Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12464
Скачиваний: 84
прежде всего, промашка руководства. Поэтому очень важно создать команду из сильных, авторитетных руководителей, которые бы не застревали в повседневной рутинной работе, а обладали бы достаточно хорошей интуицией, чтобы чувствовать, пустили ли корни на предприятии те преобразования, которые были предприняты.
Во-вторых, я сам занимаюсь тем, что раз в квартал провожу информационную беседу с руководящими кадрами предприятия. Все преобразования, а также их статус на сегодняшний день подробно обсуждаются. Я возлагаю большие надежды на эти руководящие кадры, которые должны уделять 10—15% своего рабочего времени осуществлению преобразований. Кроме того, уже в течение полугода у нас существуют «компетентные центры». Эти центры, которых на данный момент семь, ответственны за совершенно определенные темы. Члены этих центров набираются из членов руководящих кадров, но не.из членов высшего руководства. Мы хотим привлечь к этому молодых руководителей. Они должны учится тому, чтобы не только выполнять свою повседневную работу, но и находить время для решения важных стратегических вопросов и проектов. Таким образом, люди учатся брать на себя ответственность. Эти компетентные центры я считаю очень важной инновацией. Каждый квартал проводятся мероприятия, где в присутствии высшего руководства главы этих компетентных центров докладывают о статусе соответствующих проектов (как они развиваются). При этом участие на таких мероприятиях принимают 15 человек. Обсуждается следующее: какие возникли трудности, принимает ли, по мнению членов компетентных центров, высшее руководство соответствующие «импульсы» и идеи, и наоборот, как проходит сотрудничество членов высшего руководства в рамках компетентных центров. Наши компетентные центры еще очень молоды. Я ожидаю появления существенных импульсов, идей, над которыми мы раньше работали в узком кругу высшего руководства. Мы расширили руководящие кадры, и теперь круг лиц из примерно пятнадцати человек учится быстро генерировать идеи, поддерживать готовность сотрудников предприятия к преобразованиям и следить за тем, чтобы осуществленные преобразования не зашли в тупик, а «укоренились» на предприятии.
Назовите, пожалуйста, какую-нибудь конкретную тему, над которой работает компетентный центр.
Их несколько. Каждый компетентный центр получает в начале года от импульс-групп на выбор несколько тем. Можно выбрать одну тему из трех тем, которые, по мнению импульс-группы, являются стратегически важными для деятельности предприятия в последующие месяцы или годы.
Например, одна тема связана с продажей (реализацией), она называется «Сбыт и маркетинг». У нас на предприятии осуществляется
192
обычная продажа (реализация) товаров в ее классическом понимании, а именно обслуживание клиентов. Но все, что стоит за пределами этого узкого понятия, — связь с общественностью, регулирование продаж, постановка целей — еще почти не развито. В этой связи компетентный центр получил задание искать новые методы и пути лучшей организации основной бухгалтерии, обслуживания постоянных и новых клиентов, регулирования продаж, маркетинга, мероприятий для клиентов и т. д. В оперативной производственной сфере есть тоже много проектов, как, например, введение штрихового кода, отправка грузов без сопроводительных документов, основа для индустриализации транспортно-экспедиторской деятельности. Как может фирма, учрежденная в Линце, Хершинге, Вене, Граце, Клагенфурте и имеющая свое представительство в Зальцбурге, создать сеть логистики одинакового качества для всех фирм?
Задача другого компетентного центра — следить за потоком информации. Кто кого информирует, как часто, кто и как часто получает те или другие данные. Это очень щекотливая тема.
Если бы у Вас была возможность осуществить одну свою заветную мечту— что бы Вы пожелали для Вашего предприятия?
Я пожелал бы, чтобы будущее третье поколение — а мои дети обязательно придут на предприятие — успешно бы решало все задачи в совместной работе с передовым, «боеспособным» высшим руководством. Я думаю, что в высшее руководство должно войти как минимум два человека, не являющиеся членами моей семьи, и один член семьи. Я хотел бы, чтобы наше предприятие было вхоже в разнообразные объединения, союзы и общества Европы и сотрудничало с ними. У нас должно быть несколько «опор». Очень важно, чтобы с одной стороны, наше предприятие оставалось независимым, а с другой стороны, входило бы в европейские альянсы, имея при этом соответствующие обязанности. Если бы я мог вернуться в возраст 20—3.0 лет, я бы постарался добиться этой цели в последующие тридцать лет. Но так как это невозможно, я хотел бы, чтобы мои последователи смогли успешно решить эту задачу. Наша фирма, на которой заняты около 800 сотрудников и которая имеет оборот примерно в 2 млрд, является типичным средним австрийским предприятием. Как сохранить независимость фирмы и в тоже время «прорубить окно в Европу» — этот вопрос пока остается открытым. Это задача будущего. И я думаю, она будет успешно решена. «Давид против Голиафа» — мы должны выучить правила этой игры.
Благодарю за интервью.
Интервью с господином доктором наук Эрхардом Шашлем
Генеральный директор и председатель правления
Название фирмы
Винербергер Бауштоффиндустри АГ
Адрес
Винебергштрасе 7 А-1100 Вена
Вид деятельности
Строительные материалы
Экономические данные
В млн (авст. шиллинги) |
1997 |
1998 |
1999 |
Оборот |
15 325 |
15 732 |
18 405 |
Итоговая сумма |
22 228 |
27 969 |
32 251 |
Итог перед выплатой налогов |
1395 |
1603 |
1716 |
Сотрудники
|
1997 |
1998 |
1999 |
Количество сотрудников |
7575 |
7988 |
10 374 |
Как развивалось Ваше предприятие в последние годы ?
Оно развивалось вширь. Последние 14 лет 180-летней истории фирмы «Винербергер» представляли собой период интернационализации и расширения. Мы увеличили свой оборот в десять раз, EGT — в 22 раза, а биржевую стоимость повысили до пункта (фактора) 27. При этом промышленная сторона нашей деятельности выглядит так: мы увеличили число фабрик с 11 до 212. Только в прошлом году у нас прибавилось 60 фабрик, часть из которых были куплены, часть — построены. В 1999 и 2000 годах мы взяли на себя управление (приобрели контрольный пакет акций) трех крупных предприятий по производству кирпича (кирпичных заводов) в США и, тем самым, заняли второе место после предприятия, занимающего ведущие позиции на крупнейшем рынке кирпичей в мире. Таким образом, это был период чрезвычайно бурного развития и расширения нашей фирмы.
194
Как Вы думаете: будет ли продолжаться это расширение и в последующие годы или же наступит период сохранения достигнутого ?
Это расширение будет продолжаться и в последующие годы, потому что мы считаем, что рост это очень важный процесс, даже если и нам придется столкнуться с некой «перестановкой», переоценкой ценностей. Выбор между «хорошо» или «много» будет делаться в пользу «хорошо». То есть качественный компонент будет иметь большее значение, чем количественный. Теперь на одной чаше весов будет качество, на другой — количество. В этом смысле у нас еще есть большие возможности для расширения деятельности фирмы в Восточной Европе, в Южной Европе и в США.
Наверняка с описанными Вами событиями были связаны многочисленные преобразования в структурах и стратегиях предприятия. Ведь превращение предприятия из национального в интернациональное, в игрока на мировой арене, реально осуществимо, только если это предприятие готово к проведению больших преобразований. Так ли это ?
Да, конечно. У нас было два вида преобразований. Первый вид — это вынужденные преобразования, то есть те, без которых в определенный момент было уже не обойтись, так как результаты деятельности предприятия не были удовлетворительны. В настоящее время у нас на фирме преобладает второй вид преобразований — «про-активные» преобразования (которые предпринимаются для достижения в будущем высоких результатов в работе предприятия). Мы сейчас проводим наступательные, атакующие, «аргессивные» преобразования.
Что вы, как топ-менеджер, связываете с понятием «преобразования»? Какие у Вас возникают ассоциации с этим понятием ?
Самые положительные ассоциации. Ведь без преобразований не будет никакого развития, созидания, а индустрия означает для меня создание ценностей.
На первом этапе — в первые шесть лет моей работы на фирме «Винербергер» — был предпринят целый ряд преобразований, шедшие под девизом «Санация (=реорганизация) и минимизация расходов)». Основываясь на этом, мы разработали наши долгосрочные цели. На базе этих целей мы активно осуществляли преобразования в течение 14 из 20 лет, которые я возглавлял предприятие. Но я думаю, что термин «преобразования» здесь не совсем точен. Это был, скорее, период созидания — созидания ценностей. Мы основали это создание ценностей: это была целая цепочка, состоящая из таких звеньев, как долгосрочные цели, стратегии и инструменты управления. Дело в том, что планы, конечно, важны, но гораздо важнее результаты. Мы являемся предприятием, на котором менеджмент осуществляется в соответствии с разработанными стратегиями, осуществляет стратегии и приносит результаты.
195
Что послужило толчком к осуществлению преобразований, сыгравших такую большую роль в жизни предприятия?
Сначала толчком послужила вынужденная, крайняя ситуация (бедственное положение) — когда мы терпели убытки и были недостаточно сильны в конкурентной борьбе. На первом этапе мы устранили наши слабые места, то есть пробелы в работе, на втором этапе — старались укрепить сильные стороны и создать потенциалы для будущей работы.
То есть вначале Вы действовали «ре-актив», то есть проводили вынужденные преобразования, а сегодня предпринимаемые Вами меры носят, скорее, «про-активный» характер, заключающийся в умении предупредить развитие рынков ?
Да, Вы совершенно правы.
Описанный Вами процесс серьезных преобразований не может быть осуществлен небольшой группой сотрудников — для этого нужен широкий круг людей. Как Вы добились того, чтобы в этом процессе участвовали все сотрудники, в том числе и скептически настроенные?
На первом этапе, когда я вступил в предприятие, я все проанализировал и понял, чтобы «широкий круг людей» осознал существующие проблемы. Это была начальная фаза оборонительной стратегии. Я, как новичок, взвесил все сильные и слабые стороны и организовал форум — Винербергский Парламент. В то время, около двадцати лет назад, в Австрии был введен рабочий контроль (=участие рабочих и служащих в управлении предприятием), что вызывало ужас у многих менеджеров и предпринимателей. Я тогда сказал, что если для нас это является проблемой, то мы можем ввести рабочий контроль не в наблюдательном совете (акционерного общества), а в этом Винербергс-ком Парламенте. Он заседал каждую субботу и был доступен для всех сотрудников и советов председателей рабочих и служащих — здесь они могли открыто высказывать свои мнения и совместно принимать решения. Я тоже выступил со своими предложениями. Потом мое выступление начали обсуждать — и эффект был поразителен: реакция членов Парламента была такова: «Господин Доктор! Нужно что-то делать, так больше продолжаться не может!»
Это и было начало необходимого в то время процесса преобразований.
То есть инициативы исходили и от сотрудников?
Со своей достаточно критической позиции, я понял, что этот Винербергский Парламент единодушно выразил желание и готовность проводить преобразования. Таким образом, козыри снова были у меня в руках. Тогда я внес свои предложения по поводу предстоящих преобразований, и они были приняты. И в тот самый момент вместо
196