Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8327

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

56 

ния»

1

, «Развитие науки и технологий»

2

, «Экономическое развитие и инноваци-

онная  экономика»

3

,  «Информационное  общество  (2011–2020 гг.)»

4

,  а  также 

иные  государственные  программы,  направленные  на  развитие  высокотехноло-
гичных секторов экономики (авиация, космос, атомный энергопромышленный 
комплекс). В рамках указанных государственных программ будут детализованы 
механизмы реализации Стратегии инновационного развития Российской Феде-
рации на период до 2020 г. и определены конкретные меры, источники и объе-
мы финансирования. При этом посредством государственных программ общая 
инновационная политика будет связана с решением задач инновационного раз-
вития  в  различных  секторах  экономики  и  социальной  сферы,  в  том  числе  в 
здравоохранении,  культуре  и  энергетике.  Такие  программы  будут  также  опре-
делять основные направления и меры инновационного развития в соответству-
ющей сфере. 

В основу Стратегии инновационного развития Российской Федерации на 

период до 2020 г. были положены следующие основные положения (табл. 2.2)

5

 

 

                                           

1

Об  утверждении  государственной  программы  Российской  Федерации  «Развитие  образова-

ния» на 2013–2020 годы : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 // Собрание 
законодательства РФ. – 2014. – № 17. – 28 апр. 

2

Об  утверждении  государственной  программы  Российской  Федерации  «Развитие  науки  и 

технологий»  на  2013–2020  годы  :  постановление  Правительства  РФ  от  15.04.2014  №  301  // 
Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (ч. I). – 05 мая. 

3

Об утверждении государственной программы Российской Федерации  «Экономическое раз-

витие  и  инновационная  экономика»  :  постановление  Правительства  РФ  от  15.04.2014 
№ 316 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (ч. II). – 05 мая. 

4

Об  утверждении  государственной  программы  Российской  Федерации  «Информационное 

общество (2011–2020 годы)» : постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 // Со-
брание законодательства РФ. – 2014. – № 18 (ч. II). – 05 мая. 

5

Официальный  сайт  Минэкономразвития  России  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: 

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1  (дата  об-
ращения: 27.02.2017).  


background image

57 

Таблица 2.2 – Основные положения  

Стратегии инновационного развития России до 2020 года  

Радикальное наращивание инновационной активности в государ-
ственном секторе экономики – в компаниях с государственным уча-
стием и государственных корпорациях, в том числе через принятие и 
реализацию ими программ инновационного развития 

И

нн

ов

ац

ио

нн

ы

й 

би

зн

ес

 

Формирование «дорожных карт» развития ключевых технологий с 
определением мер поддержки и выделением необходимой степени 
международной кооперации при их создании (покупка за рубе-
жом/совместная разработка с зарубежными партнера-
ми/самостоятельная разработка) 
Последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективу 
ужесточение экологических, технических, санитарно-эпидемио-
логических требований, а также требований к энерго- и ресурсоем-
кости продукции (услуг) и используемых технологий, определение 
системы соответствующих поощрений и санкций, стимулирующих 
их создание и внедрение, по ключевым направлениям технологиче-
ского развития российской экономики 
Обеспечение полноценного участия бизнеса в определении и финан-
сировании приоритетов научно-технологического развития, в том 
числе через запуск деятельности технологических платформ 
Введение дополнительных льгот (в том числе налоговых) для разви-
тия инжиниринга и информационных технологий 
Значительное повышение качества и престижа инженерного образо-
вания, в том числе за счет создания специальной стипендиальной 
программы для студентов инженерных специальностей, более тес-
ной интеграции обучения с практикой на ведущих промышленных 
предприятиях, а также мер по содействию в получении (аренде или 
ипотеке) жилья инженерами, устраивающимися на работу по специ-
альности 

И

нн

ов

ац

ио

нн

ы

й 

 

че

ло

ве

к 

Корректировка образовательных стандартов и внедрение новых тех-
нологий обучения в базовом образовании (включая дошкольное и 
школьное) в целях большей его ориентации на формирование навы-
ков, необходимых для инновационной экономики 
Выстраивание системы поиска и продвижения талантливых детей (в 
первую очередь, по естественно-научным и техническим направле-
ниям) 
Значительное повышение престижа научной, инженерной и пред-
принимательской деятельности, в том числе через популяризацию 
инновационной тематики в СМИ, на телевидении, через кинофиль-
мы  


background image

58 

Формирование необходимых инструментов и механизмов поддерж-
ки государственных закупок инновационной продукции и эффек-
тивного размещения заказа на НИОКР для государственных нужд в 
рамках создания федеральной контрактной системы 

Г

ос

уд

ар

ст

во

 

Переход на предоставление государственных услуг в электронном 
виде во всех случаях, где это технологически возможно. Обеспече-
ние полностью безбумажного документооборота не только между 
федеральными органами власти, но и во взаимодействии с региона-
ми 
Активизация поддержки выхода на внешние рынки российских вы-
сокотехнологичных компаний, в том числе через наращивание фи-
нансовой поддержки экспорта и покупки высокотехнологичных за-
рубежных активов 

Г

ло

ба

ли

за

ци

я 

Выстраивание работы по содействию российским компаниям в по-
иске зарубежных технологических партнеров, по формированию и 
реализации совместных проектов, по разработке новых технологий и 
выпуску высокотехнологичной продукции с компаниями из наибо-
лее технологически развитых стран, в том числе на базе торговых 
представительств Российской Федерации 
Достройка и полноценный запуск механизма «инновационного лиф-
та», в том числе за счет активизации деятельности Российского фон-
да технологического развития, в целях стимулирования инноваций 
среднего и крупного бизнеса 

И

нф

ра

-

ст

ру

кт

ур

а 

Формирование сети ведущих вузов. Развитие исследовательских 
компетенций вузов, расширение выполнения на их базе НИОКР в 
интересах компаний реального сектора экономики. Формирование 
(по разным моделям и в разных формах) сети национальных иссле-
довательских центров (лабораторий) по ключевым направлениям 
технологического развития  

Э

ф

ф

ек

ти

вн

ая

 н

ау

ка

 

Перераспределение финансирования к активным исследовательским 
коллективам через повышение роли конкурсных механизмов выде-
ления средств на науку; повышение мобильности ученых между 
научными и вузовскими организациями 
Определение механизмов и начало реальной поддержки регионов – 
инновационных лидеров 

Т

ер

ри

то

ри

и 

ин

но

ва

ци

й 

Формирование территориальных центров генерации и коммерциали-
зации знаний на базе наукоградов, академгородков, ЗАТО 

 

 


background image

59 

Радикальное повышение эффективности выработки и реализации 
Правительством Российской Федерации инновационной политики, в 
том числе через четкое распределение координирующих функций 
между федеральными органами исполнительной власти 
и определение ответственных за реализацию отдельных направле-
ний политики 

П

ол

ит

ик

а 

Обеспечение приоритетности финансирования инноваций 
в следующем цикле бюджетного планирования  

2.3 Предоставление налоговых и страховых льгот  
субъектам инновационной деятельности 

В  научной  литературе  отмечается,  что  действующее  законодательство, 

регулирующее  порядок  предоставления  льгот  субъектам  инновационной  дея-
тельности, неоправданно запутано

1

.  

Налоговым законодательством предусматриваются следующие особенно-

сти правового регулирования инновационной деятельности. 

1.  Организации, осуществляющей проведение научно-исследовательских 

или опытно-конструкторских работ, инновационной деятельности, в том числе 
создание  новых  или  совершенствование  применяемых  технологий,  создание 
новых видов сырья или материалов, может быть предоставлен инвестиционный 
налоговый кредит в порядке ст. 67 НК РФ

2

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение 

срока  уплаты  налога,  при  котором  организации  при  наличии  оснований,  ука-
занных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного 
срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с после-
дующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. 

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу 

на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. 

2. Организации, получившей статус участника проекта по осуществлению 

исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с 
Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково», предоставляет-

                                           

1

Трофимов С. В. Правовое регулирование налогообложения оборота имущественных прав на 

объекты интеллектуальной собственности : монография // СПС «КонсультантПлюс». – 2016. 

2

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Россий-

ская газета. – 1998. – № 148–149. – 06 авг. 


background image

60 

ся освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, налога на при-
быль организации в порядке ст. 145.1, 246.1 НК РФ

1

Следует  учитывать,  что  в  соответствии  с  письмом  Минфина  России  от 

19.12.2011 № 03-03-06/1/832

2

 организации, освобожденные от исполнения обя-

занностей  налогоплательщика  в  соответствии  со  ст. 145.1  НК  РФ,  обязаны 
представлять в инспекцию декларацию по НДС. 

3.  Налоговым  законодательством  устанавливаются,  что  не  подлежат 

налогообложению при исчислении налоговой базы налога на добавленную сто-
имость в порядке ст. 149 НК РФ: 

•  операции  по  выполнению  научно-исследовательских  и  опытно-

конструкторских  работ  за  счет  средств  бюджетной  системы  Россий-
ской Федерации, Российского фонда фундаментальных исследований, 
Российского  фонда  технологического  развития  и  фондов  поддержки 
научной,  научно-технической,  инновационной  деятельности,  создан-
ных для этих целей в соответствии с Федеральным законом от 23 ав-
густа  1996  г.  № 127-ФЗ  «О науке  и  государственной  научно-техни-
ческой политике»; 

•  выполнение  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских 

работ  учреждениями  образования  и  научными  организациями  на  ос-
нове хозяйственных договоров. 

4.  Налоговым  законодательством  устанавливаются,  что  при  исчислении 

налоговой  базы  налога  на  прибыль  организации  в  порядке  ст. 251  НК  РФ  не 
включаются  доходы  в  виде  имущества,  полученного  налогоплательщиком  в 
рамках целевого финансирования, в том числе: 

•  гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с 

обязательным  предоставлением  грантодателю  отчета  о  целевом  ис-
пользовании гранта;  

•  средства,  полученные  из  фондов  поддержки  научной,  научно-

технической, инновационной деятельности, созданных в соответствии 
с  Федеральным  законом  от  23  августа  1996  г.  № 127-ФЗ  «О  науке  и 
государственной  научно-технической  политике»,  на  осуществление 

                                           

1

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собра-

ние законодательства РФ. – 2000. – № 32. – 07 авг. 

2

Письмо  Минфина  России  от  19.12.2011  №  03-03-06/1/832  //  СПС  «КонсультантПлюс».  – 

2016.