Файл: Значение и роль мотивации в деятельности организаций.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Значение и роль мотивации в деятельности архивных организаций
1.1 Архивы и общество в постсоветский период
1.2 Сущность функции мотивации
1.3. Теории мотивации: содержательные и процессуальные, их классификация
1.4 Стимулирование как инструмент мотивации
Глава 2. Мотивация как фактор организационного воздействия в архивных органах
2.1 Основные характеристики мотивационного воздействия
2.2 Характер и особенности процесса мотивации в архивных органах
Глава 3. Повышение эффективности механизма мотивации в процессе управления в архивных органах РФ
Введение
В настоящее время организации пытаются правильно мотивировать своих сотрудников, чтобы улучшить производительность труда. Но зачастую менеджеры, занимающиеся этим, сами не разбираются в основных понятиях и методах данного процесса. Ведь суметь вызвать мотивацию у себя и мотивировать других – очень важная составляющая залога успеха. Разумеется, организации берут на работу, прежде всего, тех сотрудников, кто остро в ней заинтересован (и, конечно же, имеет нужную квалификацию). В первое время сотрудник очень быстро и тщательно выполняет свои обязанности, но со временем пыл утихает, и тут перед руководителями и возникает задача - заинтересовать сотрудника так, чтобы он и дальше продолжал активно работать.
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Даже если человек должен выполнять рутинную работу, очень простую по содержанию и легко поддающуюся контролю и учету, работу не требующей особой квалификации, необходимо таким образом построить управление человеком, что он будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом.[1]
Современному руководителю для эффективного осуществления мотивации необходимо глубоко понимать и различать весь спектр потребностей личности, их место в процессе мотивации, их иерархию и взаимосвязь.
С теоретической стороны мотивация это четкий и стратегически выбранный план. Грамотное применение теоретических знаний в этой области на практике позволит руководителю через эффективную мотивацию быстро и рационально достичь целей, стоящих перед архивной отраслью.
Актуальность и важность проблемы мотивации труда и удовлетворенности сотрудников с каждым годом возрастает в компаниях по всему миру. Было проведено множество исследований с целью выяснения влияния удовлетворенности сотрудников работой и мотивации на общую производительность компании; между первым и вторым была выявлена значительная степень взаимозависимости.
Теоретические и методологические проблемы мотивации получили разработку в трудах Е.П. Ильина, В.И. Ковалева, А.Н. Леонтьева, В.С. Магуна, А.В. Петровского, К.К. Платонова, П.В. Симонова, П.М. Якобсона и других известных отечественных психологов.
Мотивация трудовой деятельности сосредотачивает на себе возрастающий интерес ученых и практиков. Поставленную тему затрагивали в своих исследованиях такие российские специалисты, как Соломанидина Т.О., Одегов Ю.Г., Кибанов А.Я., Виханский О.С., Наумов А.И. и другие. Проблему также рассматривали многие зарубежные исследователи: Райнер Нирмайер, Манюэль Зайфферт и Э. Мерман, Кейт Кинан, М. Мескон и Ф. Хедоури.
Объект исследования - Федеральное архивное агентство РФ
Цель работы - исследовать систему методов мотивации в Федеральном архивном агентстве РФ.
Методы исследования курсовой работы - теоретический анализ, изучение литературы, обобщение. Теоретический анализ позволит выделить и рассмотреть особенности и проблемы мотивации в Федеральном архивном агентстве РФ, проанализировать отдельные факты, группируя, систематизируя их, выявить в них общее и особенное.
Сложность мотивации через потребности заключается в том, что характеры людей – это соединение самых различных черт и что существует огромное количество разнообразных конкретных человеческих потребностей, тех целей, которые по разумению каждого человека приводят к удовлетворению его потребностей, а так же типов достижения этих целей.
Актуальность курсовой работы в том, что от уровня мотивации архивного работника зависит успешная работа архивных органов. Отсутствие четко выстроенной системы мотивации может привести к снижению результативности архивных служащих, поэтому совершенствование системы мотивации труда сотрудников – является приоритетным направлением в программе развития Федерального архивного агентства РФ.
Цель курсовой работы – изучение процесса мотивации труда как фактора повышения эффективности процесса управления в Федеральном архивном агентстве РФ. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- определить значение и роль мотивации в деятельности архивных организаций;
- выявить специфику мотивационного процесса трудовой деятельности управления в Федеральном архивном агентстве РФ;
- обозначить пути повышения эффективности механизма мотивации управления в Федеральном архивном агентстве РФ;
Практическая значимость исследования заключается в том, что мотивация труда в большей степени в Федеральном архивном агентстве РФ ориентирована на материальный фактор. Данная работа позволит сместить акцент от материального стимулирования к другим видам и объединить наиболее эффективные способы мотивации в архивной отрасли.
Новизна данной работы заключается в том, что проанализировав общую систему мотивации в архивной отрасли Российской Федерации и проблемы такой мотивации, будут объединены наиболее эффективные, реально осуществимые в нынешних условиях способы мотивации в архивной отрасли, которые приведут к улучшению функционирования архивных органов, и достижения поставленных целей.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, содержит ссылки на использованные источники литературы
Глава 1. Значение и роль мотивации в деятельности архивных организаций
1.1 Архивы и общество в постсоветский период
Известные события августа 1991 г. положили начало новому этапу истории России, как самостоятельного федеративного государства, стремящегося к построению гражданского общества и современной системы экономических отношений. В первых главах новой Конституции страны сформулированы основные условия и предпосылки, необходимые для реализации этих задач. Прежде всего, декларируются равенство всех форм собственности, единое экономическое пространство, широкий круг прав и свобод граждан, в том числе, и свобода доступа к информации.[19]
В соответствии с современным законодательством Архивы являются государственными учреждениями, осуществляющими хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов. В своих взаимоотношениях с Обществом Архивы опираются на законодательство, организационно-нормативные акты и правила, устанавливающие порядок деятельности по выполнению сотрудниками архивов своих служебных обязанностей. В сферу деятельности архивов входят функции по представлению пользователям архивной информации в социально-правовых, научных, культурных и практических целях. Именно эта часть деятельности архивиста приближает его к пониманию интересов как отдельной личности, так и Общества в целом в лице его институтов.
Мотивация действий архивиста определяется задачами, которые ставят перед ними и Государство, и Общество. Если Общество способно поставить на службу своим интересам государственные органы всех ветвей власти, значит оно состоялось как Гражданское Общество.
Значительные изменения в жизни нашей страны после распада СССР и создания Российской Федерации существенно повлияли на состояние Общества, в котором мы жили. Оно вышло из бурных событий августа - декабря 1991 г. политизированным и разноликим. Курс экономических и демократических преобразований, взятый Правительством Б.Н. Ельцина, был понятен и востребован незначительной частью либеральной интеллигенции и примыкающими к ней представителями других слоев и групп населения, ориентированными на европейские демократические ценности.
В этот период Архивы России оказались на передовых позициях востребованности. Огромный информационный ресурс, заключённый в документах АФ РФ стал необходим и Личности, и Обществу, и Государству. Если в период перестройки и гласности М.С. Горбачёва сохранялась санкционированная сверху дозированная разрешительность на открытие информации по основным историческим событиям советской истории, то новый период ознаменовался невиданным ранее интересом Общества к своей истории и Архивам. Начавшийся процесс самопознания нации оказался не остановимым, круг людей, вовлекаемый в этот процесс, постоянно расширялся, охватывая всё новые и новые слои Общества: это были традиционно работающие в Архивах преподаватели школ, вузов, представители исторической науки и других областей знаний, краеведы, музейные работники, журналисты, ветераны ВОВ и труда, наконец, просто граждане России.
Сейчас, анализируя этот период, хочется охарактеризовать его как период осознания архивистами своей нужности и полезности Обществу, что подтверждалось их активной работой по расширению информационного архивного пространства. Архивисты на время забыли о своём низком статусе, о маленькой зарплате, о тяжелых условиях работы в некомфортных помещениях с устаревшими службами обеспечения и изношенным оборудованием.
Состояние федеральных архивов и архивов субъектов РФ в середине 90-х без сомнения можно назвать кризисным. Постоянное бюджетное недофинансирование побуждало руководство Архивов предпринимать различные попытки найти дополнительное финансирование, а также предпринимать различные меры по улучшению положения архивов. В этом ряду следует назвать действия Росархива по отнесению к числу особо ценных объектов культурного наследия 6 федеральных архивов: РГИА, РГАДА, РГАЛИ, ГАРФ, РГАКФД, РГВИА, которые стали получать дополнительное бюджетное финансирование, соответствующее их возросшему статусу.
С июля 1993 г. начала действовать федеральная Программа "Сохранение и развитие культуры и искусства", содержащая подпрограмму "Развитие архивного дела", которая по отношению к нашей отрасли почти не выполнялась вплоть до 2000 г.[19]
Весь период с 1994 г. по 1999 г. был временем выживания федеральных архивови архивов сцбъектов РФ. Основной задачей руководителей коллективов стало привлечение внебюджетных средств, в основном, через реализацию международных договоров на изготовление различных информационных продуктов.
На фоне этих событий выделяется письмо главных хранителей фондов 17 федеральных архивов и центров хранения документации Президенту РФ Б.Н. Ельцину от 31 декабря 1996 г. Данное письмо по своей риторике и эмоциональному накалу превосходило все написанное в адрес власти ранее.
В него было включено описание ужасающего состояния материально-технической базы федеральных архивов, в том числе: отсутствие средств на обязательные работы по реставрации и микрофильмированию документов, непоступление средств на текущее содержание архивов, отсутствие в архивах свободных площадей и полная консервация всех строящихся зданий.
Общий вывод данного обращения сводился к тому, что в сложившихся условиях архивисты не могут обеспечить сохранность вверенных им на хранение документов. Важнейшим моментом письма было также заявление о том, что главные хранители ничего не просят для себя и своих подчиненных, просят только, чтобы утвержденная Указом Президента Программа "Развитие и сохранение культуры и искусства (1997-1999 гг.)" подпрограмма "Развитие архивного дела" начала работать в установленных объемах финансирования[12] .
В ответ на письмо главных хранителей Президент дал поручение
В.С. Черномырдину, где говорилось: "Федеральные архивы, являющиеся национальным достоянием и одним из символов российской государственности, находятся в катастрофическом состоянии. Создалась реальная угроза утраты части архивных фондов. Прошу найти решение обеспечения их жизнедеятельности. Помесячный график погашения задолженности федеральным архивным учреждениям и их финансирования в 1997 г. представьте мне через две недели…".[19]
Однако архивное сообщество не выходило на публичные дискуссии, проблемы отрасли продолжали ставить только в одной плоскости: Росархив - Президент РФ, Правительство РФ.
Отсутствие финансовых средств подвигало руководство Росархива на поиск экономии средств внутри отрасли, что виделось в сокращении числа объектов системы федеральных архивов и сокращении их штатной численности. Результатом этого стало уточнение сети федеральных архивов в 1999 г., когда сеть федеральных архивов сократилась на 6 объектов. Возможно, данные решения способствовали оптимизации структуры сети федеральных архивов, но вряд ли они привели к заметной экономии финансовых средств.
Накопившиеся в отрасли проблемы требовали решения. Начало перелома в жизни федеральных архивов, на наш взгляд, было положено в 1998г. выступлением Руководителя отрасли В.П. Козлова на Межведомственной Комиссии по информационной безопасности Совета безопасности, где были изложены проблемы обеспечения безопасности Архивов с точки зрения национальной безопасности.
Последнее пятилетие нашей современной истории, наверное, сохранится в памяти как период определенной стабилизации финансово-экономического положения Архивов всех уровней. Только в рамках подпрограммы "Архивы России" ФЦП "Культура России (2001-2005 гг.)" было выделено 765,6 млн. руб., что позволило восстановить производство важнейших видов работ по обеспечению сохранности документов АФ РФ, произвести модернизацию противопожарных и охранных систем ряда федеральных и государственных архивов, продолжить строительство архивных зданий, оснастить архивы компьютерным и другим профессионально необходимым оборудованием.