Файл: Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Начиная с 1997 года, в России наблюдается замедление темпов приватизации, что свидетельствовало о завершении процесса массовой приватизации. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.

С 1997 года началась приватизация по индивидуальным проектам. В 1998 году произошла смена приоритетов. В результате была разработана новая модель приватизации в России, целью которой стало кардинальное повышение эффективности функционирования российских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом, путем создания широкого слоя эффективных собственников, активного привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, восстановления функционирования фондового рынка, оптимизации структуры государственной собственности .

Этот этап приватизации (с 1999 г. – по настоящее время) получил наименование точечного. В аналитических материалах Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью. Подход к приватизации предприятий теперь уже стал дифференцированным и зависящим от их ликвидности. И, как следствие, приватизация является, в первую очередь, инструментом реализации структурной политики и развития экономики страны.

Если в странах с развитой рыночной экономикой процесс приватизации был направлен главным образом на повышение эффективности экономики, то в России процесс приватизации явился созданием самого института частной собственности.

Проблемы приватизации

Решение о начале массовой российской приватизации в определенном смысле оказалось вынужденным. Начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических последствий.[4]

Ускоренная приватизация совпала по времени с глубочайшим экономическим кризисом в России, что негативно отразилось как на положении приватизированных предприятий, так и на материальном положении работающих на них людей.

В мировой экономической истории не было еще прецедентов, когда на огромном геополитическом пространстве практически одно­временно и в столь короткие сроки были бы приведены в движе­ние фактически все государственные активы. Процесс такого разма­ха не мог пройти гладко,. Проблемы были неизбежны и в основном могут быть сведены к следующему.


Во-первых, приватизация и другие реформы проводились в России без предварительной разработки хоть какой-то програм­мы, часто спонтанно, методом «проб и ошибок». Значение, ме­сто и роль приватизации в преобразованиях общества и госу­дарства не были заранее определены.

Во-вторых, приватизация велась в обстановке острейшей политической конфронтации, при отсутствии консенсуса в об­ществе и государстве. Представители довольно-таки широких слоев населения выступали против приватизации вообще или методов ее проведения.

В-третьих, параллельно с приватизацией Россия осуществ­ляла переход к новой общественно-политической формации.

В-четвертых, приватизация шла поспешно, в крайне сжатые сроки, что неизбежно порождало всякого рода недоразумения, ошибки и злоупотребления.

В-пятых, при советской вла­сти огосударствление глубоко проникло во все сферы жизнеде­ятельности общества, широко охватило многие общественные отношения. Как следствие, и разгосударствление, и приватиза­ция имели место одновременно во всех сферах общества. [4]

В федеральных органах законодательной и исполнительной власти отсутствовал реальный консенсус в отношении выбора приватизационной модели, а также методов и процедур ее реализации. Законодательство на всем протяжении 90-х годов объективно носило внутренне противоречивый, непоследовательный характер, а приватизационная практика не соответствовала декларируемой идеологии (формирование эффективного собственника, повышение эффективности деятельности предприятий и создание социально ориентированной рыночной экономики, привлечение иностранных инвестиций и т.п.). До последнего времени законодательная база постоянно отставала от реальных процессов приватизации, не обеспечивала возможностей для контроля приватизационных сделок, не позволяла эффективно противодействовать новым формам экономической преступности. Недостатки законодательства создавали препятствия для достижения стратегических целей приватизации и косвенно повлияли на формирование в обществе представлений о несправедливости и нелегитимности ее результатов. Тем не менее недостаточность и неполнота законодательной базы не являются основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации .[4]

До сих пор не решен вопрос о соответствии норм приватизации нормам Конституции России и Гражданского кодекса России .

Отсутствие должного контроля за приватизацией породило процветающую коррупцию , злоупотребления служебным положением, хищения во всех его проявлениях, взяточничество. Новыми для России стали такие виды экономических преступлений, как подделка ценных бумаг, мошеннические операции с ваучерами, недобросовестные рекламные кампании, организация «финансовых пирамид» имело место огромное количество нарушений законодательства. Наиболее распространенными и характерными нарушениями явились: превышение установленных законом полномочий в сфере распоряжения государственным имуществом; невыполнение органами своих непосредственных обязанностей в сфере приватизации; необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, притворность конкурсов и низкая результативность продаж и др. [14].


Для искоренения нарушений в сфере приватизации, в конце 2013 года, в полиции появилось новое подразделение «отдел по борьбе с преступлениями, связанными с приватизацией госсобственности», которое, имея властные полномочия и преследуя основную цель - выявление и раскрытие преступлений, может значительно уменьшить количество нарушений закона в области приватизации государственного и муниципального имущества и увеличить доход государства.[15]

2.3. Итоги приватизации

В течение 90-х годов в России был осуществлен переход к многообразию форм собственности. В результате приватизации, в России образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть госмонополию, создать основу для развития рыночных форм хозяйственных связей и использования механизмов конкуренции, сформировались рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, банки, страховые компании и др.) Приватизация способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.

В качестве положительного результата следует отметить , что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. Всего за 1992-2014 гг. создано 34,5 тыс. хозяйственных обществ .

За период приватизации общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4886 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось до 113.7 тыс. (в 2014 году) и составило 2.3 % общей численности зарегистрированных юридических лиц. Число частных предприятий увеличилось до 4212.2тыс. и составило 86.2%. Структура собственности в РФ в 2015 году: частная- 86.2 %, государственная - 2.3 % , муниципальная – 4.5%, прочая -7%. (рис.2,приложение)

Отрицательным результатом приватизации считают, что на практике, приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, их уполномоченных представителей, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, в том числе имеющих стратегическое значение, в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам; необоснованное занижение цены продаваемых государственных активов, притворность конкурсов и низкая результативность продаж, что приводило к недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество;коррупция в органах власти; отсутствие системы противодействия криминалу в сфере приватизации.[4]


В 90-х от приватизации более 133 тысяч предприятий доходы государства составили 65 млрд. рублей. За период 2000 – 2013 гг. приватизированы около 10,8 тысяч предприятий, доход был в 19 раз больше – 1237 млрд.рублей. Даже с учетом платежей, поступавших за ранее приватизированные предприятия, разница между нулевыми и 90-ми оказалась очень значительной [7]

Отсутствие долгосрочной приватизационной политики государства привело к тому, что акции стратегически важных предприятий оказались скуплены иностранными фирмами (например, акции ОАО «Пермские моторы» в объеме 13,24 %, акции ОАО «АНТК им. А.Н.Туполева» в объеме 26,7 % и т.д.). Многократно увеличилось количество совместных предприятий и организаций с участием иностранного капитала .[4] Так число организаций с участием иностранного капитала, выпускающих продукцию и оказывающих услуги с 1995 года по 2015 год увеличились с 8000 до 23520. Значительная часть прибыли этих предприятий уходит за рубеж.

Государство не смогло стать эффективным собственником. Несмотря на крупные пакеты акций нефтегазовых и иных энергетических компаний, принадлежащих государству, эти акционерные общества являлись самыми крупными неплательщиками налогов в бюджеты, при этом имели большое количество льгот и преференций, выданных Правительством РФ. [4]

Проведенная в России приватизация общенародной собственности оценивается негативно. Произошло перераспределение накопленной столетиями собственности (имущества, богатства, в том числе созданного за годы советской власти) в пользу относительно небольшой группы граждан за счет ущемления интересов основной части населения. По данным социологических опросов результаты приватизации считают несправедливыми до 90% населения страны.[ 10]

Процесс приватизации продолжается в нашей стране и в настоящее время. В последние годы темпы приватизации в России не выглядели впечатляющими. В 2014 году в рамках выполнения Программы приватизации осуществлена приватизация акций 155АО , 11 объектов имущества казны РФ,33 ФГУП. Продажи составили 8,05 млрд. руб. В 2014 году реализовано 2 сделки с акциями крупнейших АО на сумму около 20,9 млрд. рублей.

По итогам 2015 года Росимуществом реализовано на торгах, в рамках прогнозного плана приватизации на 2014-2016 годы, 103 пакета акций предприятий на общую сумму 7,3 млрд. рублей,от продажи федерального имущества перечислено в федеральный бюджет 6,304 млрд. рублей .[6] «Одной из главных характеристик 2015 года стало отсутствие продаж крупных активов»,- отметила О. Дергунова, бывший руководитель Росимущества .


По итогам 1 квартала 2019 года Росимуществом реализовано на торгах, в рамках прогнозного плана приватизации на 2019-2022 годы, 32 пакета акций предприятий на общую сумму 1 790 346 400 рублей. Продажи проходили в 17 регионах России, участвовало 108 представителей компаний и частных лиц.[18]

    1. Современные тенденции и перспективы приватизации в России.

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.
В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе иностранного, который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест.[4]

В перспективе подавляющее большинство остающихся в госсобственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства в обозримой перспективе будут оставаться лишь важнейшие предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), имеющие ключевое значение для обеспечения обороноспособности страны. Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1996 г. определен список 480 предприятий ВПК, приватизация которых запрещена бессрочно.[4]

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2019 - 2022 годы предусматривает завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний "несырьевого сектора", не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса. В 2019-20 годах будет продолжена работа по отмене ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и акционерных обществ в соответствии решениями Президента РФ. В отношении таких организаций и имущества будет определяться наиболее приемлемый и экономически обоснованный способ управления, включая их приватизацию.[5]

РФ по состоянию на 01.01. 2015 года являлась собственником пакетов акций 1178 ФГУПов и 2113 АО. В прогнозный план приватизации в 2014-2016 годы год было включено 513 ФУГП, 436 АО и 94 объекта недвижимого имущества казны РФ. Учитывая неприватизированные предприятия, входящие в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011–2013, в 2014-2016 годах подлежали приватизации 1201 АО и 638 ФУГП.