Файл: ПАРАМЕТРЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПАРАМЕТРЫ ДОСТИЖЕНИЯ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Модели участия предприятия на рынке
1.2. Рынок как среда участия предпринимательской сферы
2. РАЗВИТИЕ ФОРМ РЫНОЧНОГО УЧАСТИЯ ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ»
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Развитие рыночных процессов как формы деятельности в компании
1.2. Рынок как среда участия предпринимательской сферы
Определение стратегии для фирмы принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой она находится. Подход к формированию стратегии может отразиться на всей деятельности в целом. Можно сказать, что стратегия является индивудуальной разработкой для каждой конкретной организации[25].
Организация проведения исследования включает в себя следующие этапы[26]:
- постановка цели исследования;
- сбор информации о существующей стратегии;
- анализ собранной информации;
- представление основных рекомендаций для разработки.
Предметом исследования являются методы и механизмы разработки и реализации развития организации[27].
Можно выделить следующие методы исследования:
- анкетный опрос;
- обработка документов;
- SWOT – анализ.
Анкетный опрос предполагает фиксированный порядок, содержание и формы вопросов, ясное указание способов ответа. Мнения, высказанные в ходе опроса, оглашению не подлежат, ответы будут использованы для составления обобщённых выводов и рекомендаций. Существует два базовых типа анкетного опроса: опрос с открытыми вопросами и опрос с закрытыми вопросами. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытых вопросах все варианты ответов заранее предусмотрены. Недостаток открытых вопросов состоит в трудности обработки данных. Также они зачастую остаются без ответов[28].
SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды)[29].
- Сильные стороны (Strengths) – преимущества организации;
- Слабости (Weaknesses) – недостатки организации;
- Возможности (Opportunities) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
- Угрозы (Threats) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
Методика SWOT-анализа является эффективным, доступным и дешевым способом оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. На основе SWOT - анализа с помощью экспертов определяется наиболее оптимальная антикризисная стратегия развития исследуемого предприятия[30].
Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и долгосрочные планы реализации стратегии.
Выводы
В процессе реализации стратегии каждый уровень руководства решает свои определённые задачи и осуществляет закреплённые за ним функции. Решающая роль принадлежит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательных этапов.
Первый этап: углубленное изучение состояния среды, целей и разработанных стратегий.
Второй этап: разработка решений для эффективного использования имеющихся у предприятия ресурсов.
На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру.
Четвертый этап состоит в проведении изменений, без которых невозможно приступить к реализации стратегии.
Пятый этап: корректировка стратегического плана в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникшие обстоятельства.
Результаты реализации стратегии оцениваются, и с помощью системы обратной связи осуществляется контроль деятельности организации, в ходе которого может происходить корректировка предыдущих этапов.
Итак, в первой части выпускной квалификационной работы были описаны теоретико-методические основы разработки стратегии предприятия, а, в частности, рассмотрены сущность и виды стратегий развития, методика, с помощью которой исследуется ситуация стратегического управления на предприятии, а также, процесс реализации принятого стратегического решения.
2. РАЗВИТИЕ ФОРМ РЫНОЧНОГО УЧАСТИЯ ПАО «ТАТТЕЛЕКОМ»
2.1. Общая характеристика предприятия
ПАО «Таттелеком» - российская публичная компания, которая предоставляет услуги в сфере информационных технологий, а в том числе и по обеспечению проводной электросвязи. Компания была создана в 2003 году, в Казани. ПАО «Таттелеком» стабильно занимает лидирующее положение на рынке оказания телекоммуникационных услуг. Данная компания обладает развитой инфраструктурой сетей и возможностями комплексного предоставления услуг всем категориям граждан. На сегодняшний день ПАО «Таттелеком» состоит из семи зональных узлов электрической связи.
Общество является юридическим лицом и действует на основании законодательства РФ по адресу: 420061, г. Казань, ул. Н. Ершова, д. 57. Общество является коммерческой корпоративной организацией и учреждено на неограниченный срок деятельности.
Деятельность публичного акционерного общества регулируется Федеральным Законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208ФЗ. Участники общества не обязаны лично участвовать в его деятельности, предусматривается обязанность по раскрытию информацию в более широком формате по сравнению с непубличными акционерными обществами. Такая норма предназначена для повышения публичности и прозрачности процессов инвестирования.
Публичное акционерное общество «Таттелеком» основной целью своей деятельности считают получение прибыли в результате ведения своей деятельности.
Основными видами деятельности общества являются:
- обеспечение технической эксплуатации линейных и станционных сооружений электрической связи и проводного вещания в строгом соответствии с действующими правилами;
- обеспечение бесперебойной и качественной работы всех средств связи;
- предоставление услуг местной телефонной связи;
- предоставление услуг радиотелефонной связи;
- предоставление услуг аренды каналов связи и физических цепей;
- предоставление услуг международной и междугородной связи;
- подготовка предложений и проектов программ по развитию электрической связи, направленных на удовлетворение потребностей населения, органов государственной власти и управления, обороны и безопасности, охраны и правопорядка;
- организация работ по созданию и комплексному развитию сетей телекоммуникации и телематических служб;
- организация и развитие любых видов деятельности;
- осуществление инвестиционной деятельности;
- предоставление непрофильных услуг населению;
- подготовка предложений по инвестиционной политике в области развития средств электросвязи, по обеспечению соблюдения подведомственными подразделениями стандартов и технических условий;
- разработка предложений по уровню тарифов на услуги электросвязи;
- координация и контроль деятельности подведомственных обособленных структурных подразделений по защите государственных секретов, коммерческой или иной специально охраняемой тайны, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- контроль за соблюдением подведомственными обособленными структурными подразделениями постановлений, нормативных актов Министерства связи Республики Татарстан и нормативных актов Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, а также соблюдение договорной дисциплины и трудового законодательства;
- осуществление внешнеэкономической деятельности;
- проектирование и строительство объектов связи, зданий и сооружений I и II уровней;
- ведение образовательной деятельности в сфере дошкольного воспитания.
ПАО «Таттелеком» несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, общество не отвечает по обязательствам своих акционеров. В случае несостоятельности общества, вызванной действиями (бездействиями) его акционеров или других лиц, которые могут определять действия общества, на указанных акционеров или других лиц при недостаточности имущества Общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
ГУП УЭС «Таттелеком» начала свою деятельность в 1998 на базе структурного подразделения Министерства связи РТ «Казанская междугородная телефонно-телеграфная станция». В последствие ГУП УЭС «Таттелеком» включало 11 зональных узлов электрической связи. В 2003 году на основании постановления Кабинета Министров РТ №350 и Постановления Министерства земельных и имущественных отношений РТ №87 ГУП «Таттелеком» было преобразовано в открытое акционерное общество. В 2007 году после присоединения ОАО «Казанская городская телефонная сеть» руководством компании было принято решение о проведении ребрендинга. Кроме того, в 2010 году ОАО «Таттетелеком» одной из первых в Республике Татарстан поддержала инициативу правительства о повышении уровня компьютерной грамотности населения и запустила бесплатные курсы на базе Верхнеуслонского РУЭС. В этом же году компания «Таттелеком» получила почетное звание «Лучшая компания России 2010» в номинации «оператор проводной связи». Можно сказать, что ПАО «Таттелеком» прочно закрепило свои позиции на рынке IT-технологий и обладает высокими перспективами развития.
Технико-экономические показатели – система показателей, которая характеризует материально-производственную базу предприятия, а также комплексное использование его ресурсов. Показатели сравниваются за определённый период, что позволяет сделать выводы об изменениях в деятельности предприятия. Данные характеристики применяются для планирования и анализа организации производства и труда, уровня техники, качества продукции, использования основных и оборотных фондов, а также, трудовых ресурсов.
Перечень основных технико-экономических показателей следующий:
- объём производства и реализации продукции;
- общий фонд заработной платы;
- текущие издержки производства на единицу продукции;
- валовая и чистая прибыль;
- рентабельность производна;
- уровень конкурентоспособности производства;
- показатели, отображающие текущие потребности в сырье, материалах и оборудовании предприятия;
Для современной быстроразвивающейся области IT-технологий огромное значение имеет конкуренция, поскольку рынок представлен большим количеством организаций, предлагающих свои услуги на весьма высоком уровне. Для успешного функционирования в такой среде, необходимо ясно представлять сильные и слабые стороны всего механизма предприятия.
Основные показатели деятельности ПАО «Таттелеком» за 2014 – 2016 гг. представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Основные показатели ПАО «Таттелеком» за 2014 – 2016 гг.
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Изменения |
|||
2015/2014 |
2016/2015 |
||||||
абс. вел |
% |
абс. вел. |
% |
||||
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. |
7 606 188 |
7 922 792 |
8 080 780 |
316 604 |
4,2 |
157 988 |
2,1 |
Себест-ть проданной продукции, тыс. руб. |
6 373 506 |
6 440 546 |
6 580 729 |
67 040 |
1,1 |
140 183 |
2,2 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
1 232 682 |
1 482 246 |
1 500 051 |
249 564 |
20,2 |
17 805 |
1,4 |
Себестоимость проданных услуг ПАО «Таттелеком» в 2014 году составила 6 373 506 тыс. руб., в 2015 – 6 440 546 тыс. руб., в 2016 – 6 580 729 тыс. руб, очевидно, что наблюдается увеличение себестоимости в 2016 года по сравнению с 2014 на 207 223 тыс. руб или 3,3%.
Валовая прибыль ПАО «Таттелеком» обладает тенденцией к росту, несмотря не незначительное увеличение себестоимости услуг. Полученные данные свидетельствуют о снижении темпа роста валовой прибыли, в 2015 году он составлял – 20,2% по отношению к 2014, в 2016 – всего 1,4% по отношении к 2015 г.
Для определения уровня организации производства и труда, уровня техники и качества продукции на предприятии целесообразно использовать анализ технико-экономических показателей.
В таблице 4 представлены основные технико-экономические показатели деятельности ПАО «Таттелеком» за 2014-2016 гг.
Таблица 4 – Основные технико-экономические показатели деятельности ПАО «Таттелеком»
Показатель |
2014 |
2015 |
2016 |
Изменения |
|||
2015/2014 |
2016/2015 |
||||||
абс. вел |
% |
абс. вел. |
% |
||||
Выручка от реализации услуг, тыс. руб |
7 606 188 |
7 922 792 |
8 080 780 |
316 604 |
4,2 |
157 988 |
2,1 |
Численность ППП, чел. |
5 393 |
5520 |
5 740 |
127 |
2,4 |
347 |
6,4 |
Среднегодовая выработка 1 работника, руб/чел |
1 410,4 |
1 435,3 |
1 407,8 |
24,9 |
1,77 |
-27,5 |
-1,9 |
Основные средства |
6 769 568 |
6 030 445 |
5 608 490 |
-739 123 |
-10,9 |
-421 955 |
-7 |
Среднегодовая ст-ть основных фондов, тыс. руб |
7 105 145 |
6 400 007 |
5 819 468 |
-705 138 |
-9,9 |
-580 539 |
-9,1 |
Фондоотдача, руб. |
1,1 |
1,3 |
1,4 |
0,2 |
16,9 |
0,1 |
9,7 |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
2 270 600 |
2 467 700 |
2 610 500 |
197 100 |
8,7 |
142 800 |
5,8 |
Среднегодовая зар. Плата 1 работника, руб. |
421 027 |
447 047 |
454 791 |
26 020 |
6,2 |
7 744 |
1,7 |
Себестоимость продукции, тыс. руб |
6 373 506 |
6 440 546 |
6 580 729 |
67 040 |
1,1 |
140 183 |
2,2 |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
1 232 682 |
1 482 246 |
1 500 051 |
249 564 |
20,2 |
17 805 |
1,2 |
Рентабельность продаж, % |
16,21 |
18,71 |
18,56 |
2,50 |
0,2 |
-0,15 |
-0,01 |
Прибыль до налогообложения |
1 004 892 |
1 090 322 |
1 085 899 |
85 430 |
0,1 |
- 4 423 |
0 |
Рентабельность затрат, % |
15,77 |
16,93 |
16,50 |
1,16 |
0,1 |
-0,43 |
-0,03 |
Рентабельность продукции, % |
19,3 |
23 |
22,8 |
3,7 |
0,19 |
-0,2 |
-0,01 |