Файл: РГР СЭВИТ Тоффлер.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.07.2019

Просмотров: 389

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет»


Кафедра «Прикладная математика и фундаментальная информатика»


Специальность 010300.65 «Фундаментальная информатика и информационные технологии»






РАСЧЁТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА


по дисциплине «Социальные и этические вопросы информационных технологий»

на тему: Основные положения работы Тоффлера «Третья волна»






Руководитель работы:

Ефимова Е.Ш.

___________________


Разработал студент:

Ермаков Н.А.

___________________

(подпись)

Оценка___________




Омск 2015




Реферат

Отчет 16 с. 1 таблица, 4 используемых источника.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА, ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ЭВОЛЮЦИЯ, СОЦИАОЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Объектом расчетно-графической работы является труд Элвина Тоффлера: Третья волна.

Целью расчетно-графической работы является описание основных положений изложенных в труде Тоффлера Э.

Задачи расчетно-графической работы:

- рассмотрение основных положения постиндустриального общества предложенные Э. Тоффлером;

В процессе выполнения расчетно-графической работы были использованы следующие методы: использование литературных и электронных источников по темам: «Основные положения третьей волны Э. Тоффлера», «Суть теории волн Э. Тоффлера» анализ выполненной работы.








Введение


В основании прогрессивной технологии, отмечают футурологи, лежит знание, прежде всего научное. Богатство создается людьми. Человеческий капитал – важнейший ресурс постиндустриального общества. Квалификация, компетентность и специальное знание базируются на образовании. В широком смысле образование есть накопление индивидом информации и практического опыта. В ин­формационной экономике хозяйственная деятельность – это глав­ным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства.

1 Новый век


Стремлением выразить сущность нового "информационного" века объясняется появление множества его определений. Дж.Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе, Р.Дарендорф – о посткапита­листическом, А.Этциони – о постмодернистском, К.Боулдинг – о постцивилизованном, Г.Кан – о постэкономическом, С.Алстром – о постпротестантском, Р.Сейденберг – о постисторическом. Р.Барнет вносит в этот калейдоскоп прагматическую ноту, предлагая термин "постнефтяное общество". Большинство перечисленных определений восходит к понятию "постиндустриальное общество", популяризованному гарвардским социологом Д.Беллом, тем не менее в каждом присутствует представление об эволюции и все большем усложнении информационной и коммуникационной среды.

2 Доиндустриальное общество


Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности – земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

3 Индустриальное общество


Общество, сформировавшееся в процессе и результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений технико-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества. Оказало существенное влияние на структуру экономики, производства, потребления, занятости.


4 Причины появления постиндустриального общества




Следует отметить, что среди исследователей нет единой точки зрения на причины появления постиндустриального общества.

Разработчики постиндустриальной теории указывают следующие причины:

Усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве.

Современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень.

Благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества.

Люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги.

Повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение.

5 Постиндустриальное общество


Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество»

Сторонники теории информационного общества считают, что это общество характеризуется процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации – демократизация, вместо концентрации – разукрупнение, вместо стандартизации – индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, а юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. В отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе они ничего не производят. Вместо этого они передают свои знания другим или используют их для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Как уже говорилось, в обществах прошлого первые технические новшества принесли с собой поразительные перемены. Что произойдет с нашей культурой? Возможно, будущие социологи-аналитики будут говорить о нынешних изменениях как о четвертой революции. Часто называемая информационной революцией, она базируется на технологиях обработки информации. В частности, компьютерный чип — это изобретение, которое трансформирует общество, а вместе с ним и наши социальные отношения. Список перемен, обусловленных этим техническим достижением, практически бесконечен.


6 Элвин Тоффлер


Элвин Тоффлер – один из крупнейших американских писателей и футурологов, известный своими работами о цифровой революции, информационной революции и технологическом перевороте. Был редактором популярного журнала Fortune и его первая книга была посвящена развитию технологий и их влиянию на общество. Затем он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения. Содержание последней работы Э. Тоффлера относится к возросшей в XXI веке мощи военных технологий, оружия, тактико-стратегического планирования и капитализма.

7 «Третья волна», как книга


«Третья волна» – книга Элвина Тоффлера, это книга для тех, кто думает, что человеческая история еще очень далека от своего конца, что она только началась. В книге выделяются три основных стадии (волны) развития человечества – аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Волна у Тоффлера – это рывок в науке и технике, который приводит к глубинным сдвигам в жизни общества. Таким рывком для первой волны стало внедрение сельского хозяйства, для второй волны – промышленный переворот. Волна «прокатывается» постепенно, одновременно на планете существуют все три стадии. Периоды между волнами постепенно сокращаются: тысячелетия для первой волны, 300 лет для второй. Третья волна, по оценке Тоффлера, полностью сменит вторую к 2025 году. В своей книги Тоффлер выделяет характерные признаки общества и сравнивает их в различные моменты времени. Таблица 1.



Сфера

Признак

Первая волна

Вторая волна

Третья волна

Техносфера

Источники энергии

Мышечная сила, солнце, ветер, вода. Восстановимые. Много источников. Источники распределены.

Ископаемое топливо.
Невосстановимые.
Немного источников.
Источники сконцентрированы.

Солнце, ветер, вода, геотермальная энергия.
Восстановимые.
Много источников.
Источники распределены.
Большая экологичность.

Производство

Штучное, индивидуальное.
Для собственного потребления.

Массовое.
Разделение на производителя и потребителя

Мелкосерийное, демассифицированное, производство "на заказ"
"Умные" технологии
Развитие производства для себя.
Экстернализация стоимости труда

Система распределения

Индивидуальное

Массовая торговля.
Мировой рынок.
Возрастающая сложность экономических связей

Изменение роли рынка и массовой торговли под действием развития производства для себя






Сфера

Признак

Первая волна

Вторая волна

Третья волна

Социосфера

Семья

Большая семья

Нуклеарная семья

Разнообразие типов семьи

Образование

Преимущественно домашнее.

Массовое обучение

Возрастание необходимости индивидуализации образования, увеличение роли домашнего образования

Форма организации бизнеса

Индивидуальная. Товарищество.

Корпорация.

Изменённые корпорации с разнообразными целями.

Искусство

Рассчитано на обслуживание элиты.

Массовое.

Дестандартизация и демассификация.

Инфосфера

Связь и обмен информацией

Доступность для элиты.

Массовая доступность.

Демассифицированные специализированные СМИ.
Упрощённое производство информации потребителем.
Широкое применение средств связи в бизнесе