Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретическое обоснование налогообложения, функции и сущность налогов
1.1 Понятие налога и становление налогообложения.
1.2 Функции и сущность налогов
1.3 Налоговый учёт, его сущность
Глава 2. Практическое применение налоговой отчётности на предприятии
Введение
Актуальность. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Происходящие кардинальные изменения в развитии Российской экономики и часто меняющееся налоговое законодательство влияют на постоянно повышающиеся требования к подготовке специалистов по налогообложению. В связи с этим, передо мной встаёт цель главной задачей которой является поэтапное изучение и выделение информации, на анализе действующих законодательных и нормативных положений, изучения исторических, экономических и юридических литератур для полнейшего понимания основ налогового учёта и отчётности. Ведение налогового учёта и отчётности является одной из функций налоговой системы РФ. Налоговая система отражается на состоянии жизненного уровня населения и экономики в целом. Это свидетельствует о важном назначении налоговой службы и серьезной ответственности всех ее органов.
Цель работы: изучить функции налогообложения и провести начисление налога на предприятии.
Объект исследования: виды и начисление налогов на предприятии.
Предмет исследования: налоговый учет на предприятии ООО «Урожай-2» .
На основании поставленной цели, выделим основные задачи:
- Изучить имеющуюся литературу по теме нашего исследования.
- Изучить и сделать анализ налогообложения.
- Определить функции налогового учета.
- Сделать начисление налога на предприятии ООО «Урожай-2».
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.
1.Теоретическое обоснование налогообложения, функции и сущность налогов
1.1 Понятие налога и становление налогообложения.
Налоги — это обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.[1] В современном обществе налоги — основной источник доходов государства.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. История налогов насчитывает тысячелетия. Они стали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования (рис.1).
Рисунок 1. Виды налогов в Российской Федерации
Историческое становление налогообложения, можно рассмотреть в виде хронологической таблицы[2]:
IV–III вв. до н. э. в Древнем Риме.
Возникает одна из первых организованных налоговых систем.
63 г. до н. э.–14 г. н. э. Августом Октавианом
Проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут».
IX век в Древней Руси.
Введена основная форма налогообложения, которая представляла собой поборы в княжескую казну, которые именовались «данью».
XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой
Дань выступает формой регулярной эксплуатации русских земель.
В 1257–1259 гг. Иван III
Ввел первые русские косвенные и прямые налоги.
1655 г. царь Алексей Михайлович
Создает специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
В 1724 г. Петр I
Заменил налог подворное обложение на подушный налог. В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств – четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.
В 1780 г. Екатерина II
Созданы специальные государственные органы: Экспедиция государственных доходов, Экспедиция ревизий, Экспедиция взыскания недоимок.
В 01.01.1917 г. Николай II
Утвердил закон о подоходном налоге.
В 1930-х гг. СССР
Значение налогов резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как средства политической борьбы.
В 1930–1932 гг. в СССР
Проводится кардинальная налоговая реформа, в результате которой упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах – налоге с оборота и отчислениях от прибыли.
21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР
Был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Основным налоговым платежом того периода выступал налог с оборота, своего рода акциз на товары народного потребления – хрусталь, мебель, кофе, автомобили, спиртное и т. д.
Май 1960 г. Н. Хрущев
Отменяет налог с заработной платы рабочих и служащих.
1980г. Перестройка.
Возрождение системы налогообложения.
1980-х гг. объективно вызвала возрождение отечественного налогообложения. Августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления России как политически самостоятельного государства. Именно в этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная налоговая реформа. В декабре 1991 г. налоговая система России в основном была сформирована.[3]
1.2 Функции и сущность налогов
Налогообложение — важнейшая область экономико-правовых отношений и одними налоговыми законами ее не решить.
Налоги в реальном налоговом механизме — безвозвратная, безэквивалентная и срочная форма принудительного взыскания с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом части их дохода с целью удовлетворения общественно необходимых потребностей. Наряду с налогами в структуре налоговой системы в конкретном пространстве и во времени определенное место занимают пошлины и сборы. Пошлина — соответствующая обязательная плата за совершение государственными и иными органами юрисдикции действий в интересах заявителя.[4]
Сбор — это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.[5]
Налогообложение формируется под давлением и комплексным воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества.
Устанавливая налоги, правительство пытается решить, каким образом собрать все необходимые ресурсы из домашних хозяйств и предприятий и вливается в коллективное потребление и инвестиции. А средства, полученные от налогообложения, будут являться механизмом, с помощью которого реальные ресурсы трансформируются из частных благ общественные.
Налоги взимаются ни только с целью поступления денежных средств в государственную казну. Вводя налоги, увеличивая или уменьшая их, правительство имеет возможность препятствовать или содействовать определенным видам и формам экономической деятельности или производству, продаже, потреблению некоторых товаров.
Налоги помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, регулировать количество денег в обращении (рис.2).
Рисунок 2. Классификация налогов в РФ[6]
Налогами облагаются, с одной стороны, физические лица, граждане, получающие определенного вида доходы и имеющие подлежащие налогообложению имущественные ценности.
Все кто уплачивает налоги, называются налогоплательщиками. Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение.
Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции — фискальную, стимулирующую и регулирующую. Функции налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.[7]
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.[8]
Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.[9]
Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. [10]
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Рисунок 3. Основные функции налогов в Российской Федерации.
Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов.
В то же время, достигнутое в результате, экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов.
1.3 Налоговый учёт, его сущность
Впервые понятие «налоговый учет» в законодательстве появилось с момента введения в действие Главы 25 Налогового кодекса (налог на прибыль), то есть с 1 января 2002 года. Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.[11]
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.[12]
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учётную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учёта принимается с начала нового налогового периода, в при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.