Файл: История и развитие индивидуального предпринимательства.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 240
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ
1.1. История и развитие индивидуального предпринимательства
1.2. Индивидуальное предпринимательство как самозанятость населения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Финансовые аспекты стимулирования развития индивидуального предпринимательства
2.2. Правовое регулирование индивидуального предпринимательства
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
3.1. Индивидуальное предпринимательство в системе малого бизнеса
3.2. Проблемы развития индивидуального предпринимательства в России
Широкое участие в хозяйственной практике индивидуальных предпринимателей требует наличия в законодательстве, во-первых, четко определенных общих положений, единых для всех предпринимателей независимо от сферы их деятельности; во-вторых, специальных положений, определяющих правовой статус индивидуального предпринимателя в конкретной сфере деятельности. На сегодняшний день законодательство, регламентирующее деятельность индивидуального предпринимателя, по существу еще находится в стадии формирования и содержит рад норм, требующих уточнения, а иногда и изменения [4].
Выводы ко второй главе
Таким образом, правовое регулирование индивидуального предпринимателя предполагает наличие у предпринимателя установленных законом обязанностей, за нарушение исполнения которых он подвергается штрафным санкциям или иным неблагоприятным последствиям. Предприниматель должен у установленном размере и своевременно уплачивать в бюджет налоги и сборы, отчитываться по итогам налогового периода о своей деятельности в уполномоченные государственные органы. Ответственность предпринимателя, в отличие от иных субъектов хозяйственной деятельности носит неограниченный характер, так как последний несет ответственность всем своим имуществом по обязательствам.
РАЗДЕЛ 3
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФОРМА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА
3.1. Индивидуальное предпринимательство в системе малого бизнеса
Дальнейшее углубление экономической реформы, развитие рыночных отношений в стране может быть достигнуто с помощью формирования конкурентной среды путем развития предпринимательства, создания условий для работы предприятий малого и среднего бизнеса. Предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной экономики, один из факторов ее нормального функционирования, поэтому экономическое и социальное развитие России должно быть связано с увеличением масштабов вовлечения людей в предпринимательскую среду.
Малое предпринимательство имеет большое народнохозяйственное значение в России в силу ряда обстоятельств:
• малый бизнес участвует в формировании конкурентных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах и услугах, повышению их качества и культуры обслуживания;
• развитие малого бизнеса позволяет создать дополнительные рабочие места, а следовательно, имеет не только экономическое, но и социальное значение;
• в малом бизнесе более эффективно использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
• с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении экономического и общественного порядка в стране [2].
Между тем развитие предпринимательства в России происходит недостаточно быстро и эффективно. Частично это может быть обусловлено противоречивостью законодательной базы развития предпринимательства, отсутствием четкой политики и действенной системы мер в области поддержки малого бизнеса, незавершенностью процесса формирования многообразия форм хозяйствования и инфраструктуры, адекватных рыночным отношениям, недостаточностью материальных и финансовых ресурсов для оказания реальной поддержки формирующимся предпринимательским структурам, слабостью координации в подготовке и переподготовке кадров для сферы предпринимательства.
Сложившаяся в малом бизнесе ситуация является отражением перечисленных причин. В настоящее время, по данным Росстата, сфера малого бизнеса обеспечивает постоянную занятость около 16 % населения, в ней производится более 8,5 % товаров и услуг. Помимо этого около 39 % работников заняты в малом бизнесе в качестве внешних совместителей и 22 % — выполняют работы по договорам гражданско-правового характера. Данные показатели имеют тенденцию к росту, однако они ниже аналогичных показателей в развитых странах в 3-5 раза, что говорит о большом нереализованном потенциале малого бизнеса России.
Имеет место неравномерность развития малых предприятий по отраслям. Преобладание численности предприятий, объема выпускаемой продукции, а также численности занятых отмечено в сфере торговли и общественного питания, что иллюстрирует небольшое желание предпринимателей заниматься производственным бизнесом, а показывает стремление вкладывать средства и работать в сфере быстрой окупаемости и меньшего риска — торговле. Именно в этой сфере отмечается также наибольшее количество предпринимателей, работающих без образования юридического лица [2].
Согласно Федеральному закону № 88-ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации (юридические лица), отвечающие определенным условиям по численности работников и доле участия субъектов РФ и других организаций, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
Вместе с тем статистический учет основных показателей деятельности ведется Федеральной службой государственной статистики раздельно. В связи с этим представляется интересным проведение совместного анализа динамики развития малых предприятий — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, работающих без образования юридического лица. В качестве исходных данных для анализа взяты данные официальных изданий Федеральной службы государственной статистики (Росстат) за 1998 № 88-ФЗ 2005 гг.
Индивидуальное предпринимательство как составляющая часть малого бизнеса стало важным звеном экономики и социального развития общества. Так, численность индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в налоговых органах, в 2004 г. составила около 4,7 млн. человек, или 37,4 % от всех занятых в малом бизнесе и около 10 % от всего занятого населения РФ.
3.2. Проблемы развития индивидуального предпринимательства в России
Индивидуальное предпринимательство в России, как и в других странах, традиционно относится к малому бизнесу, и является важным показателем экономического развития страны. Экспертные оценки относительно перспектив развития индивидуального предпринимательства в России весьма неоднозначны.
Изменения в российском законодательстве 2013 года относительно увеличения налоговых ставок привели к стремительному сокращению числа индивидуальных предпринимателей в стране в результате двукратного увеличения с 1.01.2014 года минимального обязательного объема налоговых и страховых отчислений до 36 тыс. рублей в год.
Предполагаемый к уплате объем страховых взносов, по оценкам экспертов, составляет до 70% дохода ИП, что делает несообразным осуществление легальной предпринимательской деятельности. В результате прогнозируется развитие «теневого» нелегального предпринимательства.
Но есть и иная точка зрения, согласно которой перспективы малого бизнеса в России выглядят весьма оптимистично. Правовыми предпосылками оптимистического прогноза являются положительные изменения в налоговом законодательстве, к которым можно отнести: с 2013 года индивидуальные предприниматели больше не должны предоставлять в налоговый орган промежуточную отчетность, возможность уменьшить сумму единого налога на сумму платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, вновь зарегистрированному ИП для подачи уведомления о переходе на УСН отводится 30 дней, а не пять дней, как раньше.
Нельзя сказать, что в нашей стране совсем не уделяется внимание развитию малого бизнеса. В 2007 году был принят Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором были обозначены цели и задачи государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Среди них: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств и ряд других положений.
В январе 2016 года Президент РФ В.В. Путин подписал перечень поручений по итогам форума, организованного Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», где были определены направления развития сегментов рынка субъектов малого и среднего бизнеса, критерии эффективности кредитной политики по кредитованию данного направления экономики.
В документе, в частности сказано: "Правительству Российской Федерации совместно с Банком России обеспечить включение в систему оценки эффективности кредитных организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем Российской Федерации или Банка России, ключевого показателя, характеризующего динамику кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в целях определения оснований для премирования руководителей таких кредитных организаций" [1].
В настоящее время по статистике Сбербанка России одним из самых выгодных предложений по кредитованию малого и среднего бизнеса является кредит «Бизнес-Доверие» со следующими условиями: кредит без залога сроком до 48 месяцев и суммой до 3млн. рублей с процентной ставкой 18.97%. Требования к кандидатам таковы: годовая выручка компании не должна превышать 400 млн. рублей, для индивидуальных предпринимателей максимальный возраст до 70 лет на дату окончания кредитования, и определенный срок ведения хозяйственной деятельности разный для различных видов деятельности, но не менее трех месяцев. Можно сделать вывод, что для начала бизнеса кредитов не предусмотрено. О какой же государственной поддержке малых предпринимателей может идти речь с такой процентной ставкой?
Другой проблемой является невозможность сбыта своей продукции, в частности продукции сельского хозяйства, производимой небольшими фермерскими хозяйствами. Продукция многих предпринимателей не может попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества, а в результате сложностей с сортировкой, упаковкой, доставкой и другими особенностями продажи такой продукции. Следовательно, должны быть организованы специальные рынки сбыта, и в их организации первая роль должна принадлежать региональным и местным органам власти. Это могут быть специализированные магазины, сезонные и постоянно действующие ярмарки, выставки - продажи и другие варианты [1].
Можно сделать вывод, что, несмотря на некоторое внимание со стороны государственной власти и некоторые позитивные законодательные изменения, развитие индивидуального предпринимательства в России существенно осложнено.
Очевидна необходимость принятия специального закона об индивидуальном предпринимательстве, в котором необходимо предусмотреть различный правовой режим ведения предпринимательской деятельности по различным видам деятельности и объемам дохода. Ведь совершенно очевидно, что нельзя с одними законодательными мерками подходить, например, к деятельности учителя, который занимается репетиторством и к деятельности предпринимателя, который осуществляет торговлю в рамках крупного супермаркета или занимается производством.
Очевидна необходимость принятия дополнительных мер поддержки и защиты индивидуальных предпринимателей, в противном случае сектор индивидуальных предпринимателей в России сократится до минимума и не будет оказывать какого-либо видимого влияния на экономику [там же].
В настоящее время малый бизнес в лице и индивидуальных предпринимателей, в том числе, составляет самую многочисленную прослойку хозяйствующих субъектов РФ. Таким образом, влияние предпринимательской деятельности на развитие экономики значительно за счёт большой численности ИП. Предприниматели не только занимаются производством и реализацией товаров, но и их потреблением. Основная масса ресурсов, произведённых на территории государства, создаётся именно представителями малого бизнеса.
Но, несмотря на все преимущества ведения предпринимательской деятельности, любой ИП на пути хозяйствования сталкивается с определёнными проблемами. Некоторые проблемы индивидуальных предпринимателей возникают вследствие неблагоприятного функционирования ресурсного рынка. Что это значит? Информационные ресурсы зачастую представлены недостаточно широко; начинающим предпринимателям бывает сложно получить более-менее адекватную консультацию по вопросам своей деятельности. Открытость предоставления ресурсов также зачастую ставится под вопрос. Органы государственной исполнительной власти крайне редко вовлекают ресурсы в бизнес-оборот ИП, предоставляют объекты недвижимости и производственное оборудование для хозяйствования представителей малого бизнеса.