Файл: .Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие личности детей дошкольного возраста.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Структура, функции и закономерности развития сюжетно-ролевой игры
1.2 Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников и проблемы ее развития
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Психолого-педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры
2.2 Программа развития сюжетно-ролевой игры в средней группе ДОУ
По просьбе взрослого производить с игрушками знакомые игровые действия (кормить куклу, катать в коляске, нагружать в машинку игрушки, перевозить их).
Выполнять предметно-игровые действия, играя рядом со сверстниками, не мешая.
Играть небольшими группами, подчиняясь сюжету игры.
По предложению воспитателя выполнять знакомые роли.
Вводить в игру постройки и обыгрывать, разворачивая сюжет
Участвовать под руководством взрослого в драматизации знакомых сказок.
Вступать в ролевое взаимодействие и действовать в соответствии с ролью.
Отражать в играх взаимоотношения между людьми, реальные знания о профессиях взрослых.
Использовать в игре предметы–заместители.
Согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия.
Регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
Выполняют этические нормы поведения во время игры.
Дети смогут решать следующие жизненно-практические задачи.
Осуществлять перенос усвоенных способов игровых действий из ситуации обучения в свободную игровую деятельность.
Самостоятельно выбирать игру для совместной деятельности.
Играть в коллективе сверстников, объединяясь небольшими группами для решения игровой задачи. Нами предложена программа (Приложение А, Б) развития сюжетно-ролевой игры в средней группе, ориентированная на развитие игровой деятельности, социально – личностных способностей (приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральными) через сюжетно-ролевую игру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие обобщения:
Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольников выполняет мотивационно-побудительную, коммуникативную, обучающую, развивающую, воспитательную и другие функции.
По мнению ученых, в динамике сюжетно-ролевой игры в современной социокультурной ситуации прослеживаются определенные закономерности.
- За последние десятилетия социокультурные условия жизни ребенка значительно изменились, изменились сюжеты и содержание игр. В рамках реализации психолого – педагогической работы перед педагогами стоят следующие задачи: включение детей в систему социальных отношений, развитие игровой деятельности, приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной принадлежности.
Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.
Вместе с тем, в современное время мы, к сожалению, не встретим уже такого рода игры, как её описывал Д.Б. Эльконин. Сегодня сюжетно-ролевые игры не отличаются многообразием сюжетов и содержания.
В качестве психолого-педагогических условий развития игры выступают следующие:
- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
- обогащение предметно-игровой среды, включающей возможность более полноценного освоения предметного мира и наполнение его умными игрушками.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Арбанян, Л.А. Игра дошкольника / Под редакцией Новоселовой С.Л., Арбанян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В. и др.- М: Просвещение, 2009. - 286 с.
- Аромштам, М. Поставьте игрушке оценку! / М. Аромштам // Дошкольное образование. - 2015. - № 9.- С. 1-6.
- Арсентьева, В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.
- Басова, В.А. Развитие сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста / В.А. Басова// http://znanie.slovarik.org/rabota-s-doshkolnikami-16/data-id4593 (дата обращения: 01.02.2016).
- Большунова, Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки / Н.Я. Большунова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. - 407 с.
- Букин, А. Игры и игрушки / А. Букин // Семья . - 2000. – №14. - С. 6-9.
- Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды. в 2 т.- М: Педагогика, 2011. – 117 с.
- Знакомимся с программой «Развитие»: Пособие для воспитателей и родителей / Под ред. О.М. Дьяченко, Н.С. Денисенковой.-М.: ГНОМ и Д, 2011.–39 с.
- Игровая деятельность в детском саду» Программа и методические рекомендации / Н.Ф. Губанова. - М.: «Мозаико-Синтез», 2006. – 123 с.
- Интернет – новая игрушка для современных детей // http://infourok.ru/
- Истоки: Базисная программа развития ребенка – дошкольника / В.В. Семенова.- М: Издательский центр «Карапуз», 2011. – 101 с.
- Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина.- СПб.: Речь, 2013. -144 с.
- Комарова, Н.Ф. Как руководить творческими играми детей? Методические рекомендации / Н.Ф. Комарова. - Н. Новгород: НГПИ им. Горького, 2002. -30 с.
- Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей детсада и родителей / Е.Е. Кравцова.- М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
- Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2008, -368с.
- Логинова, Б. И. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду / Б.И. Логинова.- С.-Петербург, 2008.- 84 с.
- Люткова, Л. С. Игровые технологии в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста / М.В. Славянская // http://znanie.slovarik.org/rabota-s-doshkolnikami-16/data-id4593 (дата обращения: 01.11.2015).
- Мельников, Е. С. Сюжетно – ролевая игра как фактор развития креативности детей старшего дошкольного возраста / Е.С. Мельников. – М.: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. –207 с.
- Микляева, Н.В. Внимание: современный ребенок! / Н.В. Микляева // Современное дошкольное образование. – 2015. -№ 2. – С. 44-48.
- Михайленко, Н. Я. Новые программы для детских садов / Н. Михайлова \\ Дошкольное воспитание. – 2012.-№8.- С.22- 27.
- Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. -96 с.
- Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Дошкольное образование. – 2009. –№6. –С.77-89.
- Новоселова, С. Развивающая предметная среда [Текст]: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно – воспитательных комплексах/ С. Новоселова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 184 с.
- Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры / Е. Зворыгина Е. // Дошкольное воспитание. – 2011. - №5. – С.31-36.
- Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр / В.А Деркунская, А.Н. Харчевникова // Центр педагогического образования. - 2012. - № 2. – С.20-27.
- Педько, Н. Д. Предметно – игровая среда как средство обогащения содержания игр / Н.Д. Педько // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2012 года. – Пенза – Витебск – Москва : Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 53-56.
- Попова, Д. М. Проектирование детской книжки-игрушки в контексте развивающей среды / Д. М. Попова // Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2012 года. – Пенза – Витебск – Москва : Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 36-40.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. -3-е изд., испр. и доп.–М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
- Пухова, Т. В. Родительские роли в режиссерской игре дошкольника / Т.В. Пухова. // Психолог в детском саду. -2012. - № 1. -. С.17-23.
- Радуга. Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5–6 лет в детском саду / Г. Н. Доронова.–М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 98 с.
- Развитие игровой деятельности» Система работы в средней группе детского сада Н.Ф.Губанова. М., «Мозаико-Синтез» 2010.
- Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений: Младшая группа; О.М. Дьяченко, Н.Ф. Астаськова, В.В. Брофман и др.; Науч. рук.: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко / Под ред. О.М. Дьяченко, М-во образования РФ. -М.: ГНОМ и Д, 2000. –92 с
- Русскова, Л.В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 2009. - 280с.
- Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова. -М.: Владос, 2013. -160 с.
- Смирнова, Е. Развиваем речь в игре / Е. Смирнова // Дошкольное образование.- 2012.–№ 2.–С. 17.
- Смирнова, Е.О., Гударёва О.В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. - 2013. № 2. - С. 76–86.
- Современный дошкольник: особенности игровой деятельности / Е.И. Смирнова Е.И. //Дошкольное воспитание. -2002. - №4.- С. 70 – 74с.
- Солнцева, О.В. Играем в сюжетные игры / О.В. Солнцева // Дошкольное воспитание.- 2005. - №4. - С. 33-37.
- Сюжетно-ролевые игры на прогулке / И.Е. Жданова //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 1.- С.19-26..
- Трифонова, Е.В. К вопросу об определении игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте / Е.В. Трифонова // Современный детский сад. - 2011. - № 2. - С.2-7.
- Тсенова, Д.Е. Педагогические условия развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры // Вестник КАСУ №1 – 2016// http://znanie.slovarik.org/rabota-s-doshkolnikami-16/data-id4593 (дата обращения: 01.11.2015).
- Усова, А. П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца. - 2003. № 1. – С.60-71.
- Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В. Запорожца.- М.: Просвещение, 2006. -196 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 // http://www.rg.ru/
- Цицулина, А.В. Для ребенка игрушка – источник радости / А.В. Цицулина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 3. -С. 77–87.
- Эльконин, Д.Б. Психология игры: 2-е издание. - М.: Издательский центр Владос, 2009. -360 с.
Приложение А
Перспективный план развития сюжетно- ролевой игры
Тема |
Название игры |
Познавательный компонент |
Практический компонент |
Приемы руководства |
1. «Семья» |
«Как будто мамы нет дома». «Приготовим вкусный обед». «День рождение у дочки». «Фирма Чистюля». |
Развивать умение выполнять несколько взаимосвязанных действий(накрывать на стол, встречать гостей, кормить, убирать посуду, мыть её). Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. Учить обыгрывать игру «Семья» во взаимосвязи с другими играми. Развивать ролевое взаимодействие. Формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре. Использовать предметы-заместители. |
Наблюдение за работой няни в группе; прогулки мам с детьми. Беседа «Чем можно порадовать семью?», «Как мы проводим выходные». Рассматривание семейного альбома. Чтение Е. Благининой «Алёнушка», Н. Забила «Ясочкин садик», А Барто «Младший брат». Д/игры «Посуда (чайная, столовая, кухонная)», «Сервировка стола?». Изготовление атрибутов к игре. |
Введение в игру предметов-заместителей.
|
2. «Стройка» |
«Строим гаражи». «Строим дом для кукол Барби». |
Расширить знания детей о строительных профессиях, особенностях труда строителей. Учить детей использовать строительный материал в игре; сооружать постройки несложной конструкции; подбирать необходимое место для игры. Обустраивать уголок в соответствии с атрибутами. Использовать предметы-заместители. Развивать устойчивый интерес к использованию конструктора. Закреплять и поощрять ролевое взаимодействие в совместных играх. Воспитывать уважение к труду строителя. |
Сюжетно-дидактические игры на тему: «Построим для машин гараж». Беседа с детьми о строительстве гаражей и домов, замков Рассматривание иллюстраций с изображением домов, замков. Чтение С. Баруздин «Кто построил этот дом?», А. Маркуши «Здесь будет город». Д/игра «Подбери гараж для машины». Внесение строительных материалов и мелких игрушек для обыгрывания построек. Беседы с детьми после игр (вычленение ролей). |
Введение разнообразных главных и второстепенных ролей. |
«Постройка замка для Снежной королевы». «Новоселье». |
||||
3.«Машины и шоферы» |
«Автосалон» «Автозаправка «Вызов Такси» |
Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых дети смогут развить сюжетную игру. Развитие интереса к игре. Поощрять стремление детей распределять роли, подчиняться установленным правилам. Продолжать учить обыгрыванию игры «Шоферы» во взаимосвязи с другими играми. Закреплять правила дорожного движения, обогащать знания детей понятием «личный и общественный транспорт», подземный и наземный переход». Развивать игровое взаимодействие детей. |
Наблюдение за машинами на улице, прогулки к перекрестку, автопарку, к заправке. Рассматривание иллюстраций художника В. Воронина «Наша улица». Беседа «Дорожные знаки». Пальчиковый театр «Светофор». Театр на фланелеграфе «Как вести себя на улице». П/игра «Цветные автомобили». Д/игра «Автомобили», «Я по улице гуляю», «Важные знаки». Постройка гаражей для легкового и грузового транспорта, постройка мостов, туннелей, дорог. Изготовление макета «По дорогам Когалыма». |
Обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения договариваться друг с другом. Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом. |
«ДПС и шофер» |
||||
4.«Больница» |
«На приеме у врача» |
Продолжать учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы и их заместители. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре). Учить обыгрывать игры «Больница» во взаимосвязи с другими играми. Побуждать детей переводить жизненный опыт в условный план игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. |
Беседа о том, как приём ведёт врач и медсестра. Экскурсия в медицинский кабинет. Кукольный театр «Миша заболел». Внесение атрибутов. Аппликация «Чемоданчик для врача», «витамины» для больных. Беседы с детьми «Как мы играли». |
Обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям. Смена ролей во время игры. |
«Доктор -медицинская сестра- пациент» |
||||
«Вызов скорой помощи» |
||||
«Катю уложили в больницу» |
||||
5.«Транспорт (автобус)» |
«Водитель-кондуктор-механик». |
Учить создавать игровую обстановку, используя реальные предметы (стульчики, крупный строительный материал). Обучать детей взаимосвязывать 2-3 последовательных действия, придумывать несложный сюжет, используя знания, полученные в процессе наблюдений и бесед. Учить выбирать и брать на себя определенную роль, называть ее словами; обыгрывать игры «Транспорт» во взаимосвязи с другими играми. Закреплять название машин, правил поведения на улице и в общественном транспорте.Использовать предметы-заместители. |
Наблюдение за ездой автобусов на улице; наблюдение за играми старших детей и совместные игры с ними. Экскурсия на автобусную остановку. Рассматривание картины «Автобус». Беседа «Правила поведения в автобусе». Чтение сказки Т. Александровой «Светофорчик», Я. Пишумова «Пешеходный переход». Д/игра «Дорожные знаки». Аппликация «Автобусы на нашей улице». Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Беседы с детьми после игры. |
Обучение планированию игры. Смена ролей во время игры. |
«Путешествие по городу». |
||||
«Построим новый автобус». |
||||
« Едем в гости к Белоснежке и лесным зверям на автобусе». |
||||
6«Магазин» |
«Продавец -покупатель». |
Развивать интерес к игре. Учить отражать в игре трудовые действия людей;словесно обозначать тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Развивать содержание игры. Использовать предметы заместители. Формировать умение подчиняться интересам товарищей, уступать, помогать друг другу. Побуждать детей переводить жизненный опыт в условный план игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения детей. |
Целевая прогулка в магазин. Встреча с мамой, которая работает в магазине. Беседа «Как беречь хлеб», «Что растёт на грядке?», «Что продают в магазине?», «Какие бывают магазины?» Д/игры «Запомни и назови», «Продайте то, что назову», "Чудесный мешочек" Чтение Ю.Тувима «Овощи». Лепка – изготовление пирогов и булочек, овощей из теста. Изготовление денег, чеков для игры. |
Игры воспитателя с детьми (образец действий, высказываний, диалогов). Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом. |
«Мишка пришел с магазина». |
||||
«Кондитерские изделия». |
||||
«Магазин дачного урожая». |
||||
7 Поликлиника (Стоматология)» |
«Зубной врач и пациент». |
Продолжать учить распределять роли, игровые действия согласовывать в соответствии с принятой ролью. Поощрять стремление самостоятельно создавать игровую обстановку. Учить использовать предметы заместители, а также осуществлять воображаемые действия. Воспитывать умение договариваться друг с другом. |
Беседа «Почему болят зубы?» ,«Как надо ухаживать за зубами», «Как я ходил к стоматологу». Рассматривание иллюстраций «Уход за зубами», «Какие инструменты нужны стоматологу». Чтение К.Чуковского «Айболит». Драматизация сказки К.Чуковского «Айболит». Рассказывание сказки "Сказка про зубную щетку" |
Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом. Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений. |
«У дочки заболел зуб». |
||||
«За талоном в регистратуре». |
||||
«На приеме у Стоматолога». |
||||
8 «Детский сад» |
«На музыкальном развлечении». |
Учить распределять роли, игровые действия согласовывать в соответствии с принятой ролью. Развивать умение отображать в игре разнообразные трудовые действия сотрудников детского сада. Отображать в игре знания об окружающей жизни. Закреплять умение осуществлять воображаемые действия и принимать воображаемые действия других участников игры. Использовать предметы-заместители Воспитывать уважение к труду работников детского сада. |
Экскурсия по детскому саду. Наблюдение за работой сотрудников детского сада (повар, врач, музыкальный руководитель). Чтение И.Забила «Ясочкин садик». Беседа «Мой любимый детский сад», «Работа воспитателя в детском саду». Игра – упражнение «Мы дежурим по столовой». Д/игра «Сервируем стол». Ситуативный разговор «Хороший-плохой поступок». Сюжетно-дидактические игры на темы «Маша на елке в детском саду», «Покажем куклам театр». Пример товарища для пассивных детей. Беседа с детьми после игр с целью уточнения содержания. |
Чередование в играх выбора детей на главные и второстепенные роли. Побуждение детей к «действию» с воображаемыми предметами. |
«Поездка на автобусе в детский сад». |
||||
«Лучший повар». |
||||
«Работа няни в детском саду». |
||||
9«Пароход» |
«Морское путешествие». |
Развивать умение создавать игровую обстановку, использовать предметы заместители, действовать в реальной и воображаемой ситуации. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет; включаться в разные ролевые диалоги, изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей. Развивать умение меняться ролями с воспитателем, действовать в соответствии с новой игровой позиции (диалоги в разных ролях). |
Строительство пароходов (конструирование). Просмотр презентации «Поездка на пароходе». Чтение отрывков Б.Житкова «Что я видел? «Пароход», «Пристань». Д/игра «Виды транспорта». Рассказ о жизни моряков, рыбаков. Изготовление атрибутов к игре с родителями (бинокль, бескозырка, рупор, спасательный круг.). Знакомство с новыми профессиями: кок, радист, водолаз. Рисование «На дне морском». |
Беседы с детьми до и после игры (уточнение правил, способов взаимодействия, игровых действий, ролевых высказываний). Введение в игру предметов-заместителей. Обогащение предметной игровой среды маркером «Пароход». |
«Спасение утопающего». |
||||
«Моряки отдыхают в Кафе». |
||||
«Моряки приплывают в большой город». |
||||
10 «Кафе» |
«Открытие нового Кафе». |
Познакомить с трудом работников кафе. Учить выполнять обязанности повара, официанта. Формировать умение обустраивать уголок атрибутами и игрушками. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет. Отображать в игре знания об окружающей жизни. Развивать умение подбирать место для игры, умение вступать в ролевое взаимодействие, согласовывать игровые действия с принятой ролью, использовать предметы-заместители. Воспитывать правильное поведение за столом, этикет. |
Экскурсия на кухню детского сада. Встреча с работниками кухни, рассказ воспитателя о работе шеф повара. Беседа с детьми о работниках кафе, о работе бармена. Чтение С.Михалкова «А что у вас?», Ю.Пермяка «Торопливый ножик». Предложить родителям семейный выход в кафе. Беседа «Я умею пользоваться столовыми приборами». Настольно печатная игра «Кому, что нужно для работы». Д/игра «Сервировка стола», «Посуда». Рисование по теме «Мои любимые блюда». Игра – упражнения «Мы дежурим по столовой». |
Обучение в игре и побуждение к самостоятельному проявлению умения договариваться друг с другом. Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом. |
« Открытие кондитерской». |
||||
«Моряки пришли в Кафе». |
||||
«Отмечаем День рождения в Кафе» «Заказ пиццы на дом». |
||||
11 «Супермаркет» |
«Подготовка магазина к открытию». |
Учить выделять самые важные свойства и качества необходимые продавцу. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет. Развивать содержание игры; вызвать желание играть, используя в игре различные атрибуты; воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопонимание.Использовать предметы-заместители. |
Рассказ воспитателя о том, что сейчас есть большие магазины под названием «Супермаркет». Рассматривание иллюстраций разных отделов магазина. Беседа о рекламе (рисование). Д/и «Продукты», "Классификация продуктов". Знакомство с названиями отделов в магазине. |
Обогащение впечатлений детей и обсуждение игровых сюжетов, знакомых всем детям. Обогащение предметно- игровой среды маркером «Супермаркет». |
«Открылся новый супермаркет». |
||||
«Отдел бытовых товаров». |
||||
«Открытие кафе в супермаркете». |
||||
12 «Салон красоты» |
«Парикмахер -клиент-администатор». |
Продолжать расширять представления детей о профессии парикмахера. Учить детей называть словесно тему игры, свою роль, роль других детей, выполняемые игровые действия. Обучать детей реализации и развитию сюжета. Отображать в игре знания об окружающей жизни. Использовать предметы-заместители. |
Беседа о работе парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание альбома дамских и мужских причесок. Д/игра «Кому что?» Беседы с детьми до игры «Как мы играли, или будем играть?» Беседы с детьми после игры «Как мы играли». Совместное изготовление атрибутов к игре. |
Введение разнообразных главных и второстепенных ролей. Внесение игровых материалов. |
«Мужской и женский зал». |
||||
«Маникюрный зал». |
||||
«Моряки сошли на берег и пришли в Салон красоты». |
||||
13 «Скорая помощь- Поликлиника Больница» |
«Вызов скорой помощи». |
Обогащать сюжет и содержание игры разнообразными игровыми действиями.Формировать игровые навыки у детей; умение действовать в соответствии с взятой на себя ролю. Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие -вести диалог, изменять содержание диалога и игровых действий в зависимости от смены роли. Создавать игровую обстановку, использовать предметы-заместители. Воспитывать желание помочь людям вызывать чувство взаимопомощи, сопереживания к больному или попавшему в беду. |
Экскурсия в аптеку. Рассказать детям о том, что из больницы приходит заказ, туда отправляют лекарство. Наблюдение за работой врача. Беседа «Что делает фармацевт?», «Как вызвать скорую помощь?». Чтение Я. Забила «Дочка простудилась». Рассматривание папки «Лекарственные растения» Изготовление Маркера «Больница», атрибутов для игры. |
Побуждение к принятию разнообразных ролей взрослых с передачей действий, взаимоотношений. Изготовление в присутствии детей и вместе с ними игровых пособий, оборудования. |
«Травмопункт» |
||||
«Заказ лекарства». |
||||
«Доставка лекарства в больницу». |
||||
14 Пожарные» |
«Пожарные на ученьях». |
Учить детей создавать условия для игры «пожарные». Развивать навыки общения с взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважительное отношение к людям опасной профессии. |
Беседа «Спички в нашем доме». Рассматривание коллажа «От чего может произойти пожар» , «Правила поведения во время пожара». Чтение сказки «Соломинка, уголь и боб», К.И.Чуковского «Путаница». Драматизация сказки «Кошкин дом». Д/игра «Сложи машину и угадай, для чего она предназначена». П/игра «Вода и пламя». Беседы с детьми после игр с целью уточнения содержания. |
Участие в детских играх с целью показа игровых действий. Обогащение предметно- игровой среды обобщенным игровым материалом. |
«Загорелся дом». |
||||
«В лесу пожар». |
||||
«В детском саду сработала пожарная сигнализация». |
||||
15 «Зоопарк» |
«Строим зоопарк для зверей». |
Развивать умение создавать игровую обстановку. Обогащение содержания и сюжета игры разнообразными игровыми действиями. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет. Закреплять представления детей о работниках зоопарка. Воспитывать заботливое отношение к животным, пополнить знания детей о местах обитания. Поощрять стремление самостоятельно организовывать игры. |
Просмотр презентации «Животные зоопарка». Чтение С.Маршака «Детки в клетке». Рассматривание иллюстраций о диких животных; иллюстраций к сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в аудиозаписи. Рассказы детей «Как мы ходили в зоопарк». Рассказ о работе ветеринарного врача в зоопарке. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения в зоопарке. Рисование «Что я видел в зоопарке». Изготовление с детьми атрибутов к игре. |
Побуждение в игровой обстановке к ролевому диалогу. Смена ролей во время игры |
«Доктор Айболит лечит зверей». |
||||
«Плывем на корабле в Зоопарк». |
||||
«Экскурсия по Зоопарку». |
||||
16 Космонавты |
«Подготовка отряда космонавтов». |
Познакомить с работой космонавта в космосе. Обучать придумывать несложный сюжет, используя знания, полученные в процессе бесед, чтения литературных произведений, просмотра презентаций по теме. Учить детей выбирать роли и действовать в соответствии с ролью, соблюдать правила игры. Развивать дружеские взаимоотношения. |
Рассказ воспитателя о космосе и космонавтах с использование иллюстраций. Просмотр слайдов «Ракета летит к звездам». Знакомство с новыми словами: космос, звёздное поле, ракета, небесные светила. Наблюдение за небесными светилами – солнце, звёзды, луна. Чтение Л.Обуховой «Как мальчик стал космонавтом». Рисование «Звёздное небо». П/игра «Ждут нас быстрые ракеты». Рисование «Кого из животных возьму с собой в космическое путешествие». Конструирование – постройка из крупного строительного материала космического корабля. Изготовление Маркера «Ракета» подзорной трубы, бинокля и скафандра с участием родителей. |
Участие в детских играх с целью показа игровых действий, игровых ролей. Выбор новой роли- космонавты. Обогащение игровой среды атрибутами, игровым маркером «Ракета». |
«Медицинский осмотр космонавтов». |
||||
«Запуск ракеты». |
||||
«Путешествие на ракете» |
||||
17 Кукольный театр |
«В детский сад приехал театр». |
Закрепить представления детей о театре. Учить детей разыгрывать знакомые сюжеты из сказок с игрушками. Развивать умение стремиться выразительно передавать особенности голоса, эмоциональные состояния персонажей. Воспитывать самостоятельность и творчество детей в игре. Создать основу для развития и обогащения содержания игры.Использовать предметы-заместители. |
Рассказ воспитателя об артистах театра. Чтение стихотворений о театре. Беседа с детьми «Как я ходил в театр», «Кто показывает театр». Совместные игры со старшими детьми. Изготовление детьми атрибутов для театра. Просмотр фильма о театре. |
Сюжетные действия с театрализованной игрушкой, сопровождаемые ролевым комментарием. |
«Театр сказки». |
||||
«Театр для лесных друзей». |
||||
«Театр кукол». |
||||
18 Летчики |
«Построим самолет» |
Закрепление представление детей о труде взрослых в аэропорту и на аэродроме. Развивать интерес к игре. Отражать в игре знания, полученные в процессе бесед, чтения литературных произведений, просмотра презентаций по теме. Учить объединять игры разной тематики в один сюжет. Использовать предметы-заместители. |
Экскурсия в «Парк Военной техники». Просмотр презентации «Самолеты». Чтение И. Винокурова «Самолет летит», «На аэродроме», «Кто водит самолет». Рассказ о работниках аэропорта. Беседа с детьми «Как я летел на самолете». Совместные игры со старшими детьми. Конструирование самолетов из разного материала. Изготовление атрибутов с участием родителей. |
Участие в детских играх с целью показа игровых действий и ролей. Выбор детей на главные и второстепенные роли |
«Летчики проходят медосмотр» |
||||
«Готовим самолет к полету» |
||||
«Семья летит в отпуск» |
Приложение Б
Конспект занятия к теме № 5 "Транспорт и автобус"
Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на автобусе»
Тема: сюжетно-ролевая игра по ПДД в старшей группе «Путешествие на автобусе».
Цель: формирование навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи:
1. -систематизировать имеющиеся знания и умения поведения на дороге;
2. -способствовать использованию практических навыков поведения на дороге в игровой деятельности;
3. -содействовать развитию правильного поведения на дорогах;
4. -поощрять творческую инициативу детей в игровой деятельности, имеющих разные особенности, способности и интересы;
5. -использование проблемных ситуаций в процессе игры;
6. -использовать усложняющие задания для развития детей;
7. -воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.
Методы и приёмы:
1. Словесный – рассказ, пояснения, одобрения, указания.
2. Игровой – использованы сюжет, игра.
3. Практический – показ, выполнение.
Интеграция образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие,
2. познавательное развитие,
3. физическое развитие.
Атрибуты к игре:
Письмо, билеты, сумка кондуктора, «деньги», руль, фуражка водителя, стулья для автобуса,
Предварительная работа:
1. -циклы занятий из серии «Безопасность на дорогах»;
2. -наблюдения за дорожным движением, работой светофора, транспортом;
3. -рассматривание дорожных знаков;
4. -загадывание загадок о транспорте;
5. -дидактические игры «Угадай, какой это знак», «Запрещается-разрешается»;
6. -придумывание рассказов и сказок по правилам дорожного движения.
Ход сюжетно-ролевой игры «Путешествие на автобусе».
Воспитатель: Ребята, кто это к нам стучится. Сейчас я пойду и посмотрю.
Воспитатель возвращается с конвертом.
Воспитатель: Это нам письмо прислал Дядя Степа. Вот что он пишет:
«Дорогие ребята, здравствуйте! Я вчера проезжал мимо вашего детского сада и видел, как вы играли на транспортной площадке. Очень надеюсь, что вы хорошо знаете правила дорожного движения, и поэтому приглашаю вас к себе в гости, чтобы еще раз рассказать вам о них. С нетерпением вас жду. Ваш дядя Степа».
Воспитатель: Ну что, ребята, поедем в гости к Дяде Степе?
Дети: Да!
Воспитатель: А на чем же мы с вами к нему поедем? Отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, это автобус. И поедем мы на нем в Дяде Степе. Давайте построим автобус из стульев.
Дети строят автобус.
Воспитатель даёт индивидуальные задания для детей по конструированию автобуса (одни строят из стульев, а два ребёнка рисуют схемы автобуса).
Воспитатель: Давайте выберем водителя и кондуктора (дети выбирают водителя и кондуктора)
А что еще нужно, чтобы поехать на автобусе?
Правильно, нужны деньги, чтобы купить билеты. Дядя Степа об этом позаботился и выслал нам вместе с письмом деньги на билет. Билет стоит десять рублей, берите, сколько вам нужно на билет.
Дети берут «монетки» на билет.
Воспитатель: Автобус готов, деньги на билет у нас есть, тогда поехали, занимайте места в автобусе.
Дети садятся в автобус, водитель занимает свое место за рулем.
Кондуктор: Приготовьте, пожалуйста, деньги за проезд.
Кондуктор выдаёт билеты пассажирам.
Воспитатель: А чтобы нам было весело ехать, давайте споем песенку.
Песни «Мы едем, едем, едем в далёкие края», «Голубой вагон».
Автобус останавливается.
Кондуктор: Остановка «Цветочный город».
Входит Незнайка, садится на место (индивидуальное задание для ребёнка, способного к импровизации).
Кондуктор: Незнайка, нужно взять билет.
Незнайка: Какой билет? Ах, билет, сейчас возьму.
Вытаскивает из карманов рогатку, болтики, гайки, бумажки, наконец
находит деньги и начинает считать. «Монеток» не хватает.
Незнайка: У меня не хватает на билет. А мне очень надо к дяде Степе, он научит меня правилам езды на велосипеде.
Кондуктор: Ну что ж, ответь на наши вопросы и можешь ехать.
Воспитатель: (задает вопросы Незнайке о правилах поведения в транспорте)
-Как правильно себя вести в автобусе или маршрутке?
-Кому нужно уступать место в транспорте?
-Можно ли разговаривать с водителем во время движения?
-Как нужно выходить из транспорта?
Незнайка отвечает не всегда правильно, дети ему помогают.
Водитель: У меня случилась беда, Я проколол колесо гвоздем, теперь нужно поменять его. Кто мне поможет?