Файл: Функции и сущность налогов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данные налогового учёта должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в в текущем налоговом (отчётном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.[13]

Формы аналитических регистров налогового учёта для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учёта, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

  • наименование регистра
  • период (дату) составления
  • измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении
  • наименование хозяйственных операций
  • подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.[14]

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.[15]

Значение и задачи налогового учета определяются ролью системы налогообложения в стране. Влияние налогов на экономику на этапе переходного периода к рынку изучается сравнительно недавно и до сих пор проблематично. Общепризнанным является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. В силу этого государство берет на себя регулирующие и аккумулирующие функции. Но сама система налогообложения функционирует на микроуровне, т.е. основные функции налогов осуществляются на уровне субъектов — конкретных налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц.


К функциям налогового учета мы относим следующие: фискальная; информационная; контрольная.

Посредством первой, фискальной функции налогового учета, реализуются государственные задачи наполняемости бюджета. Многие положения Закона «О налогах…» (Налогового Кодекса)[16] и инструктивных актов устанавливают режим, что получение необходимой информации для расчета требует определенных расчетов, вычислений, напрямую не вытекающих из данных финансового учета. Так, при расчете сумм подоходного налога подлежащих уплате в бюджет необходимо рассчитать совокупный годовой доход, размер которого отличается от бухгалтерского дохода. Также расходы и затраты, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) приходится пересчитывать в целях налогообложения. Правила и принципы пересчета действуют в интересах государства.

Информационная функция налогового учета несколько перекликается с фискальной функцией, и состоит в количественном измерении и качественной характеристике за конкретный период финансового положения налогоплательщиков. В связи с выполнением этой функции главное требование к налоговому учету — правильный и реальный учет налогооблагаемых показателей; обеспечение необходимой информацией в разрезе каждого вида налога и сборов о своевременности платежей и сроках ликвидации задолженностей по налогам и другим платежам в бюджет.

Контрольная функция. Современное налогообложение представляет собой достаточно сложный процесс расчета соответствующих налоговых платежей, таких как объект налогообложения, налогооблагаемая база, льготы и др. В то же время большинство учетных документов и форм сложились тогда, когда проблемы налогообложения не стояли так остро. В настоящее время через разработку специальных форм и расчетов (декларации и их положения, счета-фактуры и др.) налоговые органы осуществляют контроль и надзор за исполнением налогоплательщиками своих налоговых обязательств.[17]

Рисунок 4. Схема содержания оптимизации налогов.

Надлежащее выполнение функций и задач налогового учета обеспечивается общепринятыми принципами учета. Они тесно связаны с такими принципами налогообложения;

  • обязательности
  • определенности;
  • справедливости;
  • единства;
  • гласности.[18]

Принципы учета разрабатываются людьми и в отличие от законов физики, химии и других естественных наук, они не являются вечными истинами. Общее признание учетных принципов обычно зависит от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация имеет смысл и принесет пользу тем, кому она необходима. Например, информация о текущих платежах и размере корпоративного подоходного налога нужна налоговикам для контроля за использованием бюджета, значит она уместна.


Следующие принципы налогового учёта:

  • начисления непрерывности,
  • понятности,
  • существенности,
  • значимости,
  • достоверности,
  • нейтральности,
  • осмотрительности,
  • завершенности,
  • сопоставимости,
  • последовательности.[19]

Принцип непрерывности в налоговом учете предполагает, что субъект, как налогоплательщик будет функционировать и в будущем; с присвоением ему РНН за ним будет осуществляться постоянный контроль со стороны налоговых органов.

Принцип существенности в налоговом учете тесно связан с достоверностью и значимостью информации налогового учета. Так, устанавливая очередность платежей налоговой задолженности: пени, штрафы и сумма налога, или наоборот, налоговые органы определяют существенность того или иного платежа для бюджета.

Принцип осмотрительности в налоговом учете четко проявляется при определении меры ответственности налогоплательщиков в условиях принудительного взыскания задолженности по налогам. Принцип последовательности в налоговом учете предполагает, что принятая налоговая политика также как учетная политика осуществляется согласно утвержденных норм, методов и процедур, согласованных с налоговыми органами. Таким образом, мы остановились на наиболее часто используемых в налоговом учете принципах учета.

Вместе с тем, налоговый учет функционирует на основе своих специфичных принципов:

  • принципы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения;
  • принципы международного налогообложения;
  • принципы предоставления льгот при налогообложении;
  • принципы определения налогооблагаемой базы и др.
  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета.[20]

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную НК РФ.

Место налогового учета в системе национального учета определило выбор объектов и содержание метода его ведения. Для налоговых служб объектом внимания выступают хозяйственная деятельность налогоплательщиков. Для бухгалтера, осуществляющего налоговый учет, объектом внимания служат налогооблагаемые показатели и источники их возмещения.


Поскольку налоговый учет, в большом объеме ведется на предприятиях, то объекты и предмет налогового учета будет рассмотрен с точки зрения налогоплательщиков. Тогда к объектам налогового учета можно отнести три группы налогооблагаемых показателей:

1) имущество (долгосрочные активы)

2) доходы от предпринимательской деятельности (все виды)

3) разница в оценке стоимости активов.[21]

Или, иначе говоря, к объектам налогового учета можно отнести налогооблагаемые показатели или объекты налогообложения, которые различаются по видам налогов и сборов, а также источникам платежей.

Глава 2. Практическое применение налоговой отчётности на предприятии

2.1 Применение налогового учёта на предприятии

В настоящее время современные организации независимо от вида, форм деятельности и подчиненности ведут бухгалтерский учёт имущества, обязательств, хозяйственных операций согласно действующему законодательству и нормативным документам. Изменения, которые происходили в российской налоговой системе до сегодняшнего дня, привели к тому, что для целей налогообложения одних только данных бухгалтерского учета стало недостаточно. Поэтому ведение налогового учёта вместе с бухгалтерским учетом, стало необходимостью для каждого предприятия.

На практике оптимальным вариантом организации налогового учёта является вариант, при котором необходимые для исчисления налога данные можно получить из бухгалтерского учёта. В этом случае достаточно определить в учетной политике, что тот или иной регистр бухгалтерского учёта будет использоваться как источник информации для составления декларации. Обобщающим признаком бухгалтерского и налогового учёта является формирование конечных данных налоговой отчетности.

В России действуют 2 вида налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства: общий и специальный.

Юр.лица обладающие статусом субъекта малого предпринимательства, как и предприниматели могут применять общий режим налогообложения в добровольном порядке. Исключение - виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вменённый доход.


систему юридические вправе приме в как видов организации, и отдельных видов случае, по из деятельности уплачивает ЕНВД.

общим налогообложения федеральные, местные и предусмотренные налогоплательщиков кодексом Федерации.

отметить, что в отношении предпринимателей законодательство требует ведения учёта, то отношении организаций оно обязательно.

нормативным документом, бухгалтерский учёт, Закон «О учёте».

учёт обязаны все организации от организационно правовой формы. настоящее время обязанности ведения учёта освобождены организации, перешедшие упрощённую систему (за исключением основных средств нематериальных активов), ведут учёт и расходов физические лица, предпринимательскую деятельность образования юридического которые ведут учёт доходов расходов в установленном налоговым Российской Федерации.

Специальные налоговые режимы введены Федеральным законом от 29 декабря 2001 г. в раздел VIII НКРФ. Они предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе за совокупности одним налогом.

Специальные режимы - особый порядок налогообложения и (или) вид федерального переход на и уплату освобождает от по уплате федеральных налогов сборов, региональных местных налогов.

Освобождение от налогов предусмотрено:

  1. Для предприятий - на прибыль организаций, на имущество, а также НДС, которые им заменены единым налогом, полученным по результатам хозяйственной за налоговый период;
  2. Для индивидуальных предпринимателей на доходы лиц (в доходов, полученных осуществления предпринимательской на имущество лиц (в имущества, используемого осуществления предпринимательской а также (с доходов, от предпринимательской выплат и вознаграждений, исчисляемых в пользу лиц) и (за исключением при ввозе на таможенную РФ).

остальные действующие и сборы субъектами в с общим налогообложения.

Упрощенная система налогообложения (УСН) действует 1 января 2003 г. регулируется ст.346.11-346.25 НК РФ.

При организаций и предпринимателей установлены ограничения:

1. Для их доход реализации за месяцев того ко подается о не превышать млн (без НДС).

Средняя численность организаций индивидуальных за (налоговый) не превышать человек.

3. стоимость средств нематериальных у определяемых соответствии законом бух. не превышать млн. руб.

Налогоплательщики - организации, том числе малого бизнеса, индивидуальные предприниматели, на упрощенную налогообложения и её в порядке.

Объектом налогообложения либо доходы, доходы, уменьшенные величину расходов. самостоятельно выбирают налогообложения.