Файл: Фрайлингер К., Фишер И. Управление изменениями в организации - 2002.doc
Добавлен: 23.10.2018
Просмотров: 12446
Скачиваний: 84
тельности и нерешительности. Многие динамичные по виду молодые люди изо всех сил стараться поддержать свой имидж активных деятелей, но в реальности никаких сдвигов для предприятия это не приносит.
Политические импульсы имели место и в недалеком прошлом. Причем это не всегда глобальные политические импульсы. Зачастую некоторые «славные» «политики» внутри предприятия добиваются реорганизации предприятия путем смены сотрудников. Политика и психология всегда переплетаются. Тот факт, что человек у руля не только задает тон своим мышлением и мировоззрением, но и оказывает влияние на культуру, долгое время недооценивалось психологией организации. Конечно, при этом нельзя утверждать, что мужчина или женщина, стоящая во главе предприятия, решает судьбу предприятия. Это всегда зависит от того, удалось ли руководителю завоевать авторитет сотрудников. Если удалось, то его личное влияние приносит большой эффект. Как показало наше исследование, крупные предприятия явно определяют политику отдельных регионов, стран, земельных и глобальных объединений. При этом официальная политика все больше отходит на задний план. Но подобный перевес еще не настолько явен, чтобы любому человеку с улицы сразу становилось понятно, что в данный момент происходит за кулисами предприятия. Возможно, это и к лучшему, потому что не все люди исходят из того, что все должно делаться честным путем. При том, что аферы последних лет бросают тень на политику, для руководителей предприятий это не имеет большого значения. Прогнозы показывают, что влияние мировых концернов на развитие всего мира в следующие пять-десять лет превысит возможности политиков, особенно в тех случаях, если политикам не удастся выйти за пределы сроков, на которые они были избраны. Ведь цикл экономики составляет не четыре или шесть лет. В экономике необходимо все планировать на несколько лет вперед, выходя далеко за рамки этого периода. Если бы общество — как, впрочем, и сотрудники многих предприятий — понимали реальные тенденции развития и если бы личное участие каждого отдельного сотрудника в жизни предприятия ставилось во главу угла, то на многих предприятиях было бы легче осуществлять запланированные преобразования — все делалось бы осмысленно и целесообразно.
Вопрос 6
Какие ассоциации у Вас как у руководителя вызывает понятие «преобразования» ?
Мы хотели в ответ на этот и следующий вопрос получить только личные взгляды и оценки интервьюируемых, и вот, что мы услышали.
242
Ассоциации были такими:
-
Активно организовать процессы
-
Быть инициатором преобразований
-
Все хорошо обдумать, раскрыть свои творческие способности
-
От познаний, накопленного опыта к развитию
-
Поддерживать процессы
-
От информации к коммуникации
-
Изменить мышление
-
Осуществить преобразования
-
Разъяснять
10. Что-то делать, быть активным.
Диапазон ответов очень широк, все ответы очень разные. Но можно было сделать и по-другому: можно было обобщить все ответы.
Таблица 18
|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЫЛЫ В АССОЦИАЦИЯХ |
1. |
Преобразования ассоциируются с авторитетными личностями: 3. — 4. — 7. — 8. -9. |
2. |
Преобразования ассоциируются с динамикой и дисциплиной: 1. — 4. — 6. — 8. - 10. |
3. |
Преобразования ассоциируются с чем-то конкретным: 1. — 4. — 6. — 7. — 9. - 9. - 10. |
4. |
Преобразования ассоциируются с мотивацией: 2. — 3. — 5. — 7. — 9. — 10. |
Личность
Рис. 18. От психологии к преобразованиям
Совершенно ясно, что центром представлений (взглядов) наших собеседников был человек. В этом отражается западноевропейское мышление, согласно которому разумные действия являются следствием познания, накопленного опыта. Конечно, этот принцип по-прежнему остается прагматичным и полезным принципом. К сожалению, он соответствует во взятых интервью тому, как сами опрашиваемые рассматривают возможности осуществления преобразований. Это феномен мы часто в последнее время наблюдаем на проводимых семинарах с руководящими работниками. Люди знают правила, но не признают
243
их лично для себя, то есть люди не готовы применить их по отношению к себе: они предоставляют это другим.
Вопрос 7
Такой достаточно личный вопрос, как: «Какое значение имеют преобразования лично для Вас?» вызвал в некоторых интервьюируемых бурю эмоций. Но были и такие ответы: преобразования не могут иметь какого-либо отношения лично для человека, так как преобразования — понятие далеко не личное. Подобные ответы, конечно, интересны с позиций психологии, но это уже совсем другой разговор.
Все без исключения ответы были «позитивные» и исчерпывающими:
-
постоянная полемика с окружающим миром
-
постоянная полемика с собой
-
учиться мыслить по-другому
-
сотрудничать, быть вместе с очень разными людьми
-
получить возможность создать что-то новое
-
приятные, радостные чувства
-
чувство грусти и сожаления, когда надо с чем-то расставаться
-
чувства страха и оцепенения
-
осознание того, что нужно сделать
-
совершить что-то, что сделает жизнь лучше
-
быть востребованным
Все приведенные к общему знаменателю ответы — за малым исключением — были со знаком «+». ТО, что люди испытывают чувство «грусти и сожаления», — важный аспект, которого не может не быть. Надо понимать, что при осуществлении преобразований людям труднее всего расстаться именно с чем-то давно привычным и знакомым. И это происходит не только из-за неуверенности перед будущем. Люди начинают проявлять упрямство — и именно из-за этого многие преобразования так и остаются неосуществленными. Наша практика показывает, что таких людей — испытывающих чувство страха и неуверенности перед любыми переменами — пока больше, чем деятельных, активных и готовых к преобразованиям сотрудников и руководителей.
Вопрос 8
Совершенно иная картина была в ответах на этот вопрос. Мы хотели узнать, кто или какие группы людей были привлечены к проведению официальных проектов преобразований. «Какие группы людей и в какой степени участвовали в осуществлении процессов преобразований на Вашем предприятии ?»
Ответы нас разочаровали. Их диапазон был таков: от «только наше высшее руководство» до «мы привлекаем к этому и наших клиентов».
Что является правилом? Когда к работе привлечен определенный круг лиц, предприниматели уделяют большое внимание тому, чтобы
244
как можно меньше было разговоров и как можно быстрей люди приступали к действию. Для этого набираются опытные сотрудники и руководящие работники и проверяется их интеллектуальный уровень — чтобы такие люди смогли сделать что-то разумное. В организационном плане такие сферы, как «Контроллинг (=организационное управление производством), «Организационные работы», «Стратегия» — призваны обдумывать все действия. Именно работники руководящих уровней осуществляют объединение оперативных дел с руководящими интересами предприятия (например, второй или третий уровень).
Только в редких случаях предприятия пользовались помощью внештатных консультантов по менеджменту, так как руководство хотело вовлечь в работу над осуществлением преобразований как можно больше групп (бригад) и подразделений собственных предприятий. Только один раз был назван совет предприятия, который был с самого начала подключен к работе.
Еще в двух случаях имело место привлечение к работе клиентов, которым была дана возможность принять участие в процессах преобразований по личному, индивидуальному плану, в форме рабочих групп (=семинаров) и/или путем их опроса.
Вопрос 9
Что мешало и что способствовало проведению преобразований на Вашем предприятии ?
Нам стало очевидным, что препятствия зависят в большой степени от культуры предприятия, и поэтому все они очень разные.
Опрашиваемые говорили, что препятствиями были психологические факторы, выражавшиеся в инертности сотрудников вплоть до упрямства и твердолобости. Специалисты по повышению квалификации кадров по этому поводу сказали, что это связано и с уровнем образования. Также влияние местности играет определенную роль: в провинции взгляды людей более консервативные, более склонные к упрямству и твердолобости. Также все опрошенные сошлись в том, что всеобщий страх и неуверенность, связанные с преобразованиями, тоже оказывают немалое влияние на ход преобразований.
Определенным препятствием может быть, конечно, и специфика внутренней культуры. В одном случае это были очень странные (своеобразные) представления некоторых участников, в другом случае — разобщенность членов правления и недостаточная непрерывность работы правления. Один опрошенный говорил о внесенных из общества в компанию нытье, брюзжании и критиканстве, выражавшихся в пассивности и сопротивлении сотрудников. На некоторых предприятиях препятствием было и то, что слишком много людей и, тем самым, слишком много интересов было задействовано, особенно сложно было в том случае, если действует такое правило, что ожидания и интересы
245
всех групп участников должны быть оправданы и удовлетворены. И наконец, главной помехой разумных преобразований была отчасти нелепо выраженная форма концепции производства в терминах издержек.
Аспекты, стимулирующие и способствующие преобразованиям, также были разнообразны. Открытое общение, связь с сотрудниками, разумеется, является хорошей подготовкой почвы для осуществления преобразований. Говорилось об открытом, регулярном и всеобъемлющем информировании сотрудников о жизни предприятия. Все осознают важность этого, но, как ни странно, мало кто применяет на практике своевременное информирование всех сотрудников об экономической ситуации на предприятии. Спрашивается, как может сотрудник активно работать во благо предприятия или даже идентифицировать себя с ним, если он не знает во имя чего, за что и для чего он должен работать.
Конечно, случались в рамках интервью и противоположные примеры. Когда, например, для организации характерна ярко выраженная склонность к неумению вовремя увидеть, а уж тем более назвать проблемы. Был приведен такой пример: только тогда, когда на предприятии возникла текучесть кадров совершенно немыслимого размаха, руководство задумалось, «что бы это значило», что за этим стоит. Отсутствие у руководства и сотрудников предприятия культуры вести спор тоже является большим недостатком, когда речь идет об активных преобразованиях.
Прекрасным стимулом к осуществлению преобразований является четкая позиция правления, а также то, что само руководство подает пример, как нужно действовать. Преимуществом в этом вопросе является и то, что сотрудникам предоставляются определенные шансы что-то предпринять, дается свобода действий, царит атмосфера доверия.
Вопрос 10
Предложения о проведении преобразований исходят преимущественно сверху — в этом вопросе все опрошенные сошлись на одном мнении (От кого первоначально исходят предложения о проведении преобразований?).
Разумеется, на каждом предприятии существует какой-то порядок внесения предложений (это необходимо для усовершенствования деятельности предприятия). Но что это принесет, если подчиненные боятся донести свои идеи и замыслы до руководства, потому что думают, что они будут выглядеть при этом перед руководством в невыгодном свете. На предприятиях обходятся тем, что менеджмент согласования целей постепенно применяется для генерирования идей и претворения этих идей в жизнь.
246