Файл: .Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Структура, функции и закономерности развития сюжетно-ролевой игры
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников и проблемы ее развития
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры
2.2 Программа развития сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ
Концепция становления сюжетной игры в дошкольном возрасте разработана Н. Я. Михайленко[20]. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми. Данная организация игры в детском саду позволит значительно повысить уровень свободной самостоятельной игры дошкольников, стимулировать ее творческое развитие. Сюжетно – ролевая игра широко изучалась у таких авторов, как Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, И. Г. Саморукова и др. Они отмечали, что дети хорошо играют, если у них богатые представления об окружающей жизни, а также, если у них есть место и детская компания, где они этому могут научиться. Очень часто ребенок плохо играет не из-за отставания в развитии, а из-за малого игрового опыта. Обучение детей самостоятельной творческой деятельности в сюжетно – ролевых играх требует соблюдения следующих условий [20]:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того чтобы они овладели игровыми умениями. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребёнка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиниться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнёра.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ её построения. Успешность игры зависит от умения детей понимать смысл действий партнёра и самому быть им понятым. Для этого смысл условного действия с предметом, момент принятия той или иной роли, развёртываемое в игре событие должно быть пояснены партнёру. У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям и уже с раннего возраста можно научить в игровое взаимодействия друг с другом на доступном им уровне построения игры.
3. Для того чтобы заинтересовать детей игрой, играть с ними вместе, воспитатель должен сам научиться свободно, развёртывать сюжет того или иного строения в «живом» процессе игры, отталкиваясь от тематики, привлекающей детей. Воспитатель должен владеть игровой «грамотой», игровой культурой. Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
4. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта.
5. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей.
6. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, которые способствовали бы вступлению детей во взаимодействие друг с другом.
7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.Приведем пример комплексного руководства к сюжетно-ролевой игре «Цирк». Создать основу для развития и обогащения содержания игры «Цирк» можно посредством чтения художественной литературы, например, такой как: «Бродячий цирк» (А. Стройло), «Буду клоуном» (Н. Капустюк), «Девочка и лев» (Я. Аким), «Жонглёр» (А. Монвиж-Монтвид), «Про цирк (азбука)» (Л. Яковлев), «Цирк» (С. Маршак), «Цирк» (С. Рагулина), «Цирк Дурова» (С. Маршак), «Цирк шапито» (С. Маршак) и др.
Обогащение жизненного опыта происходит посредством рассматривания картины «Цирк»(серия «Кем быть?», иллюстративного материала (цирк, клоун, жонглер, канатоходец); рассматривание носа для клоуна, хулахупов, париков»[41].
Неоценима и практическая деятельность: изготовление из пластиковых бутылок булав, экскурсии в цирк, наблюдение за работой цирковых актеров, рисование «Как мы ходили в цирк» «Клоун или клоунесса», создание аппликаций(«Медведи на велосипеде», «Забавная обезьянка», «Костюм для Степы»), конструирование из строителя «Цирк», «Касса», «Арена», «Буфет».
Музыкальное развитие на тему «Цирк» - «Мой мир-манеж» (Стихи Э. Боровик, Музыка Ю. Петерсона), «Берегите клоунов» (Стихи В. Иоффе, Музыка О. Левицкий).
Планомерное обогащение игрового опыта детей в комплексном руководстве сюжетно-ролевой игры «Цирк» проводится с целью создания условий для развития умения у детей переводить жизненный опыт в условный план игры. Это могут быть следующие виды деятельности: дидактические игры«Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Чудесный мешочек», «Найди пару»; игровые упражнения «Покупка билетов в кассе», «Дети крутят обруч», «Ходьба по гимнастической доске»; образно- пластический этюд«Встреча Клепы и Степы».
Активизирующее общение педагога с детьми во время игры способствует развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения. В данном направлении эффективно создание подсказывающей ситуации («Семья идет в цирк», «К нам приехал цирк», «Как развеселить клоуна Андрюшу»); побуждение детей к ролевым высказываниям («Кто хочет быть артистом цирка?», «Что делает Жонглер, дрессировщик, канатоходец?», «Какая профессия вам больше всего нравится»); подключение к игре малоактивных детей («Слону срочно требуется партнер для выступления в цирке, ты не мог бы стать его дрессировщиком?»); обращения по ходу игры («Уважаемые зрители, внимание… », «Дорогие дети, вам весело? »).
Созданию условий, адекватных уровню развития игровых, умений детей и содержанию игровой деятельности может послужить проектирование предметно-игровой среды, например, книжный уголок (иллюстративный материал на темы «Профессии цирка», «Цирковые артисты», «Животные цирка», «Костюмы»); атрибуты для игры («Макет цирка», арена, костюм клоуна и клоунессы, парики, большие очки, носы, бутафория для буфета в цирке: свистульки, радуга, сладкая вата, попкорн)[41].
Развитие навыков общения с детьми и взрослыми также обогащает жизненный опыт дошкольников и развивает умения играть.
С целью создания условий для развития у детей навыков общения со взрослыми и друг с другом необходимо учить детей правильно называть себя в игровой роли(«Я - клоун», «Я – зритель», «Я - дрессировщик», «Я- гимнаст»); называть игровые действия («Я репетирую номер», «Я дрессирую собаку», «Я жонглирую»); отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях («Нужно ли учиться, чтобы стать актером цирка? », «Почему все дети любят ходить в цирк? », «Как вести себя в цирке», «Что есть в цирке? », «Как перевозят цирк? »)[34].
Игровое сотворчество родителей и детей, несомненно, обогащает жизненный опыт дошкольников. Это и педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельности ребенка среди родителей. Можно предложить родителям посетить с ребенком цирковое представление, понаблюдать за действиями актеров цирка, кассира, дрессировщиков, обращать внимание на поведение клоунов, побеседовать с ребенком об эмоциях, вызываемых посещением цирка, предложить родителям и ребенку составить рассказ, как семья ходила в цирк; по желанию изготовить атрибут для игры, сшить костюм; оформить стенгазету«Как мы ходили в цирк», сделать папку-передвижку «Правила поведения в цирке», «О влиянии положительных эмоций на развитие ребенка», «О сплочении семьи во время совместной деятельности».
Таким образом, нами представлены условия развития сюжетно-ролевой игры на тему «Цирк».
Педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей сводятся к следующему:
Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Еще один успешный опыт развития сюжетно-ролевой игры дошкольников представлен в концепции организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки (Большунова Н.Я., Инчина М.В. и др.).
С точки зрения доктора психологических наук, профессора кафедры общей психологии и истории психологии НГПУ г. Новосибирска Н.Я. Большунова, «для дошкольной субкультуры свойственна сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность; сказка как средство мышления и связанная с этим его мифологичность; спонтанность, интимность, неотчужденность, диалогичность общения; непосредственность и одновременно интимность базовых человеческих ценностей, представленных в образной, метафорической, сказочной форме…»[5].
Согласно Н.Я. Большуновой, игра-драматизация, как оптимальная форма организации игры, представляет собой такую сюжетно-ролевую игру, где ребенок одновременно или попеременно является зрителем или игроком (актером), причем сюжет игры в его основных коллизиях заранее продуман взрослым участником игры, и может быть, в основных чертах заранее известен детям. Взрослый в такой игре выполняет функции режиссера (в случае драматизации сказки - сказителя), сценариста и актера (игрока)[5].
В качестве режиссера воспитатель осуществляет исследование пространства детской игры, ставит задачи, выбирает сценарии и сюжеты, создает условия для развития сюжета и вовлеченности детей в игру. Выполняя функции режиссера, воспитатель подготавливает пространство игры, заранее подбирая игровую среду, актуализируя потребность в обыгрывании определенных сюжетов (посредством чтения сказок и историй, экскурсий, по образу собственной деятельности и т.д.).
В качестве игрока (актера) воспитатель создает условия для совместной деятельности детей между собой и детей со взрослым, является инициатором разрешения детских конфликтов, актуализирует интерес детей к игре путем усиления эмоциональной насыщенности игровых ролей и выразительности образов, реализует развивающие и образовательные задачи игры.
Инновационно организованное образование предъявляет особые требования к воспитателю: педагог организует деятельность детей, опираясь на дисциплинирующие высказывания: «Не отвлекайтесь», «Перестаньте шуметь» и т.п., в то время как в условиях игры-драматизации необходимо применять средства, существующие в самой игре.Нужно дать ребенку возможность освоиться в игре, включиться в ситуацию общения, эмоционально прожить ситуацию, даже если для этого потребуется время[5].
Важно так выстраивать сценарии занятий, чтобы в них содержалась возможность экспериментирования с неясным, непонятным: новое нестандартное назначение предмета, неизвестный контекст и смысл предметов и явлений и т.д.
Однако в случае игры, имеющей свободную организационную структуру, длительность занятия определяется на основе интереса детей к нему, их желания. Учитывая интересы детей, бывает важно закончить занятие раньше, если, произошли какие-либо значимые события (появилась радуга, пришли гости в группу и т.д.), если отсутствует мотивация игры; и, наоборот, если дети увлечены игрой, то допустимо продлить занятие.
Важным признаком хорошо организованного занятия является продолжение самостоятельной игры или появление обыгранных на занятии игровых сюжетов в свободной деятельности. Воспитателю важно создать условия для спонтанных проявлений чувств ребенка (конечно, в определенных границах), его интересов, вопросов и т.д.Поэтому важно поддерживать и одобрять действия детей, направленные на развитие ситуации и сюжета игры, даже если это не совпадает с продуманным заранее сценарием занятия[5].
Важно также уметь понимать, что именно говорит ребенок, когда что-либо сообщает или задает вопрос, внимательно реагировать на детские реплики, разговаривать с детьми в контексте детских представлений о мире.
Важной задачей воспитателя является разработка сценариев, адекватных возрасту и задачам образования.
Сценарий занятия должен создаваться по законам художественного произведения и не профанировать отношение ребенка к сказке как к художественному тексту, как к явлению культуры.
В сюжете игры не должно быть заданий, не обусловленных «логикой» его развития, иначе игра разрушается и превращается в учебную деятельность. Осмысленность и мотивированность заданий в контексте детских видов деятельности существенно улучшает продуктивность памяти, мышления, воображения.
Наиболее удачными для сценирования у детей раннего возраста являются кумулятивные сказки. Дети трех лет хорошо принимают сказки о животных. В средней и старшей группах хорошо удается драматизация волшебных сказок. В старшей же группе дети успешно драматизируют былички, бывальщины, исторические сказки и былины. Старшие дошкольники проявляют также интерес к сказкам-фантазиям (детская фантастика).
Сказка позволяет также осуществить мысленный эксперимент с опорой на наглядные или идеальные модели. Другой способ введения в сказку предметного содержания позволяет сделать математическое, языковое и др. содержание материалом, «кубиками» сюжетно-ролевой игры, из которых выстраивается «здание» сказки[5].