Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8323

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 

Таблица 2.1 – Перечень наукоградов России 

Название  

муниципального  

образования 

Наименование  

субъекта Российской 

Федерации 

Дата  

присвоения 

статуса 

Срок  

присвоения 

статуса 

Бийск

 

Алтайский край

 

21.11.2005 

5 лет 

29.03.2011 

5 лет 

Дубна

 

Московская область

 

20.12.2001 

до 31.12.2025 

Жуковский

 

Московская область

 

29.01.2007 

5 лет 

19.11.2012 

5 лет 

Кольцово

 

Новосибирская область

 

17.01.2003 

до 31.12.2025 

Королёв

 

Московская область

 

12.04.2001 

до 31.12.2025 

Мичуринск

 

Тамбовская область

 

04.11.2003 

до 31.12.2027 

Обнинск

 

Калужская область

 

06.05.2000 

до 31.12.2024 

Петергоф

 

Санкт-Петербург

 

23.07.2005 

5 лет 

Протвино

 

Московская область

 

18.08.2008 

5 лет 

01.08.2014 

5 лет 

Пущино

 

Московская область

 

27.10.2005 

5 лет 

29.03.2011 

5 лет 

Реутов

 

Московская область

 

29.12.2003 

до 31.12.2027 

Троицк

 

Москва

 

29.01.2007 

5 лет 

07.09.2012 

5 лет 

Фрязино

 

Московская область

 

29.12.2003 

до 31.12.2027 

Черноголовка

 

Московская область

 

18.08.2008 

5 лет 

30.06.2014 

5 лет 

Одним из инструментов инновационного развития является создание ин-

новационных территориальных центров.  

Один из таковых создан в соответствии с распоряжением Правительства 

РФ от 14.01.2015 № 22-р «О Концепции создания в Томской области инноваци-
онного территориального центра «ИНО Томск»

1

Цель  создания  в  Томской  области  Центра  образования,  исследований  и 

разработок  состояла  в  создании  мощного  инновационного  объединения  на 

                                           

1

О Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО 

Томск»  :  Распоряжение  Правительства  РФ  от  14.01.2015  №  22-р  //  СПС  «Консультант-
Плюс». – 2016. 


background image

47 

имеющейся  образовательной,  научно-исследовательской  и  производственной 
базе организаций в Томской области с дополнением необходимыми элементами 
инновационной,  транспортной  и  социальной  инфраструктуры,  формирующей 
уникальную предпринимательскую среду (взаимодействие институтов иннова-
ционной направленности) для достижения инновационного и технологического 
лидерства. 

Концепция  создания  инновационного  территориального  центра  «ИНО 

Томск» предполагает развитие ранее не задействованных в полной мере факто-
ров  повышения  конкурентоспособности  экономики  и  получение  в  результате 
системного  эффекта  от  скоординированного  развития  следующих  перспектив-
ных городских территорий Центра: 

•  индустриальный парк; 

•  кластеры; 

•  научно-образовательный парк; 

•  внедренческий парк; 

•  медицинский парк; 

•  перспективные жилые районы; 

•  спортивный парк; 

•  историко-культурный парк. 
Основной  результат  реализации  концепции  –  повышение  масштабов  ис-

пользования  и  применения  технологических  инноваций  в  отраслях  промыш-
ленности  Томской  области,  развитие  инновационных  кластеров,  которые  вне-
сут существенный вклад в экономику региона и повысят его привлекательность 
для высококвалифицированных специалистов и инвесторов. 

Реализация концепции обеспечит достижение следующих результатов

1

•  конкурентоспособная промышленность высоких переделов; 

•  существенный  вклад  инновационного  сектора  в  валовый  региональ-

ный продукт Томской области; 

•  сеть интегрированных городских территорий («парков») – «точек ро-

ста»  томской  агломерации,  существенно  повышенная  транспортная 
доступность агломерации, промышленных площадок, объектов инно-
вационных кластеров; 

                                           

1

О Концепции создания в Томской области инновационного территориального центра «ИНО 

Томск»  :  Распоряжение  Правительства  РФ  от  14.01.2015  №  22-р  //  СПС  «Консультант-
Плюс». – 2016. 


background image

48 

•  прогрессивная  структура  занятости,  связь  между  спросом  промыш-

ленности на навыки, компетенции и предложениями со стороны науч-
но-образовательного парка; 

•  комплекс  передовых  разработок,  внедренных  в  промышленность  и 

экономику Томской области, и система управления научными резуль-
татами в интересах развития региона; 

•  передовая  наука  и  образование,  конкурентоспособный  и  устойчиво 

развивающийся  сектор  исследований  и  разработок,  объединяющий 
востребованные  инновационными  кластерами  и  промышленностью 
научно-технологические направления; 

•  новая технологическая база для долгосрочного экономического роста 

и модернизации промышленности; 

•  эффективные механизмы гражданского общества и развития социаль-

ного предпринимательства; 

•  сформированная основа для развития г. Томска как города, в котором 

достигается  высокий  уровень  применения  технологических  и  соци-
альных  улучшений,  повышающих  комфортность  города  для  жизни и 
работы; 

•  эффективные управленческие модели, стандарты проектного управле-

ния  в  социально-экономической  сфере,  механизмы  общественного 
участия в процессе выработки и реализации управленческих решений, 
высокий уровень развития государственно-частного партнерства, бла-
гоприятные условия для ведения бизнеса и инвестиций. 

В качестве основных инструментов реализации государственной полити-

ки инновационного развития на региональном уровне принимаются следующие 
меры

1

•  регулярная  разработка  и реализация программ  развития  конкуренции 

субъектов Российской Федерации; 

•  финансовая  поддержка  организаций  малого  и  среднего  бизнеса  в  це-

лях активизации инновационной деятельности, в т. ч. для оплаты при-
кладных НИОКР, инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых 
исследований,  патентования,  сертификации  выпускаемой  продукции, 
выхода на внешние рынки, для субсидирования процентных ставок по 

                                           

1

Официальный  сайт  Минэкономразвития  России  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: 

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1  (дата  об-
ращения: 27.02.2017). 


background image

49 

кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса. 
Наращивание  доли  расходов  таких  программ,  направляемых  на  под-
держку  инновационного  малого  бизнеса  до  40–50%  в  течение  следу-
ющих трех лет;  

•  предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и 

развитию  объектов  инновационной  инфраструктуры,  в  т. ч.  бизнес-
инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновацион-
но-технологические центры, центры коллективного пользования обо-
рудованием,  центры  прототипирования  и  дизайна,  региональные  
венчурные  фонды,  технологические  музеи,  ориентированные  на  мо-
лодежь и стимулирующие интерес к техническому образованию; 

•  поддержка  и  развитие  инфраструктуры  широкополосного  доступа  и 

ликвидация цифрового неравенства; 

•  стимулирование создания дистанционных образовательных программ 

различного уровня сложности и культурно-познавательного контента, 
в том числе предназначенного для лиц с ограниченными физическими 
возможностями; 

•  развитие  возможностей  для  совместной  удаленной  работы,  основан-

ной  на  использовании  современных  информационно-коммуника-
ционных технологий; 

•  обеспечение  условий  для  получения  гражданами  и  организациями 

государственных услуг, в том числе на региональном уровне, в элек-
тронном виде; 

•  стимулирование  производства  инновационной  продукции  в  рамках 

закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд; 

•  реализация  программ  инновационного  развития  государственных  и 

муниципальных  учреждений,  компаний  с  преобладающим  участием 
субъектов  Российской  Федерации  и  муниципальных  образований, 
государственных и муниципальных унитарных предприятий; 

•  реализация программ и проектов инновационного развития наукогра-

дов  Российской  Федерации  и  территорий  с  высокой  концентрацией 
научно-технического и инновационного потенциала; 

•  предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на 

имущество организаций; 


background image

50 

•  поддержка образовательных программ системы основного и дополни-

тельного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенци-
ала инновационной деятельности; 

•  поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение 

прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в 
сфере высоких технологий; 

•  содействие  формированию  культуры  инноваций  в  обществе  и  повы-

шению престижа инновационной деятельности.  

В части развития государственной политики в глобальной инновационной 

системе следует отметить следующее. Необходимым условием создания и раз-
вития  инновационных  компаний  в  России  является  устранение  ограничений, 
препятствующих  выходу  российской  высокотехнологической  продукции  на 
внешние  рынки,  активному  участию  российских  компаний  в  мировой  конку-
ренции, в том числе внедрении инноваций и высоких технологий, создании вы-
сокотехнологичной  продукции.  Россия  будет  взаимодействовать  и  на  уровне 
бизнес-проектов,  и  через  межправительственные  инициативы  с  ключевыми  с 
точки  зрения  технологического  сотрудничества  странами.  Основными  страна-
ми-партнерами при этом станут США, Германия, Франция, Финляндия, Италия, 
Япония, Великобритания, Республика Корея, Китай, Бразилия, Индия, Израиль, 
Нидерланды

1

Ключевыми  направлениями  развития  международного  сотрудничества  в 

сфере инноваций являются

2

: поддержка выхода российских высокотехнологич-

ных компаний на мировые рынки, упрощение контрольных процедур во внеш-
ней торговле высокотехнологичной продукцией; создание в России высокотех-
нологичных производств и исследовательских центров международных компа-
ний при привлечении прямых иностранных инвестиций; активизация междуна-
родного научно-технического сотрудничества. 

Схематично направления государственной политики в области междуна-

родного сотрудничества в сфере инноваций представлены на рисунке 2.2. 

                                           

1

Официальный  сайт  Минэкономразвития  России  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: 

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1  (дата  об-
ращения: 27.02.2017).  

2

Там же.