Файл: Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

Данная курсовая работа посвящена теме разгосударствления и приватизации собственности.

Приватизация и разгосударствление собственности в настоящее время очень актуальная тема, так как в последние десятилетия в России произошли масштабные изменения, связанные с переходом нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной. Для осуществления этого перехода необходимо было создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий.

Именно приватизационная реформа стала «основной движущей силой» коренных преобразований в экономике. Сегодня изменения в формах и структуре собственности, вызванные этим процессом, затронули интересы всех россиян без исключения, так что на ближайшую и отдаленную перспективы жизнь в российском обществе определяется эффективностью современных социально-экономических институтов

Приватизация в России прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. В нашем обществе сейчас всё чаще можно услышать высказывания по поводу незаконности проведенной приватизации, её экономической и политической нецелесообразности, а некоторые политические деятели высказываются за пересмотр итогов проведенной приватизации.

Актуальность данной темы обусловлена и тем, что в нынешнее время, в нашей стране, процесс приватизации продолжается.

Целью данной курсовой работы является исследование процесса приватизации и разгосударствления собственности в России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1)Раскрыть понятия разгосударствления собственности и приватизации; 

2)Рассмотреть процесс приватизации в России 1992-2019 гг.; 

3)Проанализировать итоги и перспективы развития приватизации в России .

Объектом исследования являются процессы разгосударствления и привати­зации собственности. 

Предмет исследования – особенности развития приватизации в России .

Методы исследования: анализ, исследование научной и специальной литературы; метод сравнения и синтеза; и т.д.

При написании работы использовалась научная и учебная литература по экономической теории и микроэкономике. Кроме этого использовались данные из научных статей, а также электронные ресурсы и нормативно-правовые документы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В первой главе раскрывается понятие приватизации и разгосударствления, цели, задачи, способы и формы приватизации. Во второй главе анализируется процесс приватизации в России в 1992 – 2019 годы: особенности, этапы, итоги, современные тенденции и перспективы развития приватизации.


  1. Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности.

    1. Разгосударствление: понятие, пути и способы.

В XX в. экономико- правовая структура собственности во многих странах, в том числе и в России, подверглась существенным изменениям, которые связаны с переходом от одних классов и форм собственности к другим, переменой их места и роли в экономической жизни.

Изменение форм собственности связано с понятиями «национализация», «разгосударствление» и «приватизация», которые являются методами, посредством которых меняется акцент в системе стимулов к производственной деятельности и реализуются попытки повысить эффективность национальных экономик. [12]

Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер. [12]

Задачи разгосударствления экономики:

1.Обеспечение экономической свободы граждан.

2.Повышение экономической ответственности товаропроизводителей.

3.Передача функций непосредственного руководства хозяйственной деятельностью предприятием.

4.Сокращение государственных расходов на поддержку низкорентабельных и убыточных предприятий.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям: 
1)разгосударствление процессов присвоения, признание каж­дого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация; 
2)создание многообразных форм хозяйствования, предоставле­ние всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйствен­ной деятельности в рамках закона; 
3)возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ас­социации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизон­тальные связи. [12]


Разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике. [ 9]

Преобразование государственной собственности не должно вести к полной ее ликвидации, так как общее совместное имущество используется в национальных интересах. Поэтому, речь идет о правильном определении границ разгосударствления и установления нормальных соотношений между государственными и негосударственными секторами экономики страны. [10]

Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных способах разгосударствления.

Либерализация рынков. В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число много профильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно - частных). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования.

Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (коммерциализация). С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которых находятся государственные предприятия: сокращение госсубсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот.[9]

Денационализация - изменение собственности государственных предприятий. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.[9]

В действительности все эти способы переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации [9]

1.2.Сущность и цели приватизации

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную».


Приватизация - часть процесса разгосударствления собственности на средства производства, и передача ее в собственность частным и акционерным компаниям, отдельным физическим лицам (частным собственникам) и трудовым коллективам на основе выкупа или в аренду с правом последующего выкупа, а также безвозмездно, т.е. трансформация государственной собственности в иные формы собственности . [10]

К формам приватизации относятся также распродажа определенной доли акций; денационализация и реприватизация (передача государственной собственности в иные формы собственности).

В социальном плане приватизация означает формирование и укрепление широкого слоя собственников как наиболее надежной опоры и основы стабильности общества с рыночной экономикой.[10]

Главная цель приватизации - обеспечить критическую массу институциональных изменений, когда частный сектор становится конкурентоспособным на рынке товаров и услуг. Поэтому экономическая теория приватизацию рассматривает как переход от административно- командной системы к рыночной.[12]

Основными целями приватизации являются:

  • формирование новых форм собственности и слоя частных собственников,
  • повышение эффективности экономики в целом и отдельных предприятий,
  • привлечение в производство инвестиций
  • уменьшение бюджетных расходов на поддержку нерентабельных предприятий,
  • создание условий для развития рынка недвижимости. [12]

Приватизация, как процедура перераспределения собственности должна служить решению следующих задач:

  • повысить эффективность использования активов;
  • усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;
  • расширить доступ предприятия к капиталам;
  • обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;
  • сформировать новых владельцев, которые станут более эффективными собственниками;
  • увеличить поступления средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;
  • обеспечить более справедливое распределение прибылей;
  • деполитизировать предприятия, ослабив их связи с государством.

В Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (ред.29.12.2015) сформулированы основные принципы приватизации :

  • равенство покупателей государственного и муниципального имущества,
  • открытость деятельности органов государственной власти,
  • отчуждение государственного имущества в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе).

Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, пред­приятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т.д. 

После приватизации, субъектами собственности становятся: частное лицо, работник приватизируемого предприятия, трудовой коллектив, банки, холдинги, акционерные общества (товарищества) и т.д. [12]

В результате приватизации формируются новые формы собственности: частная и смешанная. Появляется свобода выбора и предпринимательства; личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в хозяйственные процессы. Все это способствует формированию новых производственных отношений, известных, как капиталистический способ производства, или рыночная система хозяйствования.

Приватизация выступает необходимым условием перехода к рыночной экономике, поскольку лишь путем ее осуществления можно сформировать субъекты рынка: свободных, независимых товаропроизводителей, конкурирующих между собой.

1.3.Формы и способы приватизации.

Различают малую и большую приватизацию. Различия состоят в том, что в первом случае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы или небольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью, во втором - акционерные общества, акции которых чаще всего имеют хождение на фондовой бирже.

Различают по форме формальную и реальную приватизацию Преобразование предприятия в акционерное общество можно назвать формальной приватизацией, поскольку после выкупа акций бывшего государственною предприятия членами трудового коллектива часть акций остаются в государственной собственности, и требуется определенной для выкупа их другими инвесторами. Реальная приватизация происходит при продаже предприятия в частные руки. Этот процесс осуществляется при помощи аукционов и тендеров.

Выделяют две основных модели ( формы) приватизации:

1) Денежная (возмездная) - передача государственных предприятий частным лицам в результате продажи. Она обеспечивает появление частного собственника, дает государству дополнительные средства, создает условия привлечения в страну иностранных инвестиций, возможность использования передовых технологий и эффективного менеджмента.