Файл: Организационное проектирование Макарова Н.Н 2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4677

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11 

 

уровень неопределенности и др. 
      В современной теории организации большинство исследователей со-
средоточивают внимание на двух базовых контекстуальных переменных 
проектирования организационных систем - размере организации и техно-
логии, обусловливающих важнейшие структурные параметры организации. 
      Исследователи, выделяющие в качестве базовой контекстуальной пе-
ременной размер организации, отмечают, что крупные организации, как 
правило, характеризуются более сложной структурой, большей степенью 
дифференциации (по горизонтали и вертикали), особенностями в сфере 
коммуникаций. При высокой однородности работы, проводимой различ-
ными специализированными подразделениями в крупных организациях, 
«административный коэффициент» (пропорция административного пер-
сонала к общему числу работников организации) более низок, чем при од-
нородности работы, что отражается на способах координации, коммуни-
кации и контроле. Кроме того, крупные организации обычно более децен-
трализованы, чем небольшие. При этом наблюдается прямая связь между 
степенью формализации отношений в. организации и ее размером. 
      Исследователи, выделяющие в качестве базовой контекстуальной пе-
ременной технологию, связывают с ней либо формы и способы контроля, 
либо степень централизации управления в части принятия решений. Так, в 
зависимости от типа технологии организационные структуры разделяют на 
несколько типов: с увеличением технологической сложности возрастают 
число уровней управления и организационная пирамида, увеличивается 
интервал контроля высшего звена управления; при технологии средней 
степени сложности интервал контроля менеджеров низших уровней ста-
новится наибольшим. Возможно, эти изменения вызваны тем, что крупно-
серийные и массовые производственные технологии требуют большего 
числа работников, чем единичные и непрерывные технологии.         Орга-
низации, характеризующиеся наибольшей сложностью (непрерывностью 
процессов) и наименьшей сложностью (единичное и мелкосерийное про-
изводство) технологии, имеют тенденцию к более органическим проектам, 
а организации, использующие технологии средней степени сложности, 
предпочитают более механические проекты. [8] 
      Мильнер Б.З. считает, что научно обоснованное формирование орга-
низационных структур управления - это актуальная задача современного 
этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В этих 
условиях необходимо широко использовать принципы и методы проекти-
рования организации управления на основе системного подхода. Без раз-
вития методов проектирования структур управления затруднено дальней-
шее совершенствование управления и повышение эффективности произ-
водства, так как: 
- во-первых, в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать 


background image

 

12 

 

старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требо-
ваниям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач 
управления; 
- во-вторых, в сферу хозяйственного управления невозможно переносить 
закономерности управления техническими системами (например, исполь-
зование автоматизированных систем управления). Сама же работа по со-
зданию этих систем нередко ведется в отрыве от улучшения структуры 
управления, недостаточно связана с организационными факторами; 
- в-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, 
аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные ме-
тоды организационного проектирования; 
- в-четвертых, проектирование сложнейшего механизма - механизма 
управления - должно возлагаться на специалистов, владеющих методоло-
гией формирования организационных систем.[10] 
      Существенным недостатком организационного проектирования, по 
мнению Мильнера, является чрезмерное увлечение типовыми схемами, что 
приводит к механическому переносу применявшихся в прошлом органи-
зационных форм в новые условия. С научной точки зрения слишком узкую 
трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: 
- численность персонала вместо целей организации; 
- постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в 
разных условиях; 
- упор на исполнение неизменных функций в отрыве от менявшихся задач; 
- устаревшие схемы и штаты как усредненные показатели существующих 
организаций без анализа их недостатков и пригодности. 
      Однако в условиях рыночных отношений состав и содержание функций 
управления подвергаются изменению. Поэтому, например, цели и взаимо-
связи различных звеньев системы управления становятся более важными, 
чем численность и штатная структура организации или ее функциональная 
специализация. Порой весьма обоснованные проработки нормативов чис-
ленности аппарата управления организаций реального сектора экономики 
не дают положительных результатов для решения проблем формирования 
организационных структур финансово-промышленных групп, акционер-
ных обществ и т. п. 
       При разработке принципов и методики проектирования структур 
управления важно отойти от представления организационной структуры 
как застывшего набора органов, соответствующих каждой специализиро-
ванной функции управления. Организационная структура управления - 
понятие многостороннее. Оно прежде всего включает систему целей и их 
распределение между различными звеньями, поскольку механизм управ-
ления должен быть ориентирован на достижение целей. Сюда же относится 
состав подразделений, которые находятся в определенных связях и отно-


background image

 

13 

 

шениях между собой; распределение задач и функций по всем звеньям; 
распределение ответственности, полномочий и прав внутри организации, 
отражающее соотношение централизации и децентрализации в процессе 
разработки и принятия решений. 
       Важными элементами структуры управления являются коммуникации, 
потоки информации и документооборот в организации. Наконец, органи-
зационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, 
постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих 
задач. 
      Такая многосторонность организационного механизма несовместима с 
использованием каких-либо однозначных методов - либо формальных, 
либо неформальных. Именно поэтому необходимо исходить из сочетания 
научных методов и принципов формирования структур (системного под-
хода, программно-целевого управления, организационного моделирования) 
с большой экспертно-аналитической работой, изучением отечественного и 
зарубежного опыта, тесным взаимодействием разработчиков и тех, кто 
практически будет внедрять и использовать проектируемый организаци-
онный механизм. В основу всей методологии проектирования структур 
должно быть положено четкое формулирование целей организации. Сна-
чала цели, а затем - механизм их достижения.            Главным условием 
разработки адекватных организационных проектов является анализ и по 
возможности соблюдение принципов рационализации структуры органи-
зации. По отдельным разделам или проблемам организационного проекта 
могут применяться разные методы разработки. Планировка подразделений 
может быть спроектирована с применением методов аналогии и основана 
на апробированных проектах. Нормы и нормативы расхода ресурсов, нор-
мативные документы, регламентирующие функционирование элементов 
организации, могут быть разработаны с применением опытно - статисти-
ческих методов, основанных на использовании опыта работников, либо с 
применением экспериментальных (опытно-промышленных) и расчет-
но-аналитических методов.[9] 
      Методологические подходы к проектированию организационных 
структур управления можно условно объединить в четыре группы: метод 
аналогий, экспертный метод, метод структуризации целей и метод органи-
зационного моделирования.

 

Метод аналогий 
      Метод аналогий предполагает использование опыта проектирования 
структур управления в аналогичных организациях и предусматривает вы-
работку типовых структур управления в различных видах организаций, 
определение различных рамок, условий и механизма применения. Типовые 
организационные структуры должны носить вариантный характер, преду-
сматривающий возможность корректирования, отклонения в случае изме-


background image

 

14 

 

нений условий, в которых действует организация. 
      Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих 
подходах: 
- первый из них заключается в выявлении для каждого типа производ-
ственно-хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и 
тенденций изменения главных организационных характеристик и соответ-
ствующих им организационных форм и механизмов управления, которые 
исходя из конкретного опыта или научных обоснований доказывают свою 
эффективность для определенного набора исходных условий; 
- второй подход представляет, по сути, типизацию наиболее общих прин-
ципиальных решений о характере и взаимоотношениях звеньев аппарата 
управления и отдельных должностей в четко определенных условиях ра-
боты организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку 
отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих ор-
ганизаций и отраслей. 
      Типизация решений является средством повышения общего уровня ор-
ганизации управления производством, направленным на стандартизацию и 
унификацию организационных форм управления, ускорение внедрения 
наиболее рациональных, прогрессивных форм. Типовые организационные 
решения должны быть: 
- во-первых, вариантными, а не однозначными; 
- во-вторых, пересматриваемыми и корректируемыми с регулярной пери-
одичностью и, наконец, допускающими отклонения в случаях, когда 
условия работы организации отличаются от четко сформулированных 
условий, для которых рекомендуется соответствующая типовая форма ор-
ганизационной структуры управления.[2] 

-Экспертный метод 
       Экспертный метод базируется на изучении рекомендаций и предло-
жений экспертов и опытных управленцев-практиков. Цель этого метода - 
выявить специфические особенности работы аппарата управления, воз-
можные недостатки в деятельности различных звеньев организационных 
структур, обоснованные рекомендации по их совершенствованию. На ос-
нове опроса экспертов осуществляется диагностический .анализ органи-
зационных структур действующих организаций и их оценка. Формулиру-
ются основные научные принципы формирования организационных 
структур с учетом конкретных ситуаций и условий деятельности органи-
зации (примеры современных принципов формирования организационной 
структуры - «построение организационной структуры исходя из системы 
целей», «сочетание функционального и программно-целевого управления» 
и т. д.). 
      Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, 
применяется в тесном сочетании с другими (в особенности с методами 


background image

 

15 

 

аналогий и структуризации целей) и имеет многообразные формы реали-
зации. В первую очередь к ним относится осуществление диагностического 
анализа особенностей, проблем, «узких мест» в системе управления дей-
ствующей производственно-хозяйственной организации или в организа-
циях, аналогичных вновь создаваемой, с тем чтобы предусмотреть орга-
низационное решение выявленных проблем в разрабатываемой структуре 
управления. Сюда же относится и проведение экспертных опросов руко-
водителей и членов организации для выявления и анализа отдельных ха-
рактеристик построения и функционирования аппарата управления, обра-
ботка полученных экспертных оценок статистико-математическими мето-
дами (ранговой корреляции, факторного анализа, обработки списков и т. п.). 
      К экспертным методам следует отнести также разработку и применение 
научных принципов формирования организационных структур управления. 
Под ними понимаются выведенные из передового опыта управления и 
научных обобщений руководящие правила, выполнение которых направ-
ляет деятельность специалистов при выработке рекомендаций по рацио-
нальному проектированию и совершенствованию организационных систем 
управления. Принципы формирования организационных структур управ-
ления являются конкретизацией более общих принципов управления 
(например, единоначалия или коллективного руководства, специализации и 
т. п.).[2] 

-Метод структуризации целей 
      Метод структуризации целей предусматривает выработку системы це-
лей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой орга-
низационной структурой. Реализация этого метода предполагает также 
увязку всех видов организационной деятельности исходя из конечных ре-
зультатов, независимо от распределения этих видов деятельности по раз-
личным подразделениям организации. Метод структуризации целей 
предусматривает экспертный анализ предлагаемых вариантов организа-
ционных структур, составление таблиц полномочий и ответственности за 
достижение целей как по подразделениям, так и по комплексным мно-
гофункциональным видам деятельности, где конкретизируются границы 
ответственности (материальные ресурсы, производственные, информаци-
онные процессы), определение конкретных итогов, за достижение которых 
устанавливается ответственность, полномочий, которыми наделяются со-
ответствующие органы управления. Использование этого метода предпо-
лагает: 
а) разработку системы («дерева») целей, представляющую собой струк-
турную основу для увязки всех видов организационной деятельности ис-
ходя из конечных результатов, независимо от распределения этих видов 
деятельности по организационным подразделениям и программно-целевым 
подсистемам в организации;