Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
Введение
При условиях формирования планомерной рыночной экономики повышаются требования к управлению. Это обусловлено повышенной сложностью как производства продукции, так и ее реализации. Если в производстве товаров принимают участие десятки, сотни, а то и больше специализированных предприятий, то возникает необходимость рационального решения большого количества повседневных практических проблем, связанных с обеспечением предприятия квалифицированной рабочей силой, сырьем, материалами, выгодными рынками сбыта товаров и услуг. Без специальных знаний решить этот широкий круг проблем невозможно. Появляется особенная, относительно обособленная сфера управленческой деятельности - менеджмент.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент -это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.
Функции управления (менеджмента) являются одной из важнейших характеристик процесса управления и несут в себе набор действий и решений, на которых основывается весь организационно-производственный процесс предприятия.
Целью данной работы является раскрытие основных функций менеджмента и их место и роль в системе.
Для практической части работы, объектом исследования выступает система управления ООО «Макдоналдс».
Целью исследования данной работы является рассмотрения системы управления предприятия ООО «Макдоналдс». как процесса реализации взаимосвязанных функций, т.е. взаимосвязи функций управления с целями, задачами, структурой управления предприятия, а также определение рекомендаций по совершенствованию функций управления в организации.
В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации, стимулирования, мотивации и контроля.
1. Понятие функций менеджмента и системы менеджмента
Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Процесс менеджмента - это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально - экономической системы.
Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию.
Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
Предвидеть - изучать будущее, устанавливать программу действий. Организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать - связывать, объединять, сочетать все действия и усилия. Контролировать- наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.
Основные функции менеджмента по Файолю:
Рис 1
Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).
В настоящее время различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента.
При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, являющихся наиболее общими для всех видов организаций и любых условий функционирования (рис. 1):
• общие функции менеджмента;
• социально-психологические функции менеджмента;
• технологические функции менеджмента.
Рис 2
Система функций менеджмента
Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях.
Успешный менеджмент в любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций:
• формирование целей;
• планирование;
• организацию;
• контроль.
Часто к ним добавляют функции: мотивации, координации, управления.
Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию.
Технологические функции менеджмента определяют два основных вида деятельности, составляющие содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации.
Общие, социально-психологические и технологические функции взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента, позволяющую четко определить методы и приемы управленческого воздействия на деятельность организации, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.
В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
• общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
• управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
• конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделены на общие и конкретные.
Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействия на объект со стороны субъекта управления.
Функция управления и установления объема работ по каждой функции является основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.
Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТом 24525.0-80 к ним относятся:
• прогнозирование и планирование;
• организация работы;
• мотивация;
• координация и регулирование;
• контроль, учет, анализ.
Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
• перспективное и текущее экономическое социальное планирование;
• организация работ по стандартизации;
• учет и отчетность;
• экономический анализ;
• техническая подготовка производства;
• организация производства;
• управление технологическими процессами;
• оперативное управление производством;
• метрологическое обеспечение;
• технологический контроль и испытания;
• сбыт продукции;
• организация работы с кадрами;
• организация труда и заработной платы;
• материально-техническое снабжение;
• капитальное строительство;
• финансовая деятельность
менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
Рассмотрим же подробно функции в системе менеджмента.
Планирование.
Составление плана - главная роль маркетинга предполагает собою тип работы согласно развитию денег влияния, которые обеспечивают результат установленных полнее. Составление плана используется к значимым решениям, характеризующим последующее формирование компании. В соответствии с концепции германского ученого Д.Пиздец составление плана - данное направленный в перспективу регулярный процедура принятия заключений. Суть планирования выражается в конкретизации полнее формирования компании и любого отделения в раздельности в определенный промежуток: установление домашних проблем, денег их свершения, сроков и очередности осуществлении, обнаружение вещественных трудящийся и экономических ресурсов с целью постановления установленных проблем. Составление плана предоставляет вероятность заранее учитывать внутренние и наружные условия, обеспечивающие подходящие требование с целью стандартного функционирования и формирования компании, компании либо др. скелетного отделения.
В связи с нахождения полнее и проблем возможно отметить последующие фигуры планирования и разновидности проектов:
Формы планирования: - перспективное
среднесрочное
текущее (бюджетный, эксплуатационное)
Виды проектов:
. В связи с нахождения домашней работы: проекты изготовления, проекты реализована, вещественно-технологического обеспечения, экономический проект, проект маркетинговой деятельность, проект согласно БОГ и др.
. В связи с текстуры компании: проект деятельность компании, секции, отделения, отделения.
Планирование подразумевает аргументированный подбор полнее, установление политические деятели, исследование граней и событий, подбор способов свершения полнее.
В связи с ориентированности и нрава осматриваемых проблем отличают 3 типа планирования: хитрое либо многообещающее; среднесрочное и хитрое либо нынешное.
Стратегическое составление плана нацелено в длительное наличие компании и включает период ДЕСЯТЬ-ДВАДЦАТЫЙ года. Оно учитывает исследование единых полнее компании в будущность, устанавливает проект формирования, сущность и порядок реализации событий согласно достижению установленных полнее с учетом денег и предоставления нужными ресурсами. Хитрый проект обязан аргументироваться широкими разработками и подлинными сведениями. Для того чтобы результативно соперничать в современном обществе коммерциала, компания обязана регулярно работать сбором и рассмотрением большого числа данных о сферы, торге, конкурентной борьбы и иных условиях.
Поскольку в обстоятельствах естественного формирования торга представление проектов в численных признаках нельзя, проекты проявляются в высококачественных признаках в варианте мониторингов и проектов. В их основании исполняется координирование многообещающих течений формирования
фирмы с учетом потребностей и ресурсов.
Стратегическое планирование осуществляется в виде:
- долгосрочных планов: где показатели прошлого периода по принципу «будущее будет лучше прошлого» претворяются в программы действий, бюджеты, планы прибылей с определением отклонений фактических показателей от запланированных.
- стратегических планов: показатели развития фирмы на будущий период разрабатываются с учетом научного обоснования проблем, с которыми может столкнуться фирма. Здесь перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии.
Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию.