Файл: Психология семьи.docx

Добавлен: 16.02.2019

Просмотров: 3453

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Динамические процессы, лежащие в основе наиболее очевидных структурных связей, процессы, широко распространенные, специфические и узнаваемые, получили название "семейной динамики"(М. Уэдделл,1994.)

Столин В.В., в функционировании семьи выделяет три процесса динамического аспекта:

1. Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета.

2. Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета.

3. Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.

"Нормативные стрессы и стрессоры" (Burnham J. B., 1991) и кризисы развития (Caplan G., 1963), также являются движущей силой развития семьи как в целом, так и её отдельных членов.

Помимо ситуативных стрессов выделяют и те, которые предусмотрены коллизиями развития личности, организма, семьи и других социальных групп. Они могут быть описаны как критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способствуют достижению новых потребностей, появившихся у членов семьи.

С. Кратохвил указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4-6 и 17-25 годы общей жизни.

З. Розенталь пишет, что 8% разводящихся молодых супругов (продолжительность брака 0-2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет таких было только 0,6%. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, что конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесняют конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джеймса, на 5-10-м году брака больше всего разногласий между супругами возникает из-за различного отношения к воспитанию детей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются своеобразные причины её нестабильности, среди которых важное место занимает представление о том, что невозможно возродить супружеские отношения. Так, В.А. Сысенко указывает, что после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются пьянством мужа (понятно, что очень редко не пьянствовавший ранее мужчина начинает пить в 50-60 лет) или фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что отношения, характеризуемые как другая семья, возникают заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак).

Семейные системные психотерапевты Варнхилл и Лонго для объяснения того, что происходит с семьей при переходе от фазы к фазе, заимствовал психоаналитические идеи о фиксации и регрессии: во время нормативного стрессора дисфункциональные семьи, вместо того чтобы продвигаться вперед, регрессируют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своем развитии, т.е. фиксируются на определенной фазе. Для того чтобы избежать этого, они предлагают семьям проработать проблему переводов "Как вы это делали, с помощью каких средств, что вы еще делали?".


М. Уэдделл в работе "Семья и её динамика" отмечает, что семья -это группа людей, связанная узами родства, социально-экономическая единица, существующая вокруг гетерогенной пары. В семье происходят динамические процессы, лежащие в основе структурных связей - "семейная динамика". Рождение ребенка знаменует начало динамики, устанавливающее продолжительные и специфические паттерны отношений, характерные для семьи в будущем. С рождением ребенка система, ранее замкнутая на себя, начинает существовать объективно в виде треугольника, со всеми проблемами, характерными и актуальными для треугольника. Сущность процессов, происходящих с ребенком, определяет содержание таких понятий в семье, как материнство, отцовство, родительство.

Ученым обращается внимание на факт, что все семейные процессы происходят как естественное продолжение прошлой динамики в родительских семьях, уходя корнями в первые дни семейной жизни.

Итак, динамика семьи это важное образование, приводящее разного рода изменениям как семьи в целом, так и отдельных её членов. Движение семьи неизбежно, более стремительно оно происходит в случаях кризисов семьи.


  1. Типология семьи.


Если исходить из определения, что семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство, логично обратиться к таким трем вариантам семьи, более «крупным», выделяемым М. Арутюнян как: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая).

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.

Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.


В.Н. Дружинин, говоря о типах семей, выделяет три группы характеристик:

Первая - отражает социологический взгляд на форму семьи, в неё входят:

1. Нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;

2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, сестер, братьев и др.).

3. Полная семья - соответствует нуклеарной семье, если включает отца, мать и детей;

4. Неполная семья - если один из родителей отсутствует.

Есть дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.

5. Большая семья - группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Обнаруживаемая в аграрных обществах, семья этого типа имеет общую собственность на землю, скот и средства производства.

6. Семья - двор также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством (слуги, наемные работники и т.д.), образуя в совокупности и социальное и экономическое сообщество.

Вторая - характерна для индустриальной эпохи, является результатом кризиса семьи как социального института и содержит типы властных структур:

1. патриархальная семья - власть принадлежит мужу;

2. матриархальная - власть принадлежит жене;

3. эгалитарная - власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Третья - отражает специфику российской семьи:

1. Реальная семья - конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

2. Типичная семья - наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

3. Идеальная семья - нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь - религиозной.

4. Элементарная семья - семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.

А.Е. Личко говорит о таких характеристиках семьи как: структура семьи и функциональные особенности.

1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

2. Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья.

А также вводит понятие «дисгармоничная семья» и причины дисгармонии, среди которых:

1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется);

2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем);

3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода);


4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера).

В.Н. Дружинин, указывая на происходящие в современной социально-экономической жизни страны изменения, предположил, что в ближайшей перспективе главой семьи будет женщина, а муж приобретет больше ответственности за семью, получив, в частности, возможность обеспечивать её материально. Пишет, что социологические теории семьи, которые создавались "советскими" учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи.

Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика.


  1. Факторы, определяющие семейные нарушения.


На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с самыми различными трудностями и неблагоприятными условиями - болезни, жилищно-бытовые неудобства, конфликты с социальным окружением, последствия широких социальных процессов (война, социальные кризисы и т.п.). Э.Г. Эйдемиллер пишет что, перед семьей часто возникают непростые проблемы, которые могут отрицательно сказаться на её жизни, а именно привести к разного рода нарушениям.

Так, одним из нарушений жизнедеятельности семьи может быть нарушение, связанное с трудностями, обусловленными неблагоприятными вариантами жизненного цикла, - те, что возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супруга, детей). Причиной может быть развод, длительная разлука супругов, внебрачный ребенок, смерть одного из членов семьи, бездетность супругов. При всем многообразии вариантов развития семьи отмечается ряд общих источников нарушений:

Во - первых, функциональная пустота, т.е. ситуация, когда одна из ролей, необходимых для успешного существования семьи, никем не выполняются. Например, с уходом отца из семьи его доля в воспитании уже невосполнима. (Титаренко В.Я., 1987);

Во-вторых, могут быть трудности адаптации к самому факту, событию, породившему неблагоприятный вариант развития семьи (развод, смерть одного из членов семьи, необходимость воспитывать ребенка вне брака и др.). Противоречивость и многослойность процессов, возникающих в связи с разводом, показаны исследователями на материале социологических исследований восприятия разведенными послеразводной ситуации (Рапопорт С.С., 1985).

Насколько для семьи значима та или иная трудность, зависит прежде всего от того, сколь далеко идущие неблагоприятные последствия она имеет. Например, утрата определенной суммы денег для одной семьи - тяжелое нарушение её жизнедеятельности, для другой - нет, в зависимости от того, какими средствами эти семьи располагают.

Разнообразны последствия трудностей на семью, они затрагивают различные сферы жизни семьи - нарушаются воспитательные функции семьи, супружеские отношения и т.п. При рассмотрении нарушений жизнедеятельности семьи Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис, учитывают также то, как они действуют на её членов: как правило, в результате те или иные потребности оказываются неудовлетворенными, что тормозит развитие личности, обуславливает возникновение нервно-психического напряжения, тревоги. Одним из важных, с точки зрения семейной психотерапии, последствий нарушений является из психотравмирующее воздействие - неблагоприятное воздействие на психическое здоровье индивида.


Исследования показывают, что семьи реагируют на возникшие трудности весьма различно. Неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего говорят об определенном механизме, обеспечивающем успешное противодействие нарушению, - о "механизме решения проблем", о семьях, умеющих решать проблемы (опознавать их, выдвигать версии решения, выбирать из них наиболее удачную). Некоторые ученые выделяют также определенные группы особенностей семьи, благодаря которым она легче приспосабливается к неблагоприятным условиям. Среди таких особенностей - гибкость взаимоотношений, средняя степень четкости в формулировке ролевых ожиданий, сплоченность семьи, открытость в восприятии окружающего мира, т.е. отсутствие тенденции игнорировать какую-то часть информации о мире (Аldous J. et al., 1971; Reiss D., 1980).

Ученые - практики Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис предложили иной подход к проблеме нарушения жизнедеятельности семьи, в центре которого - понятие латентного нарушения. Латентным называется такое нарушение, которое не оказывает существенного негативного воздействия на жизнь семьи в нормальных условиях, однако играет значительную роль в сложных обстоятельствах, определяя неспособность семьи им противостоять.

В семьях, где латентных нарушений нет или они минимальны, оказывается возможной мобилизация семьи, усиление её сплоченности, активизация совместных действий. В семьях, имеющих такие нарушения, это трудноосуществимо. Семьи без латентных нарушений в этих условиях начинают функционировать лучше, а имеющие их - хуже.

Таким образом, трудные условия не просто выступают как фактор, нарушающий те или иные стороны жизнедеятельности семьи, - они прежде всего выявляют латентные нарушения её жизнедеятельности, а эти нарушения, в свою очередь, определяют реакцию на трудности.

Данный аспект является важным, для продуктивной работы психолога семье и связан с выбором методов работы психолога с семьёй.

Причины возникновения нарушений в семье.

1. Перегрузка коммуникации побочными функциями.

Любое сообщение, адресованное другому члену семьи, редактируется, проверяется по следующим параметрам:

а) Соответствует ли оно имеющемуся у индивида представлению о том, каким он должен казаться окружающим. Например, индивид, которому очень важно, чтобы члены семьи считали его человеком опытным и сведущим, испытывает немалые затруднения, если ему нужно будет спросить у кого-то совета.

б) Соответствует ли сообщение образу другого, т.е. тому, каким он хочет, чтобы его себе представляли. Действительно, если наше сообщение будет противоречить в каком-либо аспекте тому, как человек хотел бы выглядеть в глазах других, то оно может вызвать его протест и коммуникация не состоится.

в) Соответствует ли сообщение характеру взаимоотношений участников коммуникации. Одно и то же сообщение о том, что индивиду нужна "вон та книга", будет формулироваться по-разному в зависимости от того, к кому оно обращено - к другу или просто знакомому, и вообще не будет иметь места, если должно быть обращено к врагу.