Файл: «Ликвидность и платежеспособность банка и основы управления ими (на примере ПАО «Сбербанк России»)».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 876
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы ликвидности и платежеспособности коммерческого банка
1.1 Понятие и сущность ликвидности и платежеспособности коммерческого банка
1.2. Подходы к оценке ликвидности и платежеспособности банка
Глава 2. Анализ ликвидности и платежеспособности ПАО «Сбербанк России»
2.1. Общая характеристика ПАО «Сбербанк России»
2.2. Оценка ликвидности и платежеспособности ПАО «Сбербанк России»
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению ликвидности и платежеспособности ПАО «Сбербанк России»
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению ликвидности и платежеспособности ПАО «Сбербанк России»
Основа финансовой устойчивости коммерческого банка – увеличение прибыли.
Для того, чтобы определить основные направления повышения финансовых результатов банка рассмотрим основное балансовое уравнение банка, представляющее баланс как генератор счетов доходов и расходов:
ЧД = (ПД – ПР) – РПП + (НПД – НПР) – Н +(–) ДЦБ,
где ЧД – чистый доход банка;
ПД – процентные доходы;
ПР – процентные расходы;
РПП – резерв на покрытие потерь по ссудам;
НПД – непроцентный доход;
НПР – непроцентный расход;
Н – налоги, выплачиваемые банком;
ДЦБ – доход (убыток) от ценных бумаг.
Из данного основного уравнения банка вытекает, что увеличение прибыли ПАО «Сбербанк России» возможно за счет:
- управления гэпом (ПД – ПР), то есть процентным риском;
- управления качеством ссудного портфеля (РПП), то есть кредитным риском;
- повышения качества услуг (НПД);
- управления величиной издержек (НПР), или контроля над накладными расходами;
- управления налогами (Н);
- управления инвестиционным портфелем, когда рыночная цена превышает балансовую цену (ДЦБ).
Как показало проведенное исследование, наиболее актуальной проблемой ПАО «Сбербанк России» является снижение процентных доходов. При этом важно отметить, что потребительское кредитования в настоящее время является одним из самых доходных источников банковского бизнеса. В то же время в настоящее время для России одной из самых важных проблем является насыщение рынка, то есть практически все платежеспособное население уже имеет потребительские кредиты, а в условиях сложной экономической ситуации не хочет брать новые. Общие проблемы потребительского кредитования населения представлены в таблице 6.
Таблица 6
Общие проблемы потребительского кредитования физических лиц в коммерческих банках
Проблемы потребительского кредитования физических лиц |
|||
⇒ |
1 |
⇒ |
Отсутствие кредитной истории |
⇒ |
2 |
⇒ |
Заемщик не может официально подтвердить уровень доходов |
⇒ |
3 |
⇒ |
Отсутствие залоговой недвижимости |
⇒ |
4 |
⇒ |
Проблема оценки реальных возможностей поручителей |
⇒ |
5 |
⇒ |
Отсутствие альтернативной возможности потребительского кредитования, например с помощью мобильного телефона |
⇒ |
б |
⇒ |
Большое количество «заградительных» кредитных программ |
От эффективности кредитной деятельности банка зависит его устойчивость к рискам. Поэтому целесообразным является применение таких мероприятий для совершенствования системы управления кредитной задолженностью в ПАО «Сбербанк» как:
1. Страхование ответственности заемщиков банка за своевременное погашение сумм по каждой вновь выдаваемой ссуде (страхование банковского кредита);
2. Применение реструктуризации задолженности в бизнес – процессе кредитования юридических лиц с целью снижения риска невозврата кредита.
Страхование кредитов представляет собой совокупность видов страхования, которые предусматривают выплату возмещения страховой компанией в результате невыполнения должником обязательств по возврату кредита или по уплате процентов за использование кредита согласно условий кредитного договора. То есть целью такого страхования является уменьшение или устранение кредитного риска и защита интересов кредитора в случае неплатежеспособности должника или неоплаты долга по иным причинам. Договор заключается между страховой компанией и заемщиками[27].
Объектом страхования выступает ответственность заемщика перед банком, выдавшим кредит, за своевременное и полное погашение кредита (либо кредита и процентов по нему).
Данные услуги страховых компаний имеют высокий потенциал роста, так как кредитование является для банка основным и наиболее доходным видом активных операций. При этом качество активов тесно связано с множеством рисков предпринимательской деятельности, и передача части этих рисков страховщику обеспечивает более высокий уровень надежности заемщика, создавая предпосылки к снижению кредитного риска для банка и улучшению качества его активов.
Одной из проблем кредитного страхования является то, что банковская система страны на сегодняшний день более развита, нежели страховая. Ни ОСАО «Военная страховая компания», ни ОСАО «Ингосстрах» будучи крупнейшими страховыми компаниями федерального уровня и лидерами отечественного страхового рынка как по объемам страховых премий и сумме выплаченных страховых возмещений, так и по основным балансовым показателям, ни какая-либо другая страховая компания не в силах предложить такой страховой продукт как страхование ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за своевременное погашение сумм по кредиту.
Зато данные компании предлагают сегодня страхование торговых кредитов, выдаваемых юридическим лицам. Одним из важных условий, на которых предоставляется данный страховой полис, является переуступка права на получение страхового возмещения банку или факторинговой компании, финансирующему оборотные средства Страхователя.
Учитывая тот факт, что удельный весь кредитов, выдаваемых юридическим лицам банком, используется для целей пополнения оборотных средств, предлагаемый страховыми компаниями вид страхования, из ныне существующих, подходит наилучшим образом.
Рассмотрим такую ситуацию, возьмем, к примеру, выданные в 2014 г. возобновляемые кредитные линии, поскольку целью всех возобновляемых кредитных линий является пополнение оборотных средств, вычленим из них ссудную задолженность, которая находится на просрочке (для этого используем ведомость остатков по видам кредитов по состоянию на 01.12.2016 г.) и смоделируем ситуацию, когда данные кредитные линии были бы обеспечены страхованием имущественных интересов заемщика (страхователя).
Рассмотрим эффективность страхования имущественных интересов заемщика для банка.
Если страховое возмещение составит 80% от суммы контракта, а кредитование осуществляется в пределах сумм контракта, то планируемый остаток просроченной ссудной задолженности уменьшится, что повысит качество кредитного портфеля банка и его ликвидность. Представим в виде таблицы 7.
Таблица 7
Эффективность страхования имущественных интересов заемщика при предоставлении возобновляемой кредитной линии
Остаток ссудной задолженности |
Базовый период, руб. |
Доля, % |
Прогнозируемый период, руб. |
Доля, % |
Срочная |
1151330 |
95,32 |
1151330 |
99,03 |
Просроченная |
56496 |
4,68 |
11299 |
0,97 |
Итого |
1207826 |
100 |
1162629 |
100 |
Анализируя данные таблицы 7, можно прийти к выводу, что при страховании имущественных интересов заемщика по контрактам, доля просроченной ссудной задолженности по возобновляемым кредитным линиям уменьшится с 56 496 тыс. руб. или 4,68% до 11 299 тыс. руб. или 0,97%, то есть в 4,82 раза.
Для реализации данного мероприятия ПАО «Сбербанк» может позволить инвестиции в развитие страхового бизнеса, использовав уже имеющиеся дочерние компании для диверсификации бизнес-процессов.
В процессе оценки кредитоспособности заемщика и рассмотрения методов обеспечения кредитов банк должен учитывать не только финансовое состояние заемщика, но и общую экономическую и политическую ситуацию в стране. Трудно надеяться на успешное завершение работы по возврату кредита в условиях кризисного состояния экономики страны. В таком случае руководству банка следует рассмотреть все разумные альтернативы возврата средств, хотя бы частичного. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, использование гарантийных прав, перепродажа кредита с дисконтом третьей стороне. При наличии достаточного обеспечения реализация права на залог фактически остается единственной реальной возможностью возвращения долга.
В результате выхода на массовый кредитный рынок с разработкой ритейловых программ по кредитованию для банка важно правильное определение и учет всех рисков, а также разработка алгоритмов работы с проблемными кредитами. Исходя из опыта работы банков, именно четко разработанный алгоритм действия в случае возникновения проблемных кредитов и просрочек по ним дают возможность максимально вернуть долг. Правовые методы регулирования просрочек по кредитам зависят от оснований ее возникновения. Такими основаниями могут быть[28]:
- возникновение технической просрочки;
- несчастный случай (смерть, утрата заемщиков трудоспособности, утрата обеспечения кредита);
- ухудшения в финансовом положении заемщика (потеря работы, снижение доходов, другие долги).
Возникновение технической просрочки происходит в основном из-за невнимательности заемщика: перечисление денег по неверным реквизитам, неточность расчета платежа, забыл оплатить в срок или пропуск платежа из-за командировки или отпуска. В результате таких просрочек банк несет ущерб, несмотря на их незначительный размер, поскольку в результате этого снижаются его показатели по отчетности, что влечет за собой необходимость повышения резервов под обеспечение кредитов.
Разработка систем раннего выявления проблемных кредитов является довольно сложной, поскольку человеческий фактор при этом является наиболее серьезной проблемой. Учитывая, что часто сотрудники сами могут не информировать о тревожных ситуациях боясь критики за то, что подвергают банк сложным ситуациям. Кроме того, исходя из опыта, часто проблемные кредиты даже при их выявлении могут значительно хуже сказаться на деятельность банка, чем думали сами сотрудники. В результате этого идет потеря времени. Однако ситуация может ухудшаться еще и в результате того, что часто руководство банка зная о таких кредитах, скрывает их пытаясь компенсировать их путем выдачи еще более рискованных кредитов и спекуляциям.
Для того, чтобы избежать подобных ситуаций в банке необходимо периодически осуществлять объективные обзоры по кредитам силами отдела внутреннего контроля, для того, чтобы выявлять упущенные и скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности по кредитам. Довольно часто такие кредиты вывялятся органами надзора и регулирования. Однако, для того чтобы снизить вероятность возникновения проблемных кредитов, необходимо осуществлять работу по предотвращению подобных ситуация на стадии принятия решений по выдачи кредитов при участии сотрудников службы внутреннего контроля. Эта же служба должна обеспечивать постоянный мониторинг всех кредитных договоров и первой определять возможность возникновения кредитах рисков по каждому заемщику.
Кроме того, даже в случае выдачи кредита заемщику, который соответствует всем параметрам кредитоспособности необходимо следить за ситуацией, поскольку финансовое состояние заемщика может измениться. При любых нарушениях кредитного договора должны проводиться расследования. Особое внимание должно удаляться нарушениям запретных оговорок, которые ограничивают объемы дополнительных заемных средств.
Возникновение финансовых признаков проблемности кредитов может быть в случае модификации кредитов, которые взял заемщик, к примеру, в случае если краткосрочные кредиты каждый раз возобновляются в результате чего происходит их посеянное продление или рефинансирование. Часто возникаю ситуации, когда заемщик просить о продлении кредитов либо об увеличении кредитных лимитов, что может говорить о ненормальном движении денежных средств. Такие факты должны быть расследованы.
Несмотря на то, какими являются признаки проблемности кредита, они должны привлекать особое внимание и настораживать кредитных сотрудников. Чем раньше они будут выявлены, тем больше времени выигрывает банк в сборе информации и разработке необходимых мер по снижению риска от таких кредитов. Универсальных мер по снижению рисков от проблемных кредитов нет, здесь все зависит от ситуации и условий по кредиту.
В случае, когда сотрудник банка заметил ухудшение по выплатам кредит, он обязан:
- провести анализ проблем заемщика;
- проконсультироваться с сотрудников, который занимается проблемными кредитами и с руководством;
- рекомендовать переведение кредита в более низкую классификационную группу по качеству;
- провести сбор информации о возможность возникновении подобных ситуаций и риском при работе с данным клиентом;
- изучить возможность получения обеспечения;
- разработать план по корректирующим мерам.
Проведение сбора информации является важным поскольку может помочь при выявлении проблемы и степени ее сложности. После того как информация собрана, можно переходить к определению последующих действий и разработке плана. Наиболее универсальных планов по спасению кредитов нет, так как каждый проблемный кредит уникален, однако существует несколько распространенных подходов по решению этой проблемы[29]:
- проведение разработки программы по изменению структуры задолженности;
- получение дополнительных документов и обеспечения;
- удержание дополнительного обеспечения;
- осуществление продажи обеспечения;
- обращение к поручителю;
- осуществление организации финансовой помощи заемщику путем привлечения другого финансового института (при рефинансировании).