Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12466
Скачиваний: 84
чения новых сотрудников, или же достаточно того, что они все время находятся под влиянием своей бригады, и таким образом, необходимость в обучении отпадает ?
Это наша больная тема. В производстве все идет достаточно легко: новые сотрудники включаются в процесс работы с помощью своей производственной команды. В этом году — три года спустя после введения новой системы — мы проводили семинар по вопросам доходности предприятия для сотрудников производственных бригад (в этом году у нас много новичков). На этом семинаре обсуждались такие понятия, как расходы, часы, почасовая оплата труда, дополнительные расходы по заработной плате, — то есть все те экономические данные, с которыми сотрудники сталкиваются каждый месяц. Сложнее обстоят дела с областью сбыта — сюда также сначала пришли новые сотрудники, потом они ушли с предприятия, потому что не смогли работать в условиях новой системы, не знали, что делать со всей этой свободой. Теперь мы пришли к выводу, что нужно набирать достаточно молодых сотрудников — например, выпускников технических колледжей или университетов, которые бы хотели работать в области сбыта. Эти сотрудники проходят у нас обучение в течение года за счет руководства фирмы. Только на второй год они начинают работать в составе команд, занимающихся сбытом. Мы поняли, что новые сотрудники области сбыта хорошо справляются с предъявленными к ним повышенными требованиями: они научились правильно обращаться с новыми товарами и с новыми методами работы, основанными на личной ответственности.
Как у Вас организуется сбыт? Вы рассказали о командах, занимающихся сбытом, входят ли в их состав и сотрудники офиса?
Когда у нас еще была иерархическая система, то были и специалисты по сбыту, и сотрудники офиса. Последние улаживали для специалистов по сбыту все вопросы, связанные с заказами, делали заказы «готовыми для производства». Потом заказ исполнялся в производстве, поступал к экспедитору, который осуществлял доставку, и затем установщик устанавливал заказанную дверь у клиента. Раньше было обычным явлением то, что к восьми из десяти заказов предъявлялись претензии. Сегодня мы объединили наши ключевые позиции — сбыт, внутреннюю службу сбыта (работа в офисе) и установщиков в одну команду. Сейчас у нас больше уже не существует классической работы в офисе, есть только консультанты — персонал по работе с клиентами. Одновременно с этим мы, разумеется, создали необходимую систему ЭОД (электронной обработки данных) в помощь сотрудникам, занимающимся сбытом. Там выдаются данные о товарах, в зависимости о заданных параметров. Сначала запрашивается, какая именно дверь или ворота нужны, потом составляется список предметов
178
(изделий); специалист по сбыту ответственен за передачу этого списка производственным бригадам. Сейчас наши консультанты по работе с клиентами одновременно работают и в офисе. У нас есть две команды, ответственные за сбыт, а также собственные команды, занимающиеся установкой дверей. Две команды, ответственные за сбыт, сотрудничают с командами по установке. Так лучше удается согласовывать сроки.
Говорят, что подобная новая форма организации, прежде всего, заключающаяся в культуре управления и культуре предприятия, означает опережение своих соперников в конкурентной борьбе минимум на шесть-семь лет. Можете ли Вы это подтвердить?
Мы постоянно дискутируем о том, на каком уровне мы находимся по сравнению с нашими конкурентами. В прошлом году у нас в гостях на обоих предприятиях было около сотни предпринимателей, которые увидели собственными глазами нашу новую форму организации работы. Мы услышали много лестных слов в свой адрес, но все говорили: «Но у нас на предприятии это сделать невозможно (=это неосуществимо)». Никто не готов реально что-то изменить.
Наши конкуренты только смеялись над нами из-за слишком коротких сроков доставки. Уже год, как мы пытаемся обосноваться в Германии. Мы думаем, что мы обогнали своих конкурентов даже не на шесть или семь лет, а на все десять. Благодаря той культуре, которую мы создали, благодаря раскрытию творческих способностей каждого отдельного сотрудника, которое мы начали осуществлять на нашем предприятии, — благодаря всему этому, мы действительно считаем, что это опережение составляет не менее десяти лет.
Вы сказали о сроке доставки в 36 часов. Правильно ли я понял, что Ваши противопожарные ворота изготовляются только тогда, когда уже сделан заказ ?
Этот процесс нужно себе правильно представлять: когда идет строительство какого-либо учреждения, нужны и противопожарные ворота (двери) — заказчик объявляет открытый конкурс на выполнение заказа (=размещает заказ по открытому конкурсу) и потом делает свой заказ. Но после получения такого заказа мы не можем сразу изготовить двери. Ведь еще не известно, какого размера должны быть эти двери, какого цвета, какие нужны ручки и т. д. — это будет известно только в процессе работы. Архитектор всегда предоставляет планировку слишком поздно. Когда архитектор точно будет знать, что он хочет, только тогда мы можем начать изготовление дверей. Тогда доставка длится три, четыре, пять недель, и когда-нибудь двери, наконец, доставляются заказчику. Это приносит немалые убытки всем участвующим в этом процессе. Сегодня мы гарантируем, что с момента предо-
179
ставления архитектором или застройщиком точных данных, то есть когда на 100% все технически ясно, нам нужно всего 36 часов на изготовление, доставку и установку в течение одной недели, в любых количествах.
Мы являемся единственным производителем противопожарных ворот и дверей во всей Австрии, который изготовляет противопожарные ворота и двери на заказ, с проверкой их противопожарной функции в течение 36 часов.
Есть ли на Вашем предприятии группы KVP (группы, которые вносят свои предложения) ?
Каждая рабочая бригада (группа) вносит свои предложения по усовершенствованию процесса. Все, на что требуются небольшие инвестиции, решается сразу же — все, что амортизируется в течение одного года, входит в компетенцию самих групп, которые иногда и сами докупают то, что нужно. При необходимости больших инвестиций, решение принимается совместно. Нормативное время остается прежним, в первые три месяца в качестве премии, потом нормативное время снижается.
При больших инвестициях оставляет ли руководство право решающего слова за собой? Да.
Если бы у Вас была возможность исполнить любое Ваше желание, что бы Вы пожелали?
Я хотел бы оставаться как можно дольше здоровым и руководить этим прекрасным предприятием с его замечательными сотрудниками.
Благодарю за интервью.
Интервью с господином Манфредом Райтингером
Председатель правления С октября 1999 г. на пенсии
Название фирмы
Алльгемайне Шпаркассе Оберцстеррайх (Общая сберегательная касса Верхней Австрии)
Адрес
Променаде 11-13 А-4041 Линц
Вид деятельности
Банковские опреации
Экономические данные
В млн (авст. шиллинги) |
1997 |
1998 |
1999 |
Итоговая сумма |
63 672 |
67 389 |
79 269 |
Вклады клиентов |
48 416 |
50 752 |
62 960 |
Кредиты |
38 417 |
41 544 |
56 596 |
Сотрудники
|
1997 |
1998 |
1999 |
Количество сотрудников |
1295 |
1254 |
1570 |
Как развивалось Ваше учреждение в последние годы, какие преобразования были осуществлены в последние 3—5 лет?
«Алльгемайне Шпаркассе Оберцстеррайх» (Общая сберегательная касса Верхней Австрии — фед. земля Австрии. — Прим. переводника) еще в 1991 году была «Алльгемайне Шпаркассе Линц» (Общей сберегательной кассой Линца — столица Верхней Австрии. — Прим. переводчика). Поэтому ее рынок (сфера влияния) ограничивался Линцом и его окрестностями. С 1991 года постепенно происходило слияние со всем районом Верхней Австрии. Тем самым рынок (сфера влияния) нашего учреждения «Алльгемайне Шпаркассе» значительно расширился. Вследствие этого возникла необходимость проведения некоторых преобразований, а также нужно было приспособиться к новым условиям и к новой организации работы нашей сберегательной кассы.
181
Это было одной из самых главных задач в период с 1991 по 1996 год, когда размер оборота предприятия возрос почти в два раза. Возникшие вследствие этого дополнительные шансы нужно было использовать соответствующим путем.
Это значит, что Вы предприняли целый ряд структурных преобразований внутри Вашей организации. Не могли бы Вы привести несколько примеров ?
Раньше мы были организованы так, что сферы ответственности распределялись по регионам. В отдельных регионах клиенты обслуживались по векселям. В последние годы нашей задачей было по-новому организовать эту ответственность за клиентов. В настоящее время у нас введена ориентация по целевым группам. То есть ответственность разделяется не по регионам, а по целевым группам.
Такая перестановка стала одним из самых значительных структурных преобразований, и мы считаем, что это также было преобразование, ориентированное на сбыт. Вследствие таких изменений в организации нашего учреждения, конечно, возникла необходимость в обучении сотрудников и повышении их квалификации. Многие сотрудники стали выполнять непривычные для себя рабочие функции. В казначействе был создан новый вид деятельности, которую раньше мы только собирались ввести, — например, торговля отечественной, иностранной валютой и ценными бумагами. Вся торговая деятельность, в том числе и дериватами (производными продуктами), а также своевременное управление рисками теперь было профессионально объединено в казначействе. В эти годы мы провели работу с общественностью с целью придать сберкассе в сознании людей другой образ.
«Старая» сберкасса была учреждением со своими устоями и обычаями, а также с большим количеством пережитков прошлого. Все эти пережитки прошлого мы постарались ликвидировать. Таким образом, мы совершили прыжок в будущее. Кроме этого, мы начали «рассеивать» административные функции. Это тоже было серьезным вмешательством в структуру нашего учреждения.
Когда мы начали «рассеивать» административные задачи, перераспределение рабочих функций еще не было таким привычным делом, как сейчас. Уже в начале 90-х годов мы возложили на собственную организацию различные функции — такие, как регистрация данных (=сбор информации), обработка жалоб, части платежного оборота (=расчетной системы). У нас появился уполномоченный по разбору жалоб, и мы участвовали в бизнесе за границей (вложили капитал за границу). Мы купили у одного банка в Праге 33% акций и, таким образом, стали работать и за границей. Конечно, это было тоже серьезным вмешательством в старые структуры сберегательной кассы.
182