ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.07.2019
Просмотров: 1478
Скачиваний: 5
1. Зарождение и история административного права России.
Камералистика – это наука с которой началось зарождение административного права. Эта наука возникла в 17 веке в Австрии и Германии. Камералистика (от латинского «камера» означает «казна») – это наука о финансах, экономике, хозяйстве. В германской экономической литературе означала совокупность административных и хозяйственных знаний по ведению камерального, в узком смысле слова дворцового, а широком — государственного хозяйства. Так называемая старая камералистика. Своё наименование камералистика получила от камеральных управлений, создававшихся в средние века князьями, герцогами и королями, имевшими значительное собственное хозяйство. Камеральная наука управления выработала свой инструментарий изучения управления, его структурную организацию и процесс совершенствования. На созданных этим учением и этой наукой основах базировалась зарождающаяся наука административного права 19 века. Камеральными науками назывался специальный цикл административных и экономических дисциплин. Король Пруссии Фридрих Вильгельм 1 учредил в Халле и во Франкфурте-на-Одере первые кафедры камералистики. С её введением в университетское образование молодая наука получила дальнейшее развитие и распространила свой предмет изучения на все связанные с государственной политикой важнейшие дисциплины, особенно на экономическую, политическую, полицейскую науку, науку о финансах, аграрную науку, мануфактурное дело и горное строительство (она получила название «новой камералистики»). Значение этого учения стало таким, что уже вскоре были образованы кафедры камеральной науки и в других университетах Европы (например, в Вене в 1752 годе и Гёттингене в 1755 году). Со второй половины 19 века она стала преподаваться и в России. В Петербургском университете камеральное отделение юридического факультета, для «приготовления людей, способных к службе хозяйственной или административной», было открыто с 1843 года и в него вошли предметы читавшиеся на юридическом и философском факультетах. В состав предметов преподавания вошли: а) из наук юридических — государственное право европейских держав (отдел общенародного правоведения), государственные учреждения Российской империи, законы о благоустройстве и благочинии; б) из предметов историко-филологического факультета — политическая экономия и статистика, в) из предметов физико-математического факультета — естественная история, технология, агрономия и архитектура. В виде дополнительных предметов студенты обязаны были слушать русские гражданские и уголовные законы, всеобщую и отечественную историю и один из новейших языков. На камеральном факультете университета учились: экономист Б. Ф. Калиновский, писатель и публицист Г. П. Данилевский, физиолог К. А. Тимирязев и т.д. Подобные отделения камеральных наук существовали ещё в Казанском и Харьковском университетах, в Ришельевском лицее. Их известные выпускники: профессор права В. А. Лебедев, философ Н. Н. Фёдоров и т.д. По университетскому уставу 1863 года, камеральные отделения юридических факультетов распались на свои составные части: естественные и хозяйственные науки отошли в исключительное ведение факультетов физико-математических, а государственные науки образовали отдел юридического факультета в качестве отделения административного. В процессе дальнейшего развития камералистики стал одновременно проходить процесс выделения из камералистики отдельных самостоятельных дисциплин. Особое значение в формировании самостоятельной науки административного права играло выделение из камералистики «полицейского права».
С принятием в 1936 г. Конституции СССР начался новый этап развития науки административного права. С 1938 г. в университетах было восстановлено преподавание административного права. В 1940 г. предмет науки административного права определялся через понятие исполнительно-распорядительной деятельности; были сформулированы принципы советского государственного управления, перечень кᴏᴛᴏᴩых сохранился до конца 80-х гг.; установлена система административного права, состоящая из Общей и Особенной частей. В 1950 г. был подготовлен учебник административного права для юридических вузов. В середине 80-х — начале 90-х гг. ученые делают заметные шаги в развитии и анализе таких важнейших теоретических вопросов науки административного права, как сущность и предмет административного права; систематизация и кодификация административного права; применение его норм; содержание государственного управления, его форм и методов; система и правовое положение органов государственного управления; государственная служба; административный процесс; административная юрисдикция; обеспечение законности в государственном управлении.
2. Общее понятие управления. Управление как социальное явление. Виды и категории управления.
Кибернетика – наука об управлении. Управление – организующее целенаправленное воздействие на тот или иной объект или процесс для приведения его в упорядоченное состояние. Элементами управления являются: 1) создание органов управления, выработка программы действий, 3) обеспечение необходимыми ресурсами, 4) распределение общих задач, 5) регулирование общей деятельности, 6) наблюдение, 7) применение мер убеждения и принуждения.
Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные черты: а) необходимость создания и функционирования законченной системы; б) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи; в) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления; г) информация как главное связующее звено между участниками управления; д) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области); е) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.
К категориям управления относится: объект, субъект и содержание управления. Объект управления – различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.). Субъекты управления – это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления: 1) единоличные; 2) коллегиальные (группы людей). Содержание управления – правоотношения, возникающие в ходе управленческой деятельности, включающие в себя воздействие на объекты путем согласования, направления различных действий, процессов субъектом управления путем применения соответствующих методов и механизмов.
Виды управления: 1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).
В рамках другого подхода различают: 1) общественное (социальное) управление, 2) местное самоуправление, 3) государственное управление. Под социальным управлением понимается управление в сфере общественной деятельности; управление общественными отношениями, процессами в обществе, поведением людей, управление коллективами, организациями, в которых осуществляют трудовую или служебную деятельность люди. Социальное управление характеризуется тем, что оно : 1)возникает в связи с потребностью в организации и регулирования деятельности людей и их организации, установление стандартов их поведения; 2) направлено на достижение целей и задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей.; 3)использует имеющиеся властные полномочия и функции; 4) осуществляется на началах подчинённости участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления( лица коллектива организации). Социальное управление включает несколько видов различающихся по целям, задачам, функциям, субъектам их полномочия , а также процедурам управления: 1)в государственном управлении (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти) 2)местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное самоуправление) 3)общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях) 4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, создание в целях извлечения прибыли и распределяющие полученную прибыль между участниками).
3. Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть как категории, определяющие сущность административного права.
Государственное управление: в широком понимании - деятельность всех органов государства по реализации возложенных полномочий; в узком понимании – подзаконная, юридически властная деятельность органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению возложенных полномочий. Признаки государственного управления: • это вид государственной управленческой деятельности; • деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер; • деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово; • деятельность осуществляется на основании и во исполнение законов (подзаконодательная деятельность); • осуществляется в различных формах (правовых и неправовых); • обеспечивается посредством системы гарантий; • нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).
Публичное управление - воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями; гласное взаимодействие государственного аппарата и общества при принятии важных для страны решений. Слово «публичный» означает общественный, открытый, гласный, не частный.
Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями. Сущностное назначение исполнительной власти, как и государственного управления – проведение законов в жизнь. Признаки исполнительной власти: 1) организующий характер, 2) непрерывная деятельность; 3) универсальность во времени и пространстве; 4) реализация исполнительно-распорядительной деятельности; 5) возможность осуществления мер принуждения в административном порядке.
Государственное управление, публичное управление и исполнительная власть определяют сущность административного права, т.к.: 1. АП, его нормы призваны регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления. Поэтому административное право называют правом управления, или управленческим правом, ибо содержанием деятельности органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления является именно государственное, или «публичное» управление. 2.АП призвано регулировать общественные отношения, возникающие между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от возможного произвола, ущемления или ограничения этих прав и свобод со стороны того или иного чиновника государственного аппарата.
4. Понятие и признаки административного права России. Предмет правового регулирования административного права.
АП - это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения в сфере гос. управления. Административное право устанавливает правопорядок в отношениях между государством и гражданами, попадающих в сферу внимания гос. администрации и должностных лиц при осуществлении административной деятельности. Поэтому между гражданами и государством складываются отношения власти-подчинения.
Признаки административного права: 1) обеспечивает публичные интересы и реализацию гос. функций и задач; 2) использует возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права; 3) направлено на организацию и функционирование гос. власти, государства и его органов; 4)областью его административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие как внутри государства и его органов, так и при взаимодействии органов публичного управления с гражданами, организациями и иными субъектами права; 5) важнейшей формой осуществления управленческих действий является не договор, а административный акт, то есть нормативный или индивидуальный правовой акт управления; 6)При возникновении административно-правового спора применяется как административный, так и судебный порядок его рассмотрения или урегулирования; 7) одна из основных отраслей публичного права; 8) совокупность юридических норм; 9) имеет собственный предмет, метод и источники; 10) АП направленно на организацию государственной власти.
Предмет: общественные отношения, урегулированные нормами АП. Их можно разделить на: 1) отношения возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления на всех уровнях; 2) внутриорганизационные отношения органов исполнительной власти; 3) деятельность судов и судей, часто реализующих юридически властные полномочия; 4) отношения, возникающие в деятельности общественных объединений, которым государство передало некоторые свои государственные полномочия (народные дружины, например); 5) деятельность исполнительных органов МСУ. Особенности предмета АП: 1) отношения возникают в процессе гос. управления; 2) обязательной стороной является орган исполнительной власти, наделенный властными полномочиями; 3) юр. неравенство сторон; 4) всегда присутствует государственный или публично-правовой интерес; 5) отношения направлены на защиту и соблюдение прав и свобод граждан.
5. Методы административного права.
Метод правового регулирования – это совокупность способов, процедур, механизмов, приемов воздействия правовых норм и юр. правил на конкретные общественные отношения. В системе административно-правового регулирования используются методы: 1) Дозволение – реализуется с помощью управомачивающих норм АП. Т.е. предоставление возможности самостоятельно выбирать модель поведения; 2) Предписание – возложение на субъект управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий; 3) Запрет – возложение обязанности воздержаться от совершения определенных действий.
Метод АП – это метод одностороннего властвования. Значение имеет волеизъявление одной стороны. Отсутствует юридическое равенство сторон. Метод «власть-подчинение», но не всегда. Есть ситуации, когда субъекты находятся на одинаковом уровне, например, министерства.
В теории права традиционно выделяется другая классификация методов: Императивный метод – это метод властных предписаний, характерный прежде всего для АП. Данный метод отличает властно-императивными началами регламентации отношений и характеризуется отношениями субординации (подчиненности), установлением соответствующего правового статуса субъектов права. Диспозитивный метод предполагает установление юр. равенства участников правоотношений, свободу осуществления их волеизъявления. Диспозитивный метод также используется в системе административно-правового регулирования, например, при заключении административных договоров, распределении между органами публичного управления гос. функций.
Специфические методы: взаимодействия, координации, согласования, административный договор, соглашения и т.д.
6. Принципы и функции административного права.
Функции АП – основные направления правового отраслевого воздействия на общественные отношения. Функции АП обуславливают его значение и роль в установлении административных правоотношений, отражают природу и роль управленческих общественных отношений, возникающих в сфере организации и функционирования исп. власти. К функциям АП относятся: 1) Правоисполнительная, так как основное предназначение рассматриваемой отрасли права – юридическое обеспечение органов исполнительной ветви власти. 2) Правотворческая. Она выражается в том, что государственным исполнительным структурам даны полномочия по изданию нормативных правовых актов. 3) Организационная, которая определяется организационно-правовым характером государственно-управленческой деятельности. 4) Координационная. Она подразумевает согласование деятельности всех субъектов административного права. 5) Правоохранительная – обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства. 6) Воспитательная формирование позитивного правосознания, предупреждение правонарушений.