Файл: Стратегия диверсификации для компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общепринято считать, что диверсификация компании - будь то расширение сферы деятельности путем открытия новых производств или приобретение холдингом новых дочерних структур иного, чем метрополия, профиля - явление обоюдоострое, и в каждом отдельном случае руководство, выбирая направления развития, должно рассматривать как негативные, так и позитивные последствия диверсификации.

Бизнес-словари определяют слово диверсификация как одновременное развитие многих, не связанных друг с другом видов деятельности, расширение ассортимента производимых изделий, расширение активности за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами выпускаемой продукции.

Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным в связи со следующими обстоятельствами. Во-первых, "советская экономика боролась за одно из первых мест в мире по уровню специализации производства" и создала огромные монопродуктовые субъекты деятельности.

Актуальность данной темы заключается в необходимости приспособления к новым экономическим условиям. Это заставляет объективно искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала, его правильного распределения с помощью диверсификации. Диверсификация производства является инструментом межотраслевого перелива капитала и методом оптимизации структурных преобразований в экономике.

Целью данной работы является рассмотрение процесса диверсификации и специализации предприятий.

В работе поставлены следующие задачи:

1. Рассмотрение истории диверсификации;

2. Рассмотрение причин, видов и этапов диверсификации;

3. Рассмотрение преимуществ, которые дает диверсификация.

Объектом работы является диверсификации.

Предмет – стратегия диверсификации предприятия.

Методы в работе применены эмпирические- анализ научной литературы, наблюдение, классификация.

Методики расчетов показателей диверсификации не применялись, так как работа носит аналитический характер.

Разработанность в науке - в изучение этой проблемы внесли свой вклад такие известные зарубежные ученые как И. Ансофф, Т. Коно, Г. Минтцберг, П. Хол и др. Созданием прикладных экономических инструментов по проведению диверсификации занимались группы ученых из Бостонской консалтинговой группы (Матрица БКГ), компании МакКинсей (Матрица МакКинсей) и компании Дженерал Электрик (portfolio - анализ).


Свой вклад в развитие диверсификации производства внесли такие российские ученые, как A.M. Аронов, А.А. Бочаров, А.Н. Петров, И.М. Кублин, В.И. Сиськов, Н.П. Маслова, Ф.Е. Удалов, Э.А. Козловская и др

Практическая значимость данной темы очень велика, так как диверсификация дает возможность не только сберечь капитал фирмы, но и приумножить при правильном его распределении.,

Работа состоит из введения, основной части , в состав которой входит три главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ, СУЩНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ ПОЯВЛЕНИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

1.1 История появления и развития диверсификации и специализации

Закон дивесификации работает вместе с инвестированием. Инвестирование в РФ регламентируется Федеральным законом[1]. Что есть инвестирование по своей сути – это реализация возможности сохранения и приумножения уже существующего капитала. Зачем мы инвестируем? Потому что законы природы на подсознательном уровне направляют индивидуума к сохранению и улучшению условий своего существования. Как грамотно распределить имеющийся капитал? – для этого необходимо применять закон диверсификации. 

В чем суть этого закона?

Не смотря, на такое «умное» название, это всего лишь описание способов рационального применения имеющегося капитала, с целью сохранения баланса между ожидаемой прибылью и возможными убытками. К примеру, народная пословица: «Не класть все яйца в одну корзину» является стандартной стратегией диверсификации рисков.[2]

Первым успешным инвестором, который грамотно применил данную стратегию инвестирования, можно считать древнего человека, который часть добытого пропитания сохранил с целью более позднего употребления в пищу, а часть обменял на что-то полезное для себя или своего племени. В нашей повседневной жизни мы неосознанно используем правила диверсификации рисков, даже не подозревая о наличии у себя инвесторских талантов.[3] 


Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. Она была весьма модной в связи с концепцией корпоративного развития в конце 60-х и начале 70-х годов. Чтобы избежать риска вложений капитала в те или иные отрасли, крупнейшие концерны стремились расширить номенклатуру производимых товаров, найти новые формы вложения средств, проникнуть в отрасли, не имеющие прямой связи с основной сферой их деятельности. [4] 

Исторически диверсификация получила наиболее ощутимое развитие в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства и падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство. [5]

В настоящий момент диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала. Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. [6]

Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран. Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.

Интенсивное развитие диверсификации деятельности обусловливалось повышением динамичности рыночной экономики, быстрыми изменениями спроса, возникновением большого числа новых отраслей и рынков продукции.

Диверсификация производства в этих условиях позволяла компенсировать падение сбыта на одном рынке за счет увеличения его на других рынках. Благодаря этому диверсифицированные предприятия в целом оказываются более устойчивы и конкурентоспособны по сравнению с узкоспециализированными, так как они проникают в новые для себя сферы

деятельности, расширяют ассортимент выпускаемых товаров.[7]

Диверсифицируя свое производство, предприятия (фирмы) способствуют также переливу капитала в наиболее прибыльные отрасли. Под влиянием диверсификации производства специализированные предприятия (фирмы) превращаются в многоотраслевые комплексы.[8] В США, например, в результате диверсификации производства и поглощения большого количества компаний образовались фирмы-конгломераты, в которых предприятия выполняют разнородные функции и не имеют производственных связей.


Например, в США уже в период 1950-1970 гг. среди крупнейших 500 корпораций число компаний, выпускающих однопрофильную продукцию, сократилось с 30 до 8%. Процесс диверсификации ускоряется поглощениями отдельных, ранее независимых компаний; число таких поглощений в США в 1968 году в 8 раз превысило среднее число их за 1950-54 гг. Большинство из них носило конгломератный характер.[9] Затем в судьбе концепции диверсификации наступил поворот, на смену ей пришли взгляды о необходимости концентрации усилий на основных сферах бизнеса.

Причиной тому послужили процессы глобализации производства и другие явления, обусловленные эффектом экономии на масштабах производства.

В последнее время диверсификации (сейчас она приобрела более разумный характер) снова стали придавать первостепенное значение, но теперь в основе этого лежат уже совсем иные причины. Многие компании сейчас располагают большими объемами капиталов, получаемых в основных сферах бизнеса, а поскольку возможности дальнейшей экспансии в них весьма ограничены, диверсификация представляется наиболее подходящим путем для инвестиций капиталов и уменьшения степени риска[10].

Характер диверсификации определяется социально-экономическими особенностями данной страны. Вместе с тем на ее развитие влияют и некоторые общие факторы (относящиеся ко всем странам): научно-техническая революция, борьба за высокие прибыли, необходимость изыскивать сферы для приложения своих накоплений, милитаризация экономики, конкурентная борьба, боязнь отстать от технического прогресса.

В результате диверсификации фирмы, и в особенности монополии, приобретают многоотраслевой характер, они проникают прежде всего в новые, наиболее прибыльные отрасли, развивающиеся высокими темпами - электронику, химию.[11]

Компаниям выгодно идти по пути развития комбинированного производства - производить различные товары из одного и того же исходного сырья, что снижает расходы этих компаний, в частности и на исследования, которые часто приводят к изобретениям, далеким от специализации фирм.[12] Перелив капиталов из менее доходных отраслей в более рентабельные происходит через диверсификацию, минуя традиционный рынок капитала. Функция учредительства постепенно переходит к фирмам, которые, диверсифицируя свое производство, пытаются застраховать себя от возможных неудач и банкротств, хотя начинания фирм часто кончаются неудачей.


Даже при беглом взгляде на историю диверсификации становится ясно, что причиной ее широкой популярности в 60-х годах послужило весьма распространенное в то время заблуждение, вытекающее из технократической концепции менеджмента, которой были привержены предприятия практически во всех отраслях промышленности.

Согласно догмату этой концепции для достижения успеха в менеджменте нет необходимости в глубоком изучении конкретных отраслей хозяйства, ибо общие принципы менеджмента якобы в равной мере применимы в любой отрасли. Сейчас диверсификация снова в моде, но по иным причинам. [13]

1.2 Понятия, сущность и значение диверсификации и специализации

Диверсификация деятельности - переход от односторонней, часто базирующейся на лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.[14]

Специализация - это обособление отдельных отраслей, предприятий (и их подразделений) и сосредоточение на них производства определенной продукции или определенной стадии технологического процесса. Специализация является результатом общественного разделения труда.[15]

Основными признаками специализации являются: специальные оборудование и технология, определенный вид готовой продукции или оказываемых услуг, специальные кадры рабочих и специалистов.

В промышленности специализация осуществляется по одной из следующих трех форм: предметная, подетальная и технологическая (или стадийная).

Предметная специализация выражается в том, что предприятие сосредоточивается на изготовлении определенной конечной продукции, например на производстве автомобилей, станков, холодильников и т.п.[16]

При подетальной специализации производство сосредоточено на изготовлении отдельных деталей, узлов, агрегатов для комплектования будущего готового изделия (как правило, уже на другом предприятии).[17]

Технологическая (стадийная) специализация предусматривает осуществление на предприятии определенной стадии технологического процесса. [18] Предприятия, специализированные подобным образом, выпускают обычно полуфабрикаты для последующей переработки на других заводах.