, на социокультурных функциях семьи как социального феномена и на взаимосвязях социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством Э. Дюркгейм как "отец функционализма" непосредственно повлиял на поиск присущих семье механизмов солидарности и сплоченности концентрируя внимание на роли каждого члена семьи в семейной жизни, на роли мужчин и женщин в семейной аномии — специфическом виде нарушения семейного равновесия, свойственного мужчинам прежде всего и проявляющегося в самоубийствах мужчин. связи с разводом (женщины, по Дюркгейму, меньше подвержены суициду из-за развода). Э. Дюркгейм рассматривал параллелизм разводов и самоубийств, поскольку и те и другие имеют одну причину — разрушение социальных норм.

Вклад Дюркгейма в структурно-функциональный анализ семьи весом и высоко оценен в истории социологии. Он обратил внимание на то, что семья теряет ряд важных своих функций под влиянием урбанизации и т.п., становится менее прочной из-за добровольности брака (взамен брака по договору родителей), и, главное, что уменьшение количества членов современной семьи уменьшает семейну! солидарность.

Последний тезис до сих пор является предметом ожесточенна полемики, тем более что апологеты современной "малой семьи" усматривают здесь противоречие с другим суждением Э. Дюркгейм о социальной дифференциации, в процессе которой утрата каким


44

либо структурным элементом прежних функций не означает ос­лабления этого элемента. Напротив, это может быть связано с но­вой специализацией его в системе, т.е. с появлением как бы ново­го специализированного института. Однако передачу каким-либо ин­ститутом своих функций (специфических), ради которых он созда­вался, другим социальным институтам нельзя не считать в социо­логии разрушением подобного института (хотя старое название это­го института зачастую переносится и передается осколочным фор­мам его и даже приписывается новым образованиям — что само по себе составляет интересную проблему для социологического исследо­вания).

"Оставив в стороне индивида как индивида, его мотивы и идеи ... следует изучать ... те различные состояния соци­альной среды (религиозные верования, семья, политиче­ская жизнь, профессиональные группы и т.п.), под влияни­ем которых изменяется процент самоубийств". "Если ин­дивид ... легко склоняется под ударами жизненных обсто­ятельств, то это происходит потому, что состояние того общества, к которому он принадлежит, сделало из него легкую, уже совершенно готовую для самоубийства добы­чу". "Число самоубийств обратно пропорционально степе­ни интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид".

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб, 1912. С. 178, 266, 276.

Вопрос к читателям: Что значит состояние об­щества или среды, ведущее к подверженности самоубий­ству, измерима ли степень интеграции групп и степень изоляции индивида от этих групп?

Спрашивая, "что делает семья?" и выявляя многообразие се­мейной жизнедеятельности, функционалисты разработали множест­во концепций, объясняющих специфику семьи, понимаемой в ка­честве социального института. Важным является при этом вклад Эдварда Вестермарка, работы которого образуют своеобразный мост между эволюционным и функциональным подходами. Вестермарк в фундаментальной работе "История брака" показал на множест­ве примеров, что брачные отношения признаются таковыми лишь пРй появлении беременности и рождении ребенка и что поэтому не семья коренится в браке, а брак институционализируется благо-

45

даря наличию семьи. Рассматривая исторические формы семья как развивающиеся в определенной последовательности, Вестермарк подчеркивал параллелизм линий развития и выводил из табу инцеста (запрет на кровосмешение) смену типов брака, возникновение экзогамии.

Табу как мощная негативная норма укрепляет функциональную интеграцию системы и, по-видимому, отмирание табу может быт связано с исчезновением семейных качеств, а не просто с разрушением пережитков. Как основоположник теории "первобытной моногамии" Вестермарк преувеличивает роль биологического фактора в истории, что ярко обнаруживается в инстинктивистской трактовке сохранения семьи в будущем по причине якобы глубоко укоренившихся в человечестве "родительских инстинктов".