Файл: Организационное проектирование Макарова Н.Н 2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 4715

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

 

единому плану и управляться одним руководителем; соотношение цен-
трализации и децентрализации; соотношение власти и ответственности. 
Принципы  процесса  объясняют  действия  руководителя  при  общении  с 
подчиненными,  соотношение  таких  ценностей  как  справедливость, 
дисциплина,  вознаграждение  персонала,  корпоративный  дух,  единство 
команд  и  подчинение  главному  интересу.  Принципы  конечного  резуль-
тата 
определяют желаемые характеристики организации. Это порядок, 
стабильность, инициатива. Кроме того, Г. Файоль выделил пять основ-
ных  элементов,  составляющих  функции  администрации:  предвидение, 
планирование. Организацию, координирование  и контроль. Он доказы-
вал,  что  административные  функции  не  исключительная  привилегия 
высшего руководства, а существуют на любом уровне организации и их 
выполняют в известной степени даже рабочие.[20] 
      Эти  принципы  до  последнего  времени  использовались  при  анализе 
эффективности  организации  и  ее  жизнестойкости.  На  основании  этих 
принципов базируются многие современные теории организации. 
       Основы бюрократической теории организации содержатся в работах 
М. Вебера. В его понимании бюрократия - это форма правления с жестко 
отработанными  процедурами.  В  таком  качестве  организация  обладает 
рядом  присущих  ей  свойств,  независимо  от  характера  и  статуса  соци-
ально-экономической  системы,  в  которой она  существует.  Такая  схема 
организации  гарантирует  предсказуемость  поведения  наемных  работ-
ников. Внутренняя логика бюрократической структуры привела М. Ве-
бера к выводу, что она является лучшей по сравнению с другими фор-
мами  по  точности,  стабильности,  скорости,  дисциплине  и  надежности. 
Она  делает  возможным  высокий  уровень  учета  результатов  для  руко-
водства организации. 
      М.  Вебер  определяет    основные  принципы  построения  и  существо-
вания бюрократической организации. 
1.  Высокий уровень квалификации исполнителей и жесткое формальное 

разделение  труда.  Исполнители  несут  полную  ответственность  за 
эффективность своих действий. 

2.  Каждое задание выполняется в соответствии с общими требованиями 

организации  с  целью  наилучшей  координации,  задачи  задаются 
жестко в терминах конкретных результатов. 

3.  Каждый  сотрудник  или  руководство  подразделений  отвечает  перед 

руководителем за свои действия или действия подчиненных. Власть 
руководителя  обеспечивается  иерархическим  принципом,  нижесто-
ящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему. 

4.  Полное  соблюдение  дистанции  между  руководителем  и  подчинен-

ными и между сотрудниками в целом. Выполнение работы не зависит 


background image

 

22 

 

от  личных  качеств  работника  и  предполагает  формальную  обезли-
ченность должностных обязанностей.  

5.  Найм на работу должен основываться на уровне квалификации и быть 

защищенным  от  произвольного  увольнения.  Соответственно  про-
движение по службе основано на старшинстве и достижениях. 

     Эффективность  бюрократических  организаций  основана  на  высшей 
степени  организованности  системы,  ее  управляемости.  Чаще  всего 
определенные организации используют только некоторые черты бюро-
кратической  организации.  Однако  в  условиях  изменяющейся  внешней 
среда такая организация становится неадаптивной, что может привести к 
саморазрушению. Кроме того, бюрократическое управление не способ-
ствует росту потенциала работников, развитию их инициативы.[11] 
 
      Универсальная теория формирования организаций, которая получила 
название  "теория  Гласиер"  по  месту  своего  создания  (Гласиеровская 
металлическая компания, Лондон) была создана в 50 - е годы ХХ века как 
ответ  на  возросший  уровень  социальных  требований  к  работе  после 
Второй мировой войны. Эта теория выделяет существование, по мень-
шей  мере,  четырех  подсистем  в  каждой  организации:  исполнительной, 
апелляционной,  представительской  и  законодательной.  Исполнитель-
ская  подсистема
  -  это  структура,  в  которой  исполнители  должны  вы-
полнять  определенные  требования    и  нести  определенную  нагрузку  в 
соответствии  со  своим  местом  в  иерархии  ответственности.  Аппеляци-
онная  система
  предполагает  право  каждого  члена  организации  обжа-
ловать решение своего руководителя на более высоких уровнях, вплоть 
до  головного  руководства  и  обращения  в  судебные  органы.  Предста-
вительская
 - формируется путем  избрания представителей, входящих в 
совет вместе с руководителями. Они доводят до сведения руководителей 
жалобы  и  требования  своих  избирателей.  Представительская  система 
работает  на  основе  принятых  законов.  Функции  законодательной  под-
системы
  -  выработка  политики  для    всей  организации  с  участием  из-
бранных  представителей.  Эта  теория  вводит  в  структуру  организации 
социальный  фактор  и  предполагает  учет  интересов,  как  производства, 
так и работников.[12] 
    
      Истоки современных представлений об организации были заложены 
российским ученым А. Богдановым. Свою науку он назвал «тектология» 
или всеобщая организационная наука. Основная идея тектологии состоит 
в  том,  что  природные  и  общественные  явления  тождественны  с  точки 
зрения  организации.  Каждый  элемент  природы  или  общества  необхо-
димо рассматривать как систему, а законы, закономерности и принципы 


background image

 

23 

 

едины для любых объектов. Главным А. Богданов считал установление 
объективных  закономерностей  возникновения,  функционирования  и 
разрушения систем или организационных комплексов. Он полагал, что 
от способа сочетания любых элементов системы зависит положительное 
или отрицательное их функционирование. В работах А. Богданова про-
слеживается  наблюдение  очень  важного  для  понимания  организации 
принципа  синергии,  о  котором  пойдет  речь  далее  –  все  члены  органи-
зации с большим успехом противостоят сопротивлению внешней среды, 
чем каждый в отдельности, хотя бы благодаря взаимоподдержке. Орга-
низация, по А. Богданову, - сеть процессов производства ее составляю-
щих, а структура  – особый пространственно-временной образ произве-
денных  составляющих.  Организация  не  просто  взаимодействует  с 
внешней  средой,  но  адаптируется  к  изменениям  и  эволюционирует 
вместе  с  ней.  Современные  организационные  концепции  во  многом 
конкретизируют давние идеи А. Богданова.[5] 
      Современные направления  теоретических разработок   отражают  из-
менившиеся  условия  функционирования  организаций.  Это  вызвано 
ориентацией на новейшие технологии, расширением информационного 
поля, проблемой рисковых инвестиций, преобладанием стратегического 
подхода в управлении. Можно выделить несколько наиболее актуальных 
направлений. 
1.  Реинжениринг,  т.е.  перестройка  на  современной  информационной  и 

технологической основе организации производства и управления. Как 
пример  такого  подхода  может  служить  возможность  деятельности 
комплексных целевых команд, сочетание линейного и программного 
руководства и многое другое. Управленческий механизм настраива-
ется на овладение рынком.[10] 

2.  Концепция  внутренних  рынков  корпораций  (или  организационных 

рынков). В данном случае речь идет о перенесении закономерностей и 
принципов  рыночного хозяйства  во  внутреннюю  среду  корпораций. 
Все  подразделения  становятся  автономными  звеньями,  которые  по-
купают и продают товары и услуги внутри и вовне и объединяются 
едиными  информационными  сетями,  финансовыми  системами  и 
предпринимательской  культурой.  Согласно  этой  концепции  подраз-
деления,  имеющие  экономическую  свободу  внутри  предприятий, 
будут  быстрее  развиваться  на  основе  внутренней  конкуренции,  из-
менять спектр услуг и товаров в соответствии с требованиями внут-
реннего и внешнего рынка. Эти процессы найдут отражение и в де-
мократизации внутренней среды организации.[17] 

3.  Теория  альянсов  -  ассоциативных  форм  организации  и  управления. 

Новая корпоративная модель предусматривает расширение коопера-


background image

 

24 

 

ции среди конкурентов, поставщиков и потребителей. Компании со-
единяются для того, чтобы использовать те рыночные возможности, 
которые для отдельных членов альянса реализовать невозможно.[17] 

      Все  рассмотренные  выше  концепции  и  подходы  дают  нам  возмож-
ность  представить  направление  развития  организационной  мысли  -  от 
жестко структурированных схем и форм к осознанию социального фак-
тора  и  необходимости  более  гибко  реагировать  на  изменяющиеся  тре-
бования внешней среды. 
      В развитии взглядов на организацию в историческом аспекте можно 
проследить  тенденцию  перехода  от  жестко  структурированных  эконо-
мических  систем,  подчиняющих  поведение  работника  сугубо  техноло-
гическим целям и задачам, к системам, учитывающим интересы работ-
ника и оставляющим для него определенную свободу воли и реализации 
собственных потребностей. 
 
      Чтобы  определить,  что  является  организацией,  надо  выделить  те 
признаки,  по  которым  она  отличается  от  других  объединений  людей. 
Таких  признаков немного, но они очень важны для понимания органи-
зационных отличий. 
      Первое, что отличает организацию - это наличие целей. Наличие це-
лей позволяет выполнить основное предназначение организации  - при-
рост  дополнительной  энергии,  превышающей  сумму  индивидуальных 
усилий  участников,  которые  ее  обеспечивают.  То  есть  постановка  и 
совместная  реализация  каких-либо  целей,  поставленных  участниками 
организации или для участников, организует их усилия таким образом, 
что  происходит  усиление  их  энергии  для  совместной  деятельности. 
Простой  пример:  если  пять  человек  без  предварительного  договора  и 
последующей организации будут пытаться перенести бревно, они могут 
даже не начать работу, выясняя - зачем нести, куда нести и нужно ли это 
делать вообще. Бригада же из пяти рабочих во главе с бригадиром сде-
лают эту работу за достаточно короткое время. 
      Поэтому  следующим  признаком  будет  наличие  координирующего 
центра,
 в роли которого и выступают управленческие структуры. В ор-
ганизации,  в  отличие  от  свободных  объединений,  всегда  присутствует 
внутреннее управление, которое определяет цели и задачи организации, 
планирует  и  организует  деятельность  по  выполнению  этих  задач,  кон-
тролирует  соответствие  результатов  работы  поставленным  целям.  Бла-
годаря  такому  центру  возможно  саморегулирование  деятельности  ор-
ганизации,  т.е.  выбор  наиболее  оптимального  способа  действий  без 
внешнего вмешательства. 


background image

 

25 

 

      Для  того  чтобы  организация  состоялась,  необходим  определенный 
минимум участников
. Организации могут состоять от нескольких чело-
век  до  нескольких  тысяч.  Чем  больше  участников  организации,  тем 
сложнее  ее структура,  так как  соединить  усилия  нескольких человек  и 
управлять ими, конечно же, проще, чем тысячами. Важную роль в этом 
моменте  играет  субъективный  фактор  -  желание  самих  членов  органи-
зации принимать участие в ее работе. 
     И,  наконец,  немаловажным  признаком  организации  будет  обособ-
ленность  ее  границ,
  отделяющих  ее  от  других  структур.  Сюда  входит 
расположенность  организации,  внутренняя  упорядоченность,  включая 
наличие  определенных  рабочих  мест,  оборудование  для  реализации  ее 
деятельности. Как правило, организация представляет собой систему со 
своей  совокупностью  элементов,  внутренними  связями  между  ними  и 
четко  очерченными  границами.  Конечно,  любая  организация  является 
открытой  системой,  испытывающей  влияние  внешней  среды  и  оказы-
вающей  влияние  на  окружающую  среду,  но  она  обязательно  имеет 
внутреннюю определенность и границы. 
      Эти перечисленные признаки и есть определяющие для организации. 
      Таким  образом,  признаками,  отличающими  организацию  от  других 
социальных  объектов,  будут  те,  которые  выделяют  ее  из  окружающей 
среды и структурируют в законченную систему. 
       В принципе, любая организация, в которой люди ставят совместные 
цели и  совместно добиваются их достижения,  будет  являться  социаль-
ной.  Однако  условно  социальной  можно  назвать  организацию  в  соци-
альной сфере. Чем она отличается от других? 
       Прежде  всего,  тем,  что  такие  организации  направлены  на  реализа-
цию социальных потребностей людей - образование, социальную защи-
ту,  здравоохранение  и  т.д.  Причем  такие  потребности  носят  как  кол-
лективный, так и индивидуальный характер. В связи с этим социальные 
организации  чаще  всего  обладают  индивидуальностью,  особым  харак-
тером,  стереотипами  поведения.  Социальные  организации  более,  чем 
промышленные  являются  открытыми  системами,  активно  взаимодей-
ствующими с внешней социальной средой. Для них более чем актуально 
понятие социального заказа. 
      Исходя  из  последнего  положения,  социальная  организация  имеет 
более широкую и глубокую обратную связь с окружающей социальной 
средой. Люди, на которых она работает, активно вмешиваются в работу 
социальной  организации,  выставляют  свои  требования  по  характеру  и 
качеству  ее  работы,  оценивают  достигнутые  ею  результаты.  Поэтому 
социальная организация более подвержена корреляции внешней средой