Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2018

Просмотров: 12467

Скачиваний: 84

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Структура нашего предприятия была иерархичной. Было два управ­ляющих — один по техническим вопросам, другой — по коммерчес­ким. У нас был ответственный за сбыт, ответственный за сборку и установку, а также рабочие бригады.

Мы упразднили все иерархии и основали команды — в этих коман­дах больше не стало начальников, а появился глава команды. У меня как у владельца предприятия тоже есть свои задачи, которые я дол­жен сам решать, но я не являюсь начальником над своими сотрудни­ками. Раньше мы были предприятием, на котором управление осуще­ствлялось путем вмешательства в работу подчиненных, теперь на нашем предприятии управление осуществляется согласно определенным пра­вилам (как, например, существуют правила дорожного движения).

Как осуществляются эти правила? Не могли бы Вы привести приме­ры таких «правил игры» ?

Эти правила разрабатывались всем коллективом. Вот наглядный пример: когда команды сотрудничают (работают совместно), суще­ствуют «соглашения на стыке» (то есть совместные договоренности), которые, соответственно, заключают совместно два члена команд, подписывают их и скрепляют рукопожатием. Эти правила действуют до тех пор, пока не вводятся другие правила. Все правила нумеруются. Так происходит во всех командах. Это одновременно является факти­ческим справочником организации нашего предприятия.

После того как одна рабочая бригада обработала какую-либо деталь, эта деталь передается другой бригаде для осуществления следующего этапа обработки. Действуют ли Ваши «правша игры» и в этом процессе?

Да, действуют. В дополнении к этому имеется еще контроль каче­ства. Когда одна команда передает что-либо другой команде, напри­мер, металлическую обшивку для дверей, сразу же осуществляется контроль качества: верен ли размер, нет ли брака в этом изделии. То есть если деталь безупречна, другая команда принимает ее, и тогда она автоматически переходит под ответственность новой команды. Если деталь повреждена (с браком), то обговаривается, за какое наикрат­чайшее время эта деталь должна быть обработана заново.

Ответственна ли эта рабочая бригада за расходы? То есть, в случае если требуется доработка, несет ли данная бригада ответственность за все необходимые на это затраты?

Данная рабочая бригада несет ответственность не только за затраты на доработку, но и за все дальнейшие затраты. Во-первых, это аренда цеха: каждая команда, работающая в какой-либо части цеха, платит арендную плату, платит за станки, команда ответственна за израсхо­дованную электроэнергию, за заработную плату своих членов, за пре­мии, — за все, на что требуются денежные затраты. На одном конце

173


шкалы стоят затраты, на другом — прибыль. Раз в год проводится планирование, мы планируем всегда на двенадцать месяцев вперед, то есть когда один месяц проходит, идет планирование еще на один месяц. Один раз в год планируются инвестиции и составляются уча­ствующие рабочие бригады. В остальном рабочие бригады ответствен­ны за все расходы на производственный и расходный материал. У нас есть также «копилка качества», в которую мы кладем определенную сумму денег. Если возникают какие-либо претензии к качеству това­ра, берутся деньги из этой «копилки качества». Оставшееся содержи­мое этой «копилки» потом делится на двенадцать и в конце каждого месяца выдается в качестве премии рабочим бригадам.

Получается, что эти самоуправляемые команды несут ответствен­ность и за качество и реализовывают принципы ОКТ (Общего Контроля Качества). От каждой рабочей бригады требуется передавать только качественные товары, а от следующей команды, получающей товар, тре­буется принимать только качественный товар. Это так?

Да, можно сказать и так. К этому еще можно добавить следующее: вообще-то, мы руководствуемся не ОКТ, а своей системой гарантии качества при передаче товара, при этой «стыковке» двух бригад. Но решающим является то, что наши рабочие бригады сначала определя­ют, чего они должны достичь и за что они отвечают. На многих пред­приятиях, на которых управление осуществляется путем вмешатель­ства в работу подчиненных, люди должны делать то, что сказал мастер (наставник). У нас же команды сначала определяют свою работу и ответственность. У каждой команды есть свои рабочие журналы, в которые заносятся вся действия, за которые данная команда ответ­ственна. Например, когда в команду приходит новый сотрудник, сна­чала ему дают этот рабочий журнал, чтобы он его прочитал и понял, за какие действия он несет ответственность. В этом журнале подробно описываются те работы, которые входят в компетенцию данной рабо­чей бригады.

Как я понимаю, рабочая бригада сама решает, кто какие задачи внут­ри бригады выполняет ?

Да, это так. Ведь у всех членов бригады разная квалификация. По­этому некоторые сотрудники ответственны только за одну область работы, другие — специализируются на нескольких рабочих областях. Сотрудник, имеющий более высокую квалификацию, получает и боль­шую почасовую зарплату. Если, например, глава команды владеет всеми рабочими функциями и выполняет все рабочие задачи, то у него са­мая высокая почасовая зарплата. Но у нас есть и сотрудники, выпол­няющие только один вид работы, — они получают самую низкую почасовую зарплату.

174


Получает ли команда помимо почасовой зарплаты и часть прибыли от успешной работы предприятия?

Да, причем сотрудники участвуют исключительно в итоговой при­были предприятия.

Как все это рассчитывается? Делится ли, например, «итоговая сум­ма» на двадцать равных частей, если имеется двадцать команд, или тут есть различия?

На нашем предприятии занято 13 рабочих бригад. Здесь нужно различать, какая это команда: команда, ответственная за сбыт, или производственная команда. Команды, занимающиеся сбытом, ответ­ственны за процесс (в этих командах мы мыслим исключительно процессами), а также за затраты, на одном краю шкалы стоят затра­ты, на другом — оборот. Для оборота нам нужна определенная доля покрытия издержек. Все, что остается после погашения издержек, и есть «итоговая сумма». Она распределяется между предприятием и рабочей бригадой по согласованной заранее схеме. Внутри рабочей бригады эти деньги делятся по количеству человек, входящих в со­став бригады.

Это значит, что при распределении «итоговой суммы» не учитывает­ся разница в квалификации ?

Разница в квалификации учитывается при выплате зарплаты. При распределении «итоговой суммы» все равны.

Вы сказали, что эта система была введена в 1996 году. Сколько вре­мени понадобилось, чтобы эта система более-менее заработала.

Мы начали 15 апреля 1996 года с 30%, а в январе 1997 года мы достигли 100%. Этот год был очень удачным, но проблемы были и есть всегда. Нужно постоянно следить за тем, чтобы не вернуться к старой системе. Подобные возвраты к старому случаются даже сейчас, но они минимальны. Проблемы возникают не со «старыми сотрудниками», то есть не с теми, кто работал на предприятии в период осуществле­ния преобразований, а с сотрудниками-новичками. Они ничего не понимают в этой системе и считают ее слишком сложной и обреме­нительной. Нужно много потрудиться, чтобы эти сотрудники подня­лись до того уровня, на котором сейчас стоит наше предприятие. С одной стороны, они должны понимать эту систему, с другой сторо­ны, им нужно научиться правильно обращаться с этой системой. Наш самый главный принцип — личная ответственность. Все хотят быть ответственными за что-нибудь, но мало кто умеет этой ответственно­стью правильно пользоваться.

Пользовались ли Вы помощью внештатных консультантов при введе­нии этой новой системы ?

175


Да, у нас на предприятии есть такой консультант. Нас два управля­ющих, два собственника. Консультант и те сотрудники, которые, как мы считаем, принимают активное участие в процессе работы. Вместе с этими и некоторыми другими сотрудниками мы запустили это про­ект.

Насколько Вам помогло сотрудничество с внештатным консультан­том предприятия ?

Оно нам очень помогло. Я и мой брат вступили во владение этого предприятия, переданного нам нашим отцом, в 1984 году; с тех пор мы пользовались помощью нескольких консультантов, по-моему, че­тырех или пяти. Их помощь мы оценивали по-разному. Но еще никог­да у нас не было консультанта, который бы умел так ясно мыслить и который бы столько принес для нашего предприятия, как данный консультант (сотрудничавший с нами в этом проекте).

Могли бы Вы себе представить осуществление всех этих преобразова­ний без посторонней помощи ?

С 1994 года мы с братом очень интенсивно занимаемся организа­циями, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью, мы прочитали почти всю литературу по этой теме, мы слушали доклады и старались собрать всю информацию, которую толь­ко могли достать. На одном из докладов мы и познакомились с этим консультантом. Но вернемся к Вашему вопросу — без внештатного консультанта мы бы одни точно не справились, потому что то и дело происходят возвраты к старому. Я считаю, что я достаточно быстро все «схватываю». И все же я снова и снова возвращался к старым мето­дам мышления. Никогда не нужно забывать, что руководитель никог­да не видит недостатков на своем предприятия и не понимает, какие вообще существуют возможности, чтобы что-то изменить. Внештат­ный консультант постоянно повторял: Вам только нужно убрать весь мусор из-под ног (расчистить себе дорогу), а потом все пойдет само собой. А потом он показал нам, как нужно убрать весь этот «мусор», который мы и не замечали. Я хотел ввести эту систему и на нашем втором предприятии. Несмотря на то что мы уже знали эту систему и работали с ней на этом предприятии уже полтора года, без консуль­танта у нас бы ничего не получилось.

Верно ли, что Вы изменили как «жесткие» факторы — структуру предприятия, в которой больше не стало иерархий, а появились рабочие бригады, так и «мягкие факторы» ? То есть изменили способы и методы сотрудничества ведь у Вас теперь работают инициативные сотруд­ники с предпринимательским мышлением.

В любом случае я чувствую ответственность за своих сотрудников, на нашем предприятии нет ни рабочих, ни служащих, у нас есть только

176


компаньоны — «совладельцы предприятия». Сегодня я очень рад тому, что наши сотрудники инициативны, что им присуще предпринима­тельское мышление, ведь, таким образом, они сами принимают ре­шения. Мне не нужно теперь все решать самому. Раньше мы с братом работали очень интенсивно, потому что считали, что нам необходимо создать, по возможности, такое предприятие, каким мы себе его пред­ставляли. Мы ставили себе очень высокую планку, и наши старания закончились плачевно из-за иерархичной структуры предприятия. Мы считали, что на каждого принимаемого на работу сотрудника нам нужно как можно больше давить. Сегодня нам уже не приходится ока­зывать давление на сотрудников, потому что образовался огромный вакуум.

В нашей отрасли отделочных строительных работ мы сильно изме­нили сроки доставки. Раньше люди нам звонили, заказывали проти­вопожарную дверь, и потом мы расставляли всех клиентов в хроноло­гическом порядке (выполняли все заказы по порядку). Срок доставки составлял тогда четыре, пять и даже иногда шесть недель, в зависи­мости от времени года. Сегодня у нас срок доставки в любое время года составляет 36 часов. Мы можем доставить уже готовые двери в течение этого времени. Вместе с транспортировкой и установкой дверь будет на месте через неделю. Раньше это казалось просто невероятным. Теперь производственная мощность у нас в разное время может варь­ироваться — мы работаем тогда, когда у нас есть заказы, и работаем столько, сколько нужно, чтобы выполнить заказы. Пределы измене­ния нашей производственной мощности колеблются в диапазоне 100%.

Теперь Вы уже рассчитываете рабочее время не по неделям, а по годам, если не по векам, это так?

У нас нет такого понятия, как дневное или недельное рабочее вре­мя. Мы рассчитываем рабочее время по годам — оно установлено в пределах 1800 и 2000 часов, на оставшуюся производственную мощ­ность мы «закупаем» сотрудников из других фирм: мы заключили со­глашения с некоторыми лизинговыми фирмами, которые постоянно присылают к нам на работу одних и тех же людей — они работают у нас некоторое время, в зависимости от того, сколько у нас на дан­ный момент заказов.

Если у наших сотрудников мало работы, то они могут идти домой в середине рабочего дня или во второй половине дня. Сотрудники не могут уходить домой по отдельности, только рабочая бригада в пол­ном составе может это сделать. Это решается внутри бригады.

Наверняка в самом начале у Вас были некоторые сложности, связан­ные с этой новой системой. Вы сказали, что сегодня есть проблемы с сотрудниками-новичками. Разработали ли Вы какую-либо систему обу-

177