Файл: Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая. Закрытая продажа, когда продажа предприятия производится его персоналу и приравненных к нему лицам (пенсионерам и др.). Деньги от продажи остаются на предприятии и используются для его развития. Недостаток закрытой продажи - возможность для администрации перевода предприятия в свою собственность по низким ценам. Эта модель обеспечивает быструю передачу госпредприятий в руки коллективного собственника, однако не обеспечивает социальной справедливости по отношению к населению, не занятому на приватизируемых предприятиях Открытая продажа (открытая подписка) - возможность участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, в том числе и иностранным. Полученные средства поступают в государственный бюджет. Недостаток способа - отсутствие достоверной информации о стоимости предприятия. [12]

2) Бесплатное (безвозмездная) распределение государственной собственности среди населения, не располагающего значительным капиталом, в том числе иностранным, в соответствии с их участием в производственном процессе. Разновидностью данного способа является ваучерная приватизация (сертификаты, купоны, боны и др.). Ими могут наделяться все граждане или только совершеннолетние. Затем предполагается обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры, то есть население в виде акций конкурентного предприятия получает свою часть национального богатства. Используются и посреднические схемы (финансовые институты в виде инвестиционных фондов), когда ваучеры вкладываются в эти фонды, а они покупают акции приватизируемых предприятий. После определенного законом установленного срока ваучеры изымаются из обращения, а покупка акций производится исключительно за деньги. [12]. Практика приватизации свидетельствует, что она редко осуществляется по одному «чистому» способу, а в большинстве случаев - комбинация разных подходов.

Ваучерная приватизация в массовом масштабе проводилась на раннем этапе преобразований в России. Льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний широко применялась в России в начале 90-х годов. Продажа государственной собственности по конкурсу и на аукционе в России стала основным методом приватизации со второй половины 90-х годов. Реституция (возврат собственности законным владельцам или их наследникам) происходила в большинстве стран Восточной Европы и Балтии. В России реституция не проводилась.

Мелкие предприятия переходили в частные руки путем их продажи на аукционах или по конкурсу. Крупные предприятия передавались приватизационным ведомствам, которые осуществляли их разгосударствление на основе акционирования. Акции таких предприятий частично передавались коллективам предприятия, оставшаяся же приобреталась частными (юридическими и физическими) лицами на аукционах или по конкурсу.[9]


Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» ( ред. Законов РФ от 05.06.92 г. N 2930-I; от 24.06.92 г. N 3119-I; Указа Президента РФ от 24.12.93 г. N 2288; ФЗ от 17.03.97 г. N 58-ФЗ) (утратил силу – ФЗ от 21.07.97 г. N 123-ФЗ), с которого следует вести отсчет российской приватизации, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий, закреплял льготы работникам предприятий. Закон предусматривал пять способов приватизации государственной собственности: продажа предприятия по конкурсу, на аукционе, продажа долей (акций) в капитале предприятия, выкуп арендованного имущества, преобразование предприятия в акционерное общество. [4]

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 123 ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", (ред. от 05.08.2000)", (утратил силу-ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ), ввел новые способы приватизации государственного и муниципального имущества, существенно изменил форму проведения конкурсов: инвестиционный конкурс был упразднен, а переход права собственности на проданное на коммерческом конкурсе имущество стал возможен только после выполнения победителем инвестиционных и (или) социальных условий в отношении объекта приватизации. В Законе акцент был перенесен с приватизации предприятий на государственное имущество -имущественные доли государства в акционерных обществах. [4]

Новый Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»(ред.29.12.2015) придал приватизации плановый характер, расширил инструментарий приватизации, обеспечил прозрачность приватизации, подробно описал подготовку к приватизации государственных и муниципальных предприятий.[4]

В Законе перечисляются способы приватизации государственного имущества, применяемых в зависимости от размеров предприятия, ликвидности или результатов первичных продаж: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество, в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.


Приватизация в России 1992 – 2019 годы

Особенности, задачи и этапы российской приватизации

Российская приватизация носила беспрецедентный характер не только по своим масштабам, но и по содержанию. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, где передача в частные руки государственного имущества решала задачу повышения эффективности отдельных предприятий, в России приватизация была призвана обеспечить радикальное изменение отношений собственности, т.е. решить задачи изменения экономического базиса общества.[ 4]

Российская приватизация существенно отличалась от классических форм «перевернутой логикой» своих этапов и мероприятий. Зарубежная практика свидетельствует, что массовой распродаже государственной собственности должны предшествовать этапы, связанные с реструктуризацией предприятий и отраслей, повышением прозрачности их финансово-хозяйственной деятельности и т.п. В России же сначала произошел массовый переход государственных активов в частные руки, а затем – реструктуризация. Это существенно замедлило процесс формирования эффективных собственников и ограничило возможности привлечения инвестиций.[8]

В 1990-91гг. в стране сложилась следующая структура собственности на средства производства: государственная собственность - 95.8% и негосударственная 4.2 % ( в т.ч. собственность кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-стро­ительные) -1.5%, собственность граждан -1.2%, другие -1.5%) ( рис.1, приложение А). Эти данные свидетель­ствуют о высоком государственном монополизме на средства производства.

Основной причиной необходимости проведения приватизации являлось неэффективное использование государственными предприятиями национального богатства. Необходимость приватизации мотивировалась застоем в промышленности и в сельском хозяйстве.

Главной задачей ре­формы 1990-х гг. было разрушение старого административного аппарата управления народным хозяйством и создание рыночных механизмов.

Основная роль в реформировании народного хозяйства была отведена приватизации предприятий. Мнением народа по этому поводу не интересовались, но, начиная приватизацию, россиянам объяснили, что приватизированные предприятия будут работать гораздо лучше. На них должны прийти настоящие хозяева, которые все увеличат, поднимут, усовершенствуют, достигнут и (самое главное) получат. Следовательно, реформы должны были неминуемо привести к серьезному росту во всех отраслях народного хозяйства, и это произойдет именно после приватизации предприятий и перехода их в частную собственность. Кроме того, будет создан класс «хозяев» - опора власти.[7]


Приватизация в России проводилась при активном участии большой группы иностранных консультантов и советников. Наиболее известными были А.Шлейфер и Д.Хэй из Гарвардского университета. Советники совершенно не знали специфики России, ее судьба была им безразлична. Консультируя реформаторов, они параллельно торговали ценными бумагами российских предприятий. Была создана экспертная комиссия в составе 11 человек, большая часть членов которой оказались иностранцами . Заместителем председателя был назначен Д.Хэй. Комиссия получила широкие полномочия, в том числе рассмотрение проектов указов президента, постановлений правительства «… по поводу определения специфики приватизации в отдельных отраслях народного хозяйства, создания холдинговых компаний и передачи управления предприятиями».[7]

Отличительной чертой приватизации была низкая активность граждан страны, потерявших сбережения в результате либерализации цен.

Второй особенностью была высокая скорость приватизации и, следовательно, крайне низкая цена проданных предприятий. Очень спешили, и предприятия не продавались, а дешево распродавались.[7]

Третья отличительная черта - приватизация в РФ проходила при участии и часто даже под контролем криминальных структур. А.Чубайс: «Мы отдали собственность тем, кто был к ней ближе: бандиты, секретари обкомов, директора заводов…» [Цитата озвучена 26.10.2011, TV Россия 1, передача «Исторический процесс»]. В.Путин, 06.02.2008: «Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами». Д.Сорос назвал нашу приватизацию бандитской.[7]

Еще одна отличительная черта приватизации РФ – она проводилась в ущерб национальной безопасности государства. С.Глазьев, академик РАН: «Мы знаем, что в ходе приватизации ,почему-то, американские компании, близкие к американским спецслужбам, благодаря своим советникам, сидевшим в Росимуществе, ухитрились скупить именно те предприятия авиационной промышленности, которые выпускали критически значимые комплектующие… И дальше эти предприятия начали закрываться… Это просто блокирование нашего оборонного потенциала» [7]

Оценивая целесообразность принятия решения о начале массовой приватизации, необходимо учитывать тот факт, что спонтанная приватизация тысяч предприятий в России началась еще на рубеже 1980-1990-х годов и проводилась зачастую силовыми и криминальными методами. [4]

Отсчет российской приватизации, следует вести с принятия Закона РСФСР от 03.07.1991 г. № 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (утратил силу) – который регламентировал порядок и способы проведения приватизации. Приватизация делится на следующие этапы.


Первый этап - период 1992-1994 гг. - ваучерный этап приватизации. В стране насчитывалось 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий. Необходимо было реализовать модель, обеспечивающую быстрые темпы и массовый характер приватизации, поддержку приватизации большей частью общества. Именно поэтому было осуществлено безвозмездное размещение приватизационных чеков - ваучеров, представляющих собой ценные бумаги номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Они использовались как платежное средство для приобретения объектов приватизации. Приватизационные чеки могли продаваться и покупаться без ограничения их количества. Население России получило 146 064 тыс. приватизационных чеков.

Были провозглашены задачи приватизации: покончить с господством государственной собственности и сформировать класс частных собственников, который по уровню доходов превратится в зажиточный «средний класс».[12]

К середине 1994 года в ходе чековой приватизации большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий были созданы акционерные общества. По официальным данным за период ваучерной приватизации (до 1 июля 1994 г.) было разгосударствлено 70% промышленных предприятий. Доля госсобственности в общей стоимости имущества составила 35%.[12]

Чековая приватизация ликвидировала монополию госсобственности в народном хозяйстве и позволила внедрить основы рыночной экономики многоукладного типа. Была создана система институциональных инвесторов в виде чековых инвестиционных фондов. Этот этап положил начало привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций и вхождению отечественной экономики в сложившуюся систему мировых хозяйственных связей.

Второй этап приватизации - денежный, начался с 1 июля 1994 г.

Основная задача – пополнения доходной части федерального бюджета и привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации . Предполагались продажа предприятий или их акций на аукционах, конкурсах, выкуп арендованного имущества и другие способы приватизации. Задачей этого этапа стала передача прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки собственников. Денежная приватизация позволила вывести значительную часть государственного имущества из-под директивного управления государством и вовлечь его в рыночный оборот. Кроме того, в ходе денежной приватизации сформировались основы рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации.[12]