Файл: .Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Структура, функции и закономерности развития сюжетно-ролевой игры
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников и проблемы ее развития
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры
2.2 Программа развития сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ
В основе сюжетно-ролевой игры лежит мнимая воображаемая ситуация. Играя и выполняя игровые роли, дети постоянно фантазируют, они воображают такие ситуации, в которых не оказались бы в реальной жизни. Например, выполняя роль врача, ребёнок может делать операцию кукле, используя при этом вместо скальпеля карандаш. Или малыш может отправиться в открытый космос, построив из стульев ракету, или поехать к морю на поезде, который соорудит из дивана и т.д. В общем, сюжетно-ролевая игра для дошкольника – это просто огромное поле для детской фантазии.Именно наличие развитого воображения делает игру дошкольников интересной и многогранной.
В сюжетно-ролевой игре дети проявляют наибольшую самостоятельность. Дошкольники самостоятельно придумывают сюжет игры, самостоятельно подбирают предметы – атрибуты для игры, придумывают игровых персонажей, распределяют роли и выполняют игровые действия[4].
В игре дети воплощают свой взгляд к разыгрываемой ситуации. Как правило, дети придумывают игру по сюжету, который вызвал у ребёнка определённые эмоциональные впечатления. Например, перекрестят всех кукол после того, как прошли обряд крещения, а потом ещё долго играют в церковь – настолько сильные впечатления вызвало у них это событие.
Сюжетно-ролевая игра дошкольников всегда носит творческий характер[4]. Творчество детей в сюжетно-ролевой игре проявляется во всём – с момента выбора сюжета для игры до разыгрывания роли в этой игре. Дети даже самостоятельно готовят атрибуты для своих игр. Они могут что-то нарисовать, слепить или просто смастерить из подручных материалов: дети в обычных окружающих нас вещах видят необычные предметы, которые можно использовать в игре. Например, обычный диван может быть поездом, или кресло – ракетой, или несколько стульев – огромным кораблём для морского путешествия, фантазия и креативность ребёнка здесь неограниченны. Кроме этого, творчество ребёнка в игре проявляется и в подборе предметов-заместителей для игры. Например, из обычных кубиков можно сделать пирожные для празднования дня рождения, или тот же кубик может выполнять роль мыла, или они могут выступать в роли панели управления в космическом корабле и т.д.
Игра детей эмоционально насыщена. Играя, ребёнок испытывает и проявляет множество эмоций. Дошкольника в игре можно даже сравнить с актёром на сцене – он живёт той ролью, которую взял на себя.
Особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников отражены и в других компонентах сюжетно-ролевой игры.
Сговор детей на игру – это компонент сюжетно-ролевой игры, который заключается в совместном согласовании детей на совместную игру. Как правило, среди группы детей находится инициатор игры или лидер, который предложит остальным детям поиграть в какую-нибудь игру. Иногда у детей применяются так называемые «зазывалочки» (например, «Собирайся народ – кто в «Магазин» играть пойдёт!!!»). После того, как все желающие собраны, обговариваются место игры, действия, подбираются атрибуты, распределяются роли. Если в сюжетно-ролевую игру ребёнок играет со взрослым, то происходит почти то же самое, только инициатором игры скорее всего будет выступать взрослый, хотя это не обязательно, т.к. сюжетно-ролевая игра – это всё же самостоятельная деятельность детей.
Особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников отраженыв сюжете игры – это сфера детской деятельности, в которой ребёнок отражает определённые действия через игровую ситуацию[36].
Выделяется виды сюжетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников: бытовой сюжет игры («Семья»); производственные сюжеты игры («Магазин», «Больница»); общественные сюжеты игры («Праздник»).
Любой вид сюжетов детской игры претерпевает изменения в связи с развитием общества и всегда отражает социальную ситуацию, общественный строй, которые сложились в обществе окружающем ребёнка. Тенденции развития наблюдаются в содержании сюжетно-ролевой игры, т.е. воспроизведении отношений, ситуаций и деятельности, осуществляемые ребёнком.
У детей разного возраста разное содержание детской игры. Дети младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) имеют достаточно маленький жизненный опыт и их содержание игры достаточно примитивно. В основном дети этого возраста просто выполняют действия с предметами. Сюжет игры может развиваться благодаря действиям взрослого. Поэтому, почаще играйте со своим ребёнком, показывая ему новые действия. В среднем дошкольном возрасте (4 – 5 лет) представления об окружающем мире становятся шире и уже можно наблюдать комбинированную игру. В комбинированной детской игре взрослый почти не оказывает влияния на развитие сюжета игры, большую роль играют внешние события, которые произошли с ребёнком. Поэтому важно насытить жизнь ребёнка интересными событиями (чаще гулять с ребёнком, ходить в театры, на выставки, в походы и т.д.), тогда содержание детской игры будет богатым и насыщенным. В старшем дошкольном возрасте (6 – 7 лет) дети испытываю интерес только к определённым сюжетам. Неинтересные и скучные моменты игры дети как бы «вырезают» из содержания со словами «А давай, как будто мы уже…» — это так называемая усечённая игра. Видно, что содержание детской игры имеет усложнение и развитие, т.к. на первом этапе (в младшем дошкольном возрасте) игра проходит у детей по схеме «человек -предмет»; на втором этапе (в среднем дошкольном возрасте) игра превратилась в позицию «человек -человек», а на третьем этапе (в старшем дошкольном возрасте) дети действуют по схеме «замена предметов или их замещение»[19].
Развивается и содержание игры. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную. Изменение тематики игр и их содержания связано с расширением их источников. Игры младших школьников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают дети в процессе непосредственного общения с окружающим. Постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни) [41].
Время вносит свои поправки сюжеты детских игр. Одни из них, будучи популярными в одно историческое время, сменяются другими. Так, дети сегодня не играют в сельскохозяйственные игры и челюскинцев, о которых писали Д.Б. Эльконин и А.Н. Леонтьев. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды. И это, конечно, не все отличия между героями прошлых лет и героями игр современных дошкольников. Вместе с тем нельзя сказать, что социальное развитие дошкольников вызывает опасения: как и раньше, они любят классические сказки и находят своих «героев» среди их персонажей. Они очень хорошо знают, что хорошо, а что плохо. Это дети, которые получают радость от двигательной активности и познания мира, стремятся к общению и хотят «делать, как взрослые» и «быть взрослыми», по словам Д.Б. Эльконина. Им, как и дошкольникам прошлых лет, нужно одобряющее внимание взрослого и принятие их чувств, любовь.
Роль в игре – это игровая позиция ребёнка. Можно выделить некоторые особенности роли в детской игре:игровая роль содержит определённые правила поведения в игре; роль в детской игре показывает образец действий;игровая роль озвучивает игрушку, с которой действует ребёнок; роль в игре развивается с возрастом детей[3].
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников – очень важный вид деятельности. Этот вид детской деятельности не менее важен для дошкольников, как например, изобразительная деятельность или занятия по математике или развитию речи.
Вместе с тем, психологи отмечают, что хотя современные дети более коммуникабельны, информированы, больше осведомлены о жизни во взрослом мире, чем дети прошлых лет, но дети прошлых лет были более фантазийные, их воображение было развито гораздо сильнее. По словам М.С. Егоровой, доктора психологических наук, зав. кафедрой психогенетики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, сюжеты современных свободных ролевых игр не позволяют воображению современных детей ярко развиваться[19]. За их воображение все уже сделано.
По мнению Н.В. Микляевой, кандидата педагогических наук, доцента МГПИ, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного образования МГПИ, современные дети не умеют играть[19]. У них нарушены предпосылки для перехода от предметной деятельности к игровой, необходимые для овладения сюжетно-ролевой игры, В основном дети «застревают» на этапе сюжетно-отобразительной игры[16]. Потому что игра развивается спонтанно, главным образом через обыгрывание игрушек, которые есть дома и в детском саду, но не нацелена на воспроизведение разных векторов человеческих взаимоотношений, в которых игрушки выступают не самоцелью, а только средством, позволяющим наметить их контуры и атрибуты. Между тем игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, так как реализует его потребность в социальной компетенции и определяет специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество».
Таким образом, особенностями сюжетно-ролевой игры являются: содержание игры, разнообразие ролей, соблюдение правил, социальный мотив игр, в сюжетно-ролевой игре идет эмоциональное развитие, происходит развитие воображения, интеллекта дошкольника, развитие речи и т.п.
Специфика игры современных дошкольников характеризуется:
1.Изменением содержания детских игр, которое сопровождается снижением предметной деятельности детей вследствие увеличения доли деятельности, осуществляемой в виртуальной реальности и проявляются в недостаточном уровне ее развития.
2. Изменением сюжетов детских игр: современные взаимоотношения не дают многообразных тем для игровой деятельности ребенка.
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры
Анализ состояния практики дошкольного воспитания, отраженной в педагогической литературе, показывает, что проблема сюжетно-ролевой игры как свободной детской деятельности, а не организованного и управляемого развлечения на сегодняшний день является актуальной для современного детского сада. В соответствии с ФГОС ДО[44]в дошкольном образовании наблюдается отход от традиционной формы организации жизни детей, и все больше внимания уделяется свободным творческим формам детской активности, в том числе сюжетной игре.
В рамках реализации психолого – педагогической работы перед педагогами стоят следующие задачи: включение детей в систему социальных отношений, развитие игровой деятельности, приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной принадлежности.
Однако полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит ее освоение в период раннего возраста.
Исходя из концепции Н. Я. Михайленко[20], развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в таблице 1.
Таблица 1
Развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах
ВОЗРАСТ |
ХАРАКТЕР ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ |
ВЫПОЛНЕНИЕ РОЛИ |
РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА В ВООБРАЖАЕМОЙ СИТУАЦИИ |
3-4 года |
Отдельные игровые действия, носящие условный характер |
Роль осуществляется фактически, но не называется |
Сюжет – цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4-5 лет |
Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер |
Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль |
Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет |
Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей |
Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры |
Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет |
Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна |
Не только роли, но и замысел игры не проговариваются детьми до ее начала |
Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |